Аналитический отчет
О работе практического психолога
ГБОУ ЛНР «Зимогорьевская ООШ I – III ступеней»
Саламановой Анжелы Владимировны
за 2016 - 2017 уч. год
Тематика обращений к специалисту социально - психологической службы в течение ученого года
№ п/п | Тематика обращений | Количество обращений |
К практическим психологам | ||
Со стороны родителей | ||
«Конфликтное общение с одноклассниками». | ||
«Неадекватное поведение ребёнка на уроках и переменах». | ||
«Конфликтное общение с учителями, разрешение конфликтов». | ||
«Неуспеваемость в учебной деятельности». | ||
Направление родителей на обследование детей с особыми потребностями. | ||
Со стороны педагогов | ||
Обсуждение запланированных тем занятий психолога на 2016 – 2017 учебный год. | ||
Методическая помощь учителям. | ||
«Смерть папы у четвероклассника, переживание стресса». | ||
«Неадекватное поведение ребёнка на уроках и переменах». | ||
«Конфликтное общение с учителями, разрешение конфликтов». | ||
«Уход с урока без разрешения». | ||
«Отношение к учебникам, школьным принадлежностям». | ||
«Внешний вид ученика». | ||
«Неуспеваемость в учебной деятельности». | ||
«Психологическое состояние, самочувствие ученика 8 класса». | ||
Проведение беседы с учениками, у которых были обнаружены суицидальные наклонности. | ||
Диагностические результаты, предоставление выводов и рекомендаций на протяжении года. | ||
Со стороны учащихся | ||
Причины неодинакового отношения учителей к ученикам, оценивание. | ||
«Конфликтное общение с одноклассниками». | ||
«Конфликтное общение с учителями, разрешение конфликтов». | ||
Диагностические результаты, предоставление выводов и рекомендаций. | ||
Обсуждение с учащимися тем, которые будут запланированы психологом на следующий учебный год. |
Проведенные социально-диагностические исследования, срининги, мониторинги в образовательном учреждении (тема, цель, целевая группа, выборка, результаты).
№ | Тема | Цель | Целевая группа (выборка) | Результаты |
Психодиагности-ческое обследование первоклассников в период адаптации к школьной среде. 1) Методика «Определения мотивов учения» 2) Методика «Корректурная проба» Психология 1класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением авт. - Сост. Д. Глазунов. - М.: Глобус, 2008. - 240 с. 3) Заучивание 10 слов А.Р. Лурия. 4) Методика «Школа зверей» Н.В. Вьюнова, К. Гайдар. | Исследование мотивов учения. Изучение сформированности внимания. Изучение сформированности памяти. Исследование тревожности. | 1 класс | Внешний мотив «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил» - 5 учащихся. Учебный мотив «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться. Нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы всё равно учился» - 10 учеников. Позиционный мотив «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким» - 9 учащихся. Игровой мотив «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть» - 7 учеников. Социальный мотив «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать кем захочешь» - 2 ученика. Оценочный мотив «Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки» - 14 учеников. Внимание сформировано у 12 учащихся; внимание нуждается в коррекции у 2 учеников; внимание необходимо улучшить 2 ученикам. Высокий уровень – 3 ученика; средний уровень – 10 учеников; низкий уровень – 3 ученика. По результатам полученных диагностических данных не выявлено тревожных первоклассников. | |
Исследование личностной готовности учащихся 4 класса. 1) Методика «Направленность на приобретение знаний» Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова. 2) Проективная методика «Дерево» Л.П. Пономаренко. | Изучение мотивации на приобретение знаний. Оценка успешности адаптации учащегося. | 4 класс | 7 учеников с высокой мотивацией, 5 имеют средний уровень. По результатам полученных диагностических данных не выявлено дезадаптированных учеников. | |
Психодиагности-ческое обследование пятиклассников в период адаптации к школьной среде. 1) Социометри-ческие исследования классного коллектива Дж. Морено. 2) Методика Казанцевой отношение к учебным предметам. 3) Методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия. 4) Методика «Корректурная проба» Бурдона. 5) Методика изучения словесно - логического мышления Замбацявичене Е.Ф. 6) Тест школьной тревожности Филипса. | Изучение статуса каждого ребенка в классе. Исследование отношения к учебным предметам. Изучение сформированности памяти. Изучение сформированности внимания. Изучение сформированности словесно – логического мышления. Исследование тревожности. | 5 класс | Лидер – 1 учащийся, предпочитаемые – 6 учеников, принебрегаемые – 8 учеников, изолированные – 2 ученика. Самые любимые предметы: математика и физкультура. Потому, что: на математике можно научиться считать, самый лёгкий предмет, учит решать, математику ведёт классный руководитель, нравится отвечать возле доски, логически думать; физкультура будет давать силу, спорт, можно сделать зарядку, можно бегать, прыгать, веселиться, интересно, учитель добрый. Самый нелюбимый предмет - биология. Потому, что: сложный, учитель строгая, она часто кричит, быстро диктуют, изучаем скелеты. Учиться нужно чтобы: получить образование, узнать новое, стать умным, для развития, получать знание, быть грамотным, всё знать. Высокий уровень – 4 ученика, средний уровень – 3 ученика, низкий уровень – 1 ученик. Высокий уровень – 9 учащихся, средний уровень – 6 учеников, низкий уровень – 1 ученик. Высокий уровень – 4 ученика, средний уровень – 10 учащихся, низкий уровень – 2 ученика. 1. По результатам данного теста у 10 пятиклассников низкая физиологическая сопротивляемость, а к переживанию социального стресса склонные 7 учеников. | |
Методика определения ведущего полушария мозга Р. Линксман. | Диагностика уровня интеллектуального развития учащихся. | 6 класс | У 13 учеников доминирует правое полушарие. У 6 учеников левое полушарие. | |
Диагностический тест «Способности школьника» (В.И. Петрушин). | Определение направления в развитии способностей личности. | 7 класс | I. физические (спортивные) – 5 учеников; II. организаторские – 3 ученика; III. математические – 2 ученика; IV. конструкторско-технические – 1 ученик; V. эмоционально-изобразительные (артистические) – 2 ученика; VI. коммуникативные – 6 учащихся; VII. музыкальные – 4 ученика; VIII. художественно-изобразительные – 2 ученика; IX. филологические – 3 ученика; | |
Модифицированная форма вопросника FPI (Фрайбурский опросник). | Исследование состояния и свойств личности. | 8 класс | По высокому уровню: шкала I (невротичность) – 0; шкала II (спонтанная агрессивность) – 0; шкала III (депрессивность) – 0; шкала IV (раздражительность) – 3 ученика; шкала V (общительность) – 6 учеников; шкала VI (уравновешенность) – 4 ученика; шкала VII (реактивная агрессивность) – 0; шкала VIII (застенчивость) – 2 ученика; шкала IX (открытость) – 3 ученика; шкала Х (экстраверсия - интроверсия) – 5 учащихся; шкала ХI (эмоциональная лабильность) – 1 ученик; шкала XII (маскулинизм - феминизм) – 5 учащихся. | |
Диагностика профессиональных интересов учащихся 9,11 классов ДДО Климов Е.А. Карта познавательных интересов Мешковской О. и Голомшток Л. | Диагностика профессиональных интересов учащихся. Определение возможных профессиональных интересов личности по различным областям знаний. | 9 класс 11 класс 9 класс 11 класс | I место человек – человек – 12 учеников; II место человек – природа – 10 учеников; III место человек-художественный образ – 5 учеников; IV место – человек – техника – 2 ученика; V место человек – знаковая система – 1 ученик. I место человек – техника – 3 ученика; II место человек – природа – 2 ученика; III место человек – человек – 1 ученик и человек – художественный образ – 1 ученик. I место – педагогика; II место – военные специализации; III место – право, лёгкая и пищевая промышленность, медицина; IV место - торговля, спорт, электро и радиотехника, химия; V место – музыка, сценическое искусство, техника, биология; VI место – металлообрабатывающая промышленность, общественная деятельность, физика, иностранные языки, история, транспорт, строительство. I место – техника, право; II место – химия, военные специализации, спорт; III место – деревообрабатывающая промышленность, математика, медицина, изобразительное искусство. | |
Тест «Способность к обучению в школе» (Г. Вицлака). | Исследование уровня психологической готовности к обучению в школе будущих первоклассников. | Будущие перво-классники | Будущие первоклассники психологически готовы к обучению в школе. | |
Исследование уровня сформированности ценностных ориентаций личности обучающихся 9 – 10 классов. 1)Распределение ценностей - целей по местам. Распределение ценностей - средств по местам. 2) Методика «Диагностика социально - психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О. Ф. Потемкина. 3) Методика «Шкала ответственности и совестливости» 1. В. М. Мельников и 2. Л. Т. Ямпольский 3. 4)«Ученик глазами учителя в аспекте формирования морально -нравственных качеств учащихся». 4. 5) Эмоциональная направленность личности 5. Морозова Т. В. Диагностика успешности учителя / Т. В. Морозова. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. 6) Образовательные запросы родителей в аспекте формирования морально -нравственных качеств обучающихся. Анкета «Изучение образовательного запроса родителей в аспекте формирования морально-нравственных качеств обучающихся». 1)Распределение ценностей - целей по местам. Распределение ценностей - средств по местам. 2)Методика «Диагностика социально - психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О. Ф. Потемкина. 3) Методика «Шкала ответственности и совестливости» 6. В. М. Мельников и 7. Л. Т. Ямпольский. | Изучение преобладающих ценностей – целей у девятиклассников. Изучение преобладающих ценностей – средств у девятиклассников. Выявление установок, направленных на «альтруизм - эгоизм». Изучение уровня ответственности и совестливости обучающихся. Изучение морально-нравственных качеств учащихся. Диагностика эмоциональной направленности личности. Изучение образовательных запросов родителей в аспекте формирования морально -нравственных качеств учеников. Изучение преобладающих ценностей – целей у десятиклассников. Изучение преобладающих ценностей – средств у десятиклассников. Выявление установок, направленных на «альтруизм - эгоизм». Изучение уровня ответственности и совестливости обучающихся. | 9 класс 10 класс | 1 – интересная работа; 2 – интересная работа; 3 - познание (возможность расширения своего мира, кругозора); 4 - красота; 5 – красота, признание со стороны окружения. 1 - эффективность в делах; 2 – воспитание; 3 - жизнерадостность (чувство юмора), дисциплинированность; 4-дисциплинированность; 5 - широта взглядов. Высокий уровень – 1 ученик, средний уровень – 15 учащихся, низкий уровень – 1 ученик. Высокий уровень – 7 учащихся, средний уровень – 7 учащихся, низкий уровень – 3 учеников. Высокий уровень – 10 учащихся, средний уровень – 3 ученика, низкий уровень – 4 учеников. Доминируют следующие направленности личности: альтруистическая; коммуникативная; праксическая. 1) Качества личности, которые должно воспитывать образовательное учреждение? Способность принимать решение в любой ситуации, самостоятельность, целеустремленность, ответственность, уважение. 2) К чему образовательное учреждение должно подготовить Вашего ребенка? К самостоятельной деловой жизни, к продолжению образования, к сотрудничеству с другими людьми, к трудовой жизни. 3) Какое жизненное правило, на Ваш взгляд, должен усвоить ребенок, входя во взрослую жизнь? Выход всегда есть, быть самостоятельным, уметь брать ответственность на себя, быть справедливым, быть уверенным в себе, быть внимательным к людям. 4) Кто участвует в формировании и развитии вышеназванных качеств? Семья, сам ребёнок, школа. 5) На Ваш взгляд, достаточно ли проводится работа педагогами в плане развития морально - нравственных качеств учащихся? Да, достаточно. 1 - здоровье (физическое и психическое); 2 – интересная работа, признание со стороны окружения; 3 – материальное обеспечение; 4 – уверенность в себе, красота; 5 – хорошие и верные друзья, творчество. 1-дисциплинированность; 2 - смелость в отстаивании своей точки зрения, взглядов, твёрдая воля, образованность, самоконтроль; 3 – широта взглядов; 4 - нетерпимость к недостаткам в себе и в других; 5 - жизнерадостность (чувство юмора), эффективность в делах, смелость в отстаивании своей точки зрения, дисциплинированность, нетерпимость к недостаткам в себе и в других, чувство долга, образованность. Средний уровень выбрали 6 учащихся Высокий уровень выбрали 2 ученика, средний уровень – 4 ученика. |