Рабовладельческое государство.




ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД

До недавнего времени формационный подход признавался у нас в качестве единственно возможного и научного, поскольку выражал марксистское отношение к вопросу о типе государства. Суть его в том, что выяснение типа государства основывается на понимании истории как естественноисторического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой некото­рых в условиях существования классов соответствует определенный тип государства. Аналогично понятием типа государства ох­ватываются общие, наиболее существенные признаки, характер­ны для всех государств одной и той же социально-экономичес­кой формации. Тип государства означает конкретизацию, определенность его экономической основы, классовой сущности и социального назначения.

Дляопределения типа государства в данном значении необхо­димо ответить на три вопроса.

Какой общественно-экономической формации, какому типу производственных отношений соответствует данное государст­во? Орудием какого класса оно является? Каково социальное назначение данного государства?

Для обозначения выделяемых на этом основании типов госу­дарства используется термин «исторические типы государства»[4]. Согласно формационной типологии существуют четыре типа государства:

― рабовладельческое;

― феодальное;

― буржуазное (капиталистическое);

― социалистическое[5];

― азиатское (восточное[6]);

― прафеодальное[7].

В настоящее время рассматривается такой тип государства как азиатский (восточный), который предшествовал рабовладельческому государству3.

 

Азиатское (восточное) государство.

Географически и природные условия этих государств требовали организации крупных ирригационных работ. Экономической основой являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения.

Функции восточного государства:

a) организация общественных работ;

b) взимание податей;

c) оборона своей территории или захват чужой;

d) подавление сопротивления общинников и рабов.

Организация государственной власти была представлена в форме восточной деспотии, где вся власть принадлежала наследственному монарху, правящему при помощи сильного военного бюрократического аппарата3.

 

Рабовладельческое государство.

Рабовладельческое государство является исторически первым типом государственной организации, возникшей на развалинах пер­вобытнообщинного строя в силу разложения общества на классы и возникновения первых противостоящих друг другу социальных сил в виде рабовладельцев и рабов. Наиболее древними рабовладельчес­кими государствами были государства, образовавшиеся в конце IV— начале III тыс. до н.э.: в Древнем Египте — Египетское царство, в долинах азиатских рек Тигра и Евфрата — Шумерийские государ­ства, а также Ассирийское государство (III тыс. до н.э.), государства Индии и Китая (II тыс. до н.э.) и Хеттское государство (конец II тыс. до н.э.). Более поздними рабовладельческими государствами были государства Древней Греции и Древнего Рима, возникшие в бассей­не Средиземного моря.

В своем развитии рабовладельческий строй, а вместе с ним государство и право проходят две основные стадии. Первая стадия ассоциируется с древневосточным рабовладением. Среди ее наибо­лее характерных черт и особенностей выделяются следующие. На­личие значительных остатков первобытнообщинного строя. Суще­ствование примитивных форм патриархального рабства и ведения хозяйства, при котором рабу разрешается иметь свое имущество и даже семью. Сохранение в течение длительного времени, наряду с частной собственностью на рабов, коллективного рабовладения (ра­бы, принадлежащие отдельным храмам, государству). Существова­ние, сельскохозяйственных общин, обусловленное климатическими условиями Востока и, как следствие этого — необходимость приме­нения коллективного труда на строительстве ирригационных соору­жений, при эксплуатации оросительных систем, развитии животно­водства, возделывании сельскохозяйственных культур, обработки земли. Сельская община осуществляла куплю-продажу земельных участков. В соответствии с установленными правилами она перерас­пределяла землю между своими членами, решала основные вопросы более рационального использования земли.

Наряду с сельской общиной в странах Древнего Востока кол­лективными собственниками земли были государство и отдельные храмы. Частная собственность на землю, так же, как и на другие средства производства, в этих странах не получила такого широкого развития, как в других рабовладельческих государствах. По мере развития рабовладельческого строя в странах Древнего Востока право коллективной собственности общины на землю постепенно вытесняется правом коллективного пользования землей.

Вторая стадия развития рабовладельческого строя — период греческо-римского рабовладения. Эта стадия отличается более высоким уровнем развития рабовладельческого способа производства, полным отсутствием каких бы то ни было остатков первобытнооб­щинного строя, наиболее высокой степенью развития рабовладель­ческого государственного аппарата и права, более развитыми фор­мами эксплуатации рабов и неимущих граждан, «образцами» беспо­щадного насилия и подавления масс.

Экономическую основу рабовладельческого государства состав­ляла частная собственность рабовладельцев на средства производ­ства и рабов. В условиях рабовладельческого строя впервые в исто­рии развития человечества в наиболее резкой и обнаженной форме проявляется экономическое, политическое и социальное неравенство классов и слоев общества, полное, практически ничем не ограничен­ное господство одного класса — рабовладельцев и полное бесправие другого класса — рабов.

На всех стадиях развития рабовладельческого государства ра­бы постоянно оставались на положении вещей, «говорящих орудий» и рассматривались не иначе, как производители материальных или иных благ. Характеризуя положение рабов как орудий производ­ства, К. Маркс писал, что «раб не продает свой труд рабовладель­цу, так же как вол не продает своей работы крестьянину. Раб вместе со своим трудом раз и навсегда продан своему господину».

Основными способами установления рабства являются такие, как захват мирных жителей чужих территорий и военнопленных с целью превращения их в рабов, продажа свободных людей или граждан в рабство за долги (в Древней Индии, Риме — долговое рабство), обращение в рабов за совершение государственных или иных тяжких преступлений, и др.

Рабовладельцы и рабы составляли основу рабовладельческого общества, являлись основными, но отнюдь не исчерпывающими всей социальной структуры данного общества, классами. Наряду с ними на протяжении всей истории существования рабовладельческого строя встречались различные, так называемые не основные классы и социальные группы (слои свободных и полусвободных людей). В их числе можно назвать, например, крестьян-общинников и ремеслен­ников в странах Древнего Востока (Вавилон, Индия, Китай), торго­вых людей, вольноотпущенников и метеков — чужеземцев в Риме и Афинах, перегринов и колонов в Римской империи и др.

Свободные и полусвободные слои рабовладельческого общества, в частности, ремесленники и мелкие землевладельцы, постоянно ра­зорялись и закабалялись крупными землевладельцами и ростовщи­ками. Их относительно дорогостоящий труд зачастую вытеснялся гораздо более дешевым и более распространенным трудом рабов. Будучи оторванными от земли и своих традиционных средств производства, они, как правило, пополняли фактически бесправные и весьма многочисленные, особенно в рабовладельческом Риме и Афи­нах, ряды люмпен-пролетариата. Несмотря на то, что положение свободных и полусвободных слоев рабовладельческого общества в значительной мере отличалось от положения рабов, они наряду с рабами подвергались жестокой эксплуатации со стороны рабовла­дельцев и подавлялись рабовладельческим государством. Наиболее ярко это проявлялось, например, по отношению к такой категории свободных людей Римской империи, как перегрины, в состав кото­рых входили жители провинций Рима, не получившие римского гражданства, и римские граждане, подвергавшиеся высылке за со­вершение преступлений, а также по отношению к колонам, состояв­шим в большинстве своем из формально полусвободных, но факти­чески накрепко привязанных к арендуемым ими земельным участ­кам (парцеллам) закабаленных крестьян. Ни на первую, ни на вто­рую социальные группы в полной мере не распространилось искон­ное римское право. Они постоянно находились в зависимом положе­нии и подавлялись. Особенно тяжелым было положение колонов, которые были прикреплены к земле и могли быть проданы вместе со своей парцеллой. Они не были рабами, но и не считались свобод­ными.

Рабовладельческое государство при этом, будучи по своей со­циально-классовой сущности организацией класса рабовладельцев, одним из важнейших звеньев механизма власти данного класса, использовало все находящиеся в его распоряжении средства для оформления и укрепления экономического базиса рабовладельчес­кого общества, для обеспечения устойчивости и защиты рабовла­дельческого общественно-политического строя, для удержания гос­подства рабовладельцев над рабами, для обуздания свободной бед­ноты и рабов.

Каковы же были основные функции и механизм рабовладель­ческого государства?

Рабовладельческое государство осуществляло ряд внутренних и внешних функций. Каждая функция рабовладельческого государ­ства представляла собой одно из основных направлений деятельно­сти данной организации, обусловленное его сущностью, социальным содержанием и назначением, а также стоящими перед ним целями и задачами.

В числе внутренних функций следует назвать прежде всего функцию создания и поддержания наиболее оптимальных условий для эксплуатации разоренных свободных масс и рабов. В данной функции наиболее отчетливо проявляется эксплуататорский харак­тер рабовладельческого государства и его отношение к экономичес­ким интересам господствующего класса. Государство при этом, бу­дучи собственником больших земельных угодий, копий, рудников и огромного количества рабов, не только создавало условия для эксплуатации масс со стороны господствующего класса, но и само вы­ступало как эксплуататор. Наиболее ярко это проявлялось в Древ­нем Египте, где рабовладельческое государство на протяжении всей истории своего существования неизменно выступало, с одной сторо­ны, как верховный собственник всей земли, обладающий правом сбора налогов и привлечения к выполнению публичных работ, а с другой — как прямой собственник значительного количества земли, недр, воды, оросительных каналов, рабов.

Рабовладельческое государство Древнего Египта, наряду с дру­гими древневосточными государствами, в целях поддержания эко­номики страны в условиях неблагоприятного для ведения сельского хозяйства климата, вынуждено было уделять значительное внима­ние организации общественных работ (организации эксплуатации) по строительству и постоянному использованию заградительных плотин, оросительных каналов, крупных ирригационных систем.

Важными внутренними функциями рабовладельческого госу­дарства были также функция охраны рабовладельческой частной собственности, функция подавления сопротивления рабов и других угнетенных масс. Необходимость осуществления данных функций вызывалась массовыми выступлениями рабов, многочисленными восстаниями свободных, но разоренных социальных групп и слоев, теми непримиримыми противоречиями и борьбой, которая непре­рывно велась на протяжении всей истории существования рабовла­дельческого строя между рабами и рабовладельцами, бедными и богатыми, угнетенными и угнетателями. Наглядными примерами такой борьбы могут служить крупные восстания рабов и неимущих общинников в Египте (середина XVII в. до н.э.), восстание рабов и вольноотпущенников в Малой Азии (I в. до н.э.), крупнейшее восста­ние рабов под руководством Спартака в Риме (74—71 гг. до н.э.) и др. Осуществляя функцию охраны рабовладельческой собственно­сти и подавления сопротивления рабов и неимущих слоев, рабовла­дельческое государство широко использовало принудительные ор­ганы (армию, суды, полицию, тюрьмы), систему репрессивных по своему характеру правовых актов, а также различные узаконенные формы устрашения и террора по отношению к рабам. В Спарте, например, с целью удержания в подчинении угнетенных предста­вителями господствующего класса время от времени устраивались массовые убийства (криптии) наиболее сильных и непокорных ило­тов — государственных рабов. В Риме, согласно многократно при­менявшемуся закону, в случае убийства рабом господина подверга­лись казни все жившие или находившиеся в момент убийства под одной крышей с убийцей рабы. Исключение составляли лишь те рабы, которые приводили убедительные доказательства того, что они оказывали всяческую помощь и защищали своего господина с риском для собственной жизни. Жестоко и беспощадно расправля­лись рабовладельцы с массами, оказывавшими неповиновение, с побежденными участниками восстаний — крестьянами-общинниками и рабами.

Господствующими классами в процессе повседневного угнете­ния и подавления масс, наряду с мерами устрашения, террора и физического уничтожения непокорных, широко и методически при­менялись также и разнообразные средства духовного закабаления. Особую роль при этом играла религия, освящавшая взгляды, соглас­но которым физический труд является лишь уделом вольноотпу­щенников и рабов.

История развития рабовладельческого строя знала немало весьма разнообразных и значительно отличавшихся друг от друга религий. Однако все они, несмотря на свои особенности, неизменно проводили одну и ту же ярко выраженную в социальном плане ли­нию, идеологически обосновывали и защищали эксплуатацию, от­стаивали рабовладельческий экономический и социально-политичес­кий строй, призывали свободных граждан, вольноотпущенников и рабов к смирению перед рабовладельцами.

К внешним функциям рабовладельческого государства отно­сятся такие направления его деятельности, которые связаны с за­воеванием, порабощением и ограблением других народов; обороной страны от внешних противников; правлением захваченными во вре­мя войны территориями; с установлением и поддержанием дипло­матических, торговых и иного рода мирных связей с другими госу­дарствами. Внешние функции рабовладельческого государства на­ходились в неразрывной связи с внутренними функциями, ими до­полнялись и подкреплялись. В зависимости от конкретно-историчес­ких условий развития рабовладельческого общества, а также общественно-политической значимости событий (восстания рабов, войны и т.п.), имевших место в той или иной стране, внутренние и внешние функции рабовладельческого государства попеременно вы­двигались на первый или второй план. Во время внутренних соци­альных потрясений более значимую роль, естественно, приобрета­ли внутренние функции рабовладельческого государства, в то время как при ведении захватнических или оборонительных войн на пер­вый план выступали его внешние функции.

Внутренние и внешние функции, свойственные рабовладель­ческому государству, осуществлялись с помощью специально со­зданных для этого органов, составляющих государственный аппарат или механизм рабовладельческого государства. Составными частя­ми этого механизма являлись: армия, полиция, судебные органы, органы государственной власти, административный и управленчес­кий аппарат. Вся рабовладельческая государственная машина при­звана была обеспечить безраздельное господство и эксплуатацию одной частью общества — классом рабовладельцев другой — сво­бодных неимущих и рабов, закрепить и обеспечить охрану сущест­вующего общественно-политического и экономического строя, частной собственности; наиважнейших средств производства и рабов, служить средством вытеснения и отстранения свободных и полусво­бодных слоев населения от участия в политической жизни рабовла­дельческого общества, в решении государственных и общественных дел[8].

Простое наличие рабского труда не дает основания зачислить данное государство в разряд рабовладельческих. Иначе пришлось бы считать таковым и США в XVIII — IX веках (негры на плантациях), и СССР (ГУЛАГ и другие лагеря, каторжные стройки).

Рабство — экономическое и юридическое состояние, имело место на определенных последующих этапах государства, но не было социально-экономической основой в процессе становления этого государства, не являлось результатом разложения первобытнообщинного строя. Не было такого разложения, а произошло перерастание первобытного общества в раннеклассовые государства. Что же касается возникновения рабства на последующих этапах развития государственности в Афинах и Риме, приведшего к их становлению как рабовладельческих городов-государств, то это действительно уникальный процесс.

 

Феодальное государство

Социально-экономическая основа и сущность феодального го­сударства. Феодальный тип государства и права исторически при­ходит на смену рабовладельческому типу. Он возникает двумя ос­новными путями. Первый путь — это путь постепенного разложе­ния рабовладельческого экономического и социального строя и за­рождения в его недрах феодального строя. Этот процесс происходил во всех рабовладельческих государствах и общественно-политичес­ких системах.

Второй путь — это путь постепенного развития, а затем разло­жения первобытнообщинного строя и возникновения на его основе феодального строя. По этому пути, в частности, шло развитие госу­дарства и права у восточных и западных славян. Оно было связано с превращением старейшин рода, военных вождей, всей родовой знати в крупных собственников земли и скота. В результате захвата общинных земель и скота, а также разорения и закабаления своих сородичей родовая знать постепенно превращалась в земельную аристократию, а эксплуатируемые соплеменники — в полностью за­висимых от них крестьян.

Одновременно с процессом разложения первобытного общества шел процесс превращения органов родового строя в органы фео­дального государства: родового военачальника или вождя — в ко­роля; совета старейшин (там, где он сохранялся) — в совет прибли­женных монарха; ополчения, состоящего из соплеменников, — в по­стоянно действующую дружину или армию.

Несмотря на различие путей возникновения феодального строя у разных народов, в целом этот процесс заключался в одном и том же. А именно, с одной стороны, он состоял в образовании крупного землевладения и превращения светской и духовной знати в класс феодалов. А с другой — в разложении сельской общины и превра­щении свободных крестьян — общинников и несвободных землевладельцев в феодально-зависимых от крупных землевладельцев либо от государства крепостных крестьян. Последние, в отличие от рабов, полностью отделявшихся, согласно действовавшему рабовладельчес­кому праву, от всех средств производства, хотя и лишались права собственности на землю, однако имели свое небольшое хозяйство, обладали правом личной собственности на некоторые сельскохозяй­ственные орудия труда.

Не будучи собственником земли, крепостной крестьянин владел домом, сельскохозяйственными постройками, инвентарем, выступал как непосредственный производитель материальных благ и как за­висимый от помещика землепользователь. Остатки вырабатываемой им продукции, за исключением той, которая присваивалась феода­лом, поступали в его собственность. Это создавало определенную заинтересованность крепостного крестьянства в результатах свое­го труда, вело к росту его производительности по сравнению с тру­дом рабов. Все это указывало на то, что феодальный способ произ­водства, а вместе с ним и весь феодальный строй, являлся более эффективным, исторически прогрессивным по сравнению с рабо­владельческим способом производства и рабовладельческим строем.

Феодальная собственность на землю составляла материальную основу взаимоотношений помещиков и крепостных крестьян, основу экономической зависимости последних от первых. Эксплуатация крестьян помещиками осуществлялась путем взимания с них фео­дальной ренты.

Существовали три основные формы или разновидности ренты: отработочная рента (барщина), при которой крепостной крестья­нин должен был отработать на феодала определенное количество дней в неделю; натуральная (натуральный оброк), при которой кре­стьянин должен был отдавать феодалу определенное количество производимой им сельскохозяйственной продукции, а ремесленник — продукции своего ремесла; и денежная рента (денежный оброк), со­гласно которой крестьянин или ремесленник должны были уплачи­вать феодалу определенную сумму денег.

Нередко отработочная рента сочеталась с денежной или нату­ральной рентой. Так, в соответствии с Законником сербского коро­ля Стефана Душана (1349—1354) феодально-зависимые крестьяне (мероцхи) наряду с платой по числу душ («как плату платят и ра­боту работают, так и землю да держать») обязаны были нести и другие повинности. «Мероцхам закон по всей земле, — говорится в Законнике. — В неделю да работают два дня помещику и да дают ему в год царский перпер и безвозмездно да косят ему сено один день и (обрабатывают) виноградник один день, а кто не имеет вино­градника, да выполняют они ему другие работы один день».

Наряду с экономическими формами эксплуатации и принужде­ния крепостных крестьян и ремесленников большое значение имело также их внеэкономическое принуждение, зачастую выражавшееся в различных формах прямого насилия. Некоторые из этих фор] были закреплены в законодательстве. Согласно, например, Закона: кнута (Англосаксонская правда первой половины XI в.) с целы удержания подчиненных в повиновении король «передо всеми людьми в Уэссексе» наделялся такими прерогативами, как «объявление человека вне закона, вторжение в жилище, установление застав н дорогах и др.

В соответствии с Кутюмами Бовези (Франция, XIII в.) сеньор имел право «обращать навеки в крепостных вместе с их семейством крестьян, уклонявшихся «без уважительных причин» от военных походов, насильно заставлять платить «брачный выкуп» и др. «Личная крепостная зависимость создавалась многими путями», — подчеркивалось в Кутюмах Бовези.

Помимо насильственного закрепощения «многие отдавали себя и потомков своих и имущество свое святым, облагая себя повинно­стями по своей доброй воле, побуждаемые великим благочестием» продавали себя и свою семью, «впавши в бедность»; отдавали себе в крепостную зависимость для того, чтобы оградить себя от другие сеньоров или от вражды, некоторыми людьми к ним питаемой. Кро­ме того, «есть и другие способы приобретения (крепостных), ибо существуют земли, которые имеют свойство делать людей недво­рянского рода, мужчин или женщин, в случае, если они проживу на них один год и один день, крепостными тех сеньоров, под влас­тью которых они проживают».

Таким образом, в условиях феодального строя экономическое принуждение органически сочеталось с внеэкономическим прямым принуждением крепостных. Без этого невозможна была бы прочная власть феодалов.

Для удержания своего господства, «для сохранения своей вла­сти — отмечал в связи с этим В. И. Ленин, — помещик должен был иметь аппарат, который бы объединил в подчинение ему громадное количество людей, подчинил их известным законам, правилам — и все эти законы сводились в основном к одному — удержать власть помещика над крепостным крестьянином. Это и было крепостничес­кое государство...»

В качестве политической организации господствующего класса феодалов-крепостников это государство было призвано осуществлять роль орудия подавления и угнетения масс — крепостных крестьян и ремесленников, охранять частную собственность феодалов на зем­лю, служить в качестве одного из важнейших средств сохранения и укрепления их экономического и социально-политического господ­ства. Социальную сущность феодального государства составляла, таким образом, ничем не ограниченная власть класса феодалов.

Каковы были основные функции и механизм феодального го­сударства? Выполняя волю и интересы господствующего класса фе­одалов, крепостническое государство осуществляло ряд внутренних функций. Внутренние функции состояли в удержании крепостных крестьян в полной зависимости и подчинении классу феодалов; в закреплении и охране феодальной собственности на землю и дру­гие средства производства; в идеологической обработке и духовном подавлении трудящихся масс; в организации и консолидации сил класса феодалов и регулировании отношений внутри господствую­щего класса; в создании наиболее благоприятных условий для осу­ществления господства и эксплуатации крепостных крестьян, ремесленников и других слоев населения.

Строгая иерархическая структура земельной собственности и производная от нее иерархическая система общественно-политичес­кой надстройки, вассальной зависимости одних, менее могуществен­ных феодалов от других позволяли феодальному государству даже при отсутствии строгой централизации обеспечивать охрану суще­ствующего экономического и социально-политического строя, сохра­нять социально-классовую солидарность нередко противоборствую­щих друг с другом феодалов, держать в повиновении и подавлять сопротивление огромной массы крепостных крестьян. Этому же в значительной степени способствовало почти безраздельное господ­ство в духовной сфере жизни феодального общества церкви, осуще­ствлявшей на протяжении многих веков управление делами обра­зования и культуры.

Внешние функции феодального государства соответствовали внешнеполитическому курсу господствующего класса, отражали характер его активности на международной арене, выступали как основные направления деятельности феодального государства в от­ношениях с другими государствами. Эти функции состояли в захва­те и ограблении феодальным государством чужих территорий, в установлении и поддержании торгово-экономических связей с дру­гими государствами, а также в защите своей территории от напа­дения извне.

Действовавшее право, особенно в раннефеодальный период, практически не ограничивало феодалов в вопросах ведения захват­нических войн и присвоения чужих территорий. При подготовке и ведении войн каждый феодал опирался на помощь, получаемую от своих вассалов в виде живой силы, денег или оружия. В целях пре­дотвращения распрей в войске во время походов или при дележе захваченной добычи Законник Стефана Душана особо предусматри­вал, например, что «в войске (на походе) да не бывает ссоры. Если же двое поссорятся, да бьются они, а иной никто из воинов да не по­могает им" и что "всяк да волен купить из военной добычи, приоб­ретена ли она на царской (сербской) или в чужой земле».

Становление и развитие феодального строя, переход его от од­ной стадии к другой соответственно отражался на функциях феодального государства и на характере его деятельности. В раннефеодальный период — на стадии зарождения и формирования феода­лизма государство функционировало как средство формирования и утверждения феодального типа собственности, захвата чужих тер­риторий и подавления сопротивления крепостных крестьян. В более поздний период — на стадии развитого феодализма государство на­правляло основные свои усилия на закрепление сложившегося спо­соба производства, на охрану феодальной частной собственности, на ее приумножение путем ограбления других народов, на создание благоприятных условий для эксплуатации ремесленников и крепост­ных крестьян.

И, наконец, в позднефеодальный период — на стадии разложе­ния феодализма и появления зачатков капитализма феодальное государство использовало все находящиеся в его распоряжении средства для задержания объективного процесса распада существу­ющего экономического и социально-политического строя, для сохра­нения феодального способа производства и поддержания сложив­шейся системы- эксплуатации трудящихся масс.

Внутренние и внешние функции феодального государства осу­ществлялись с помощью органов, составляющих государственный механизм. Важнейшими составными частями его являлись армия, феодальные дружины, полиция, жандармерия, военно-администра­тивный и судебный аппарат. Характерной чертой феодального го­сударства было соединение в одних руках земельной собственнос­ти и политической власти, аппарата управления хозяйством и от­правления административных, фискальных, полицейских и судеб­ных функций.

Сложный, непрерывно разраставшийся по мере развития фео­дального общества государственный механизм содержался за счет огромных налогов, всякого рода штрафов, податей и пошлин, нала­гавшихся на ремесленников, городских жителей за счет нещадной эксплуатации крепостных крестьян. Именно на них, по словам Ф. Эн­гельса, «ложилась своей тяжестью вся общественная пирамида: князья, чиновники, дворянство, попы, патриции и бюргеры».

Исключительно важную роль в период существования фео­дального государства играла церковь. Ее власть нередко приравни­валась к власти императора или короля.

Церковь обладала огромными экономическими, политическими и идеологическими средствами воздействия на образ мыслей и по­ведение людей. Она всячески насаждала и защищала религиозное мировоззрение, освящала феодальный строй, вела беспощадную борьбу со всякого рода отступлениями от церковных канонов и дог­матов — ересями. Борьба с ересями находила широкое отражение в феодальном праве.

Церковь подчиняла себе и держала под неусыпным контролем духовную жизнь миллионов людей, оказывала политическое и иное давление на глав государств, княжеств и правителей крупных об­ластей путем угрозы отлучения их от церкви или запрета богослу­жения на управляемых ими территориях. В условиях раздроблен­ности феодальных государств Европы церковь, обладая мощной, широко разветвленной организацией, выступала как сила, соединя­ющая воедино феодальное общество[9].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: