Статья 4. Принципы осуществления государственных закупок




Экономический факультет

Кафедра "Финансы"

 

 

Специальность: 5В050900 Финансы

 

ОТЧЕТ

По учебной практике

 

Дата начала практики «____» ____________ 20___ г.

 

Дата окончания практики «____» ____________ 20___ г.

 

 

Практикант: ______________________________ _________________

(фамилия, имя, отчество) (подпись)

 

Руководитель практики: _____________________________ ________________

(ученая степень, должность, фамилия, имя, отчество) (подпись)

 

АСТАНА 2017 г.

Содержание..............................................................................................................1

Введение...................................................................................................................2

1. Понятие биржи и биржевой торговли....................................................................................................................3

1.1.История развития биржи в Республике Казахстан.........................................3

1.2.Товарная биржа "Берекет"................................................................................4

1.3.Участники торговой биржи..............................................................................5

2. Клиринговая деятельность по биржевым сделкам..........................................7

2.1.Хеджирование рисков на бирже......................................................................7

2.2. Внебиржевое обслуживание............................................................................9

3. Государственные закупки, а также закупки недропользователей через товарную биржу.....................................................................................................11

3.1. Законы РК "О государственных закупках и о товарных биржах".............11

4. Режимы биржевых торгов................................................................................14

4.1.Виды биржевых сделок...................................................................................14

5. Государственное регулирование и контроль в сфере товарных бирж.........16

5.1.Компетенция РК в области товарных бирж..................................................16

6. Биржевой арбитраж...........................................................................................17

6.1.Регламент биржевого арбитража...................................................................17

7. Брокерская деятельность на товарной бирже. О профессиональных участниках..............................................................................................................18

7.1.Взаимодействие с клиентами.........................................................................18

Заключение.............................................................................................................19

Список использованных источников...................................................................20

Приложения...........................................................................................................21

 

Введение

Биржевая торговля -- торговля товарами и ценными бумагами при посредничестве бирж.Биржа является организованным рынком для торговли заменимыми ценностями, где процесс образования цен протекает под общественным контролем. Задачами биржи является не снабжение экономики сырьем, капиталом, валютой, а организация, упорядочение, унификация рынков сырья, капитала и валюты.

На основании вышесказанного, можно выделить следующие основные функции бирж и биржевой торговли:

1. организованность рынка с помощью биржевого механизма (обеспечение спроса, на бирже обращается не сам товар, а собственность на него или же контракт на поставку товара, выравнивает спрос и предложение);

2. стабилизация цен (спекуляция на бирже является механизмом не вздувания цен, а их стабилизации, гласность заключения сделки).

Биржевая торговля играет важнейшую роль в нашем государстве-именно это и послужило выбором темы курсовой работы.

Целью работы является исследование организации биржевой торговли на международном уровне.

Задачи исследования:

-Изучить понятие, сущность и виды биржевой торговли,

-Обосновать особенности организации и проведения торгов на бирже,

-Проанализировать биржевую деятельность в Казахстане.

 

1. Понятие биржи и биржевой торговли

1.1.История развития биржи в Республике Казахстан

15 ноября 1993 года в Казахстане была введена национальная валюта – тенге. На второй день после этого события – 17 ноября 1993 года – Национальный Банк Республики Казахстан и двадцать три ведущих казахстанских коммерческих банка приняли решение создать валютную биржу. Существовавший до этого Центр проведения межбанковских валютных операций (Валютная биржа) являлся структурным подразделением Национального Банка. Основной задачей, поставленной перед новой биржей, являлись организация и развитие национального валютного рынка в связи с введением тенге. Как юридическое лицо биржа была зарегистрирована 30 декабря 1993 года под наименованием «Казахская Межбанковская Валютная Биржа» в организационно-правовой форме акционерного общества закрытого типа.

Так была образована существующая в настоящее время Казахстанская фондовая биржа, а 17 ноября стало ее днем рождения.

03 марта 1994 года биржа была перерегистрирована под наименованием «Казахстанская Межбанковская Валютная Биржа», что объяснялось необходимостью приведения наименования биржи в соответствие с действовавшим законодательством.

В течение первых двух лет существования биржа занималась организацией торгов только иностранными валютами. Однако уже в августе 1994 года Правлению биржи было дано поручение Биржевого совета начать проработку вопроса о развитии биржевого сервиса на рынке ценных бумаг, а для отражения направления дальнейшей деятельности биржи общее собрание ее акционеров приняло решение изменить наименование биржи на «Казахстанская межбанковская валютно-фондовая биржа». Под новым наименованием биржа была перерегистрирована 12 июля 1995 года.

С принятием Временного положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовой бирже, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 03 октября 1994 года № 1099, деятельность фондовой биржи стала подлежать лицензированию Министерством финансов Республики Казахстан (до этого времени закон Казахской ССР «Об обращении ценных бумаг и фондовой бирже в Казахской ССР» от 11 июня 1991 года предусматривал только регистрацию фондовой биржи Министерством финансов республики). Необходимость получения лицензии на осуществление деятельности в качестве фондовой биржи была внесена также и в указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, «О ценных бумагах и фондовой бирже» от 21 апреля 1995 года. При этом функции лицензиара были переданы от Министерства финансов вновь образованной Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам.

1.2.Товарная биржа "Берекет"

АО Международная Универсальная Товарная Биржа «Берекет» создана в целях развития организованного рынка биржевых товаров, формирования благоприятной конкурентной среды для торгующих сторон, обеспечения прозрачного и объективного ценообразования путем проведения публичных торгов. Торги на бирже осуществляются в строгом соответствии с Правилами биржевой торговли Мы работаем как с отечественными так и с иностранными поставщиками и покупателями. (Россия, Китай, Сингапур, Аргентина)

 

1.3.Участники торговой биржи

Участниками биржевых торгов являются члены биржи и лица, имеющие в соответствии с законом и правилами биржевой торговли право участвовать в биржевых торгах.

Состав участников биржевой торговли определяется в зависимости от вида биржи (фондовая или товарная) и принятыми законодательными актами.

Присутствующих в биржевом зале можно условно разделить на группы:

· Заключающие сделки;

· Организующие заключение биржевых сделок;

· Контролирующие ход ведения биржевых торгов;

· Наблюдающие за ведением торга.

Операции на биржах проводят только профессиональные участники, имеющие четкую специализацию по различным видам биржевой деятельности. Посредников в биржевых операциях называют по-разному: биржевые маклеры, куртье, комиссионеры, брокеры, маркет-мейкеры, дилеры. Все они работают либо за вознаграждение, выраженное в процентах или долях процента от общей суммы сделки, либо за свой счет.

Состав участников, заключающих сделки на товарных биржах, определяется правилами биржевой торговли и может отличаться в зависимости от того, какой является биржа – открытой или закрытой.

На открытой бирже заключать сделки в помещении биржевого дела имеют право:

1. Члены биржи и их представители;

2. Брокеры, аккредитованные на бирже;

3. Постоянные и разовые посетители, получившие право на участие в биржевых торгах.

На закрытой бирже заключать сделки имеют право:

1. Члены биржи и их представители;

2. Брокеры, аккредитованные на бирже.

Разовые и постоянные посетители ограничены в своих правах как участники биржевой торговли по сравнению с членами биржи и их представителями.

Во-первых, согласно законодательству, постоянному посетителю предоставляется право на участие в биржевых торгах на срок не более трех лет.

Во-вторых, число постоянных посетителей не должно превышать 30% общего числа членов биржи. Кроме того, постоянные посетители не участвуют в формировании уставного капитала и управлении биржей.

Если постоянные посетители имеют право на биржевое посредничество, то разовые посетители его лишены, так как они имеют право на совершение сделок только на реальный товар от своего имени и за свой счет.

Членами фондовой биржи могут быть любые профессиональные участники рынка ценных бумаг. Порядок вступления в члены фондовой биржи и их количество определяются правилами фондовой биржи. В отличие от товарной биржи на фондовой бирже временное членство, а также неравноправное положение членов биржи, сдача мест в аренду и их передача в залог лицам, не являющихся членами данной биржи, запрещена.

Состав и количество посредников, участвующих в биржевых торгах, схема взаимодействия со своими клиентами могут быть различными и часто зависят от уровня развития биржевой торговли и сложившихся традиций, характерных для данной страны и биржи. На биржах США торговцы, действующие непосредственно в операционном зале, делятся на несколько категорий. Например, на Нью-Йоркской фондовой бирже (НФБ) существуют четыре категории членов: комиссионные брокеры, специалисты, брокеры торгового зала («двухдолларовые брокеры»), зарегистрированные трейдеры.

Комиссионные брокеры могут работать только по поручению клиентов. Операции за свой счет им запрещены.

Специалисты-дилеры работают за свой счет и от своего имени. Им запрещено выполнять брокерские функции, кроме заявок других членов биржи.

«Двухдолларовые брокеры» выполняют поручения комиссионных брокеров, если они не успевают выполнять заказы.

Зарегистрированные трейдеры также являются дилерами, но в отличие от специалистов не отвечают за определенные акции.

 

 

2.1.Хеджирование рисков на бирже

2. Клиринговая деятельность по биржевым сделкам

1. Настоящие Правила осуществления клиринговой деятельности по биржевым сделкам (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 4 мая 2009 года "О товарных биржах" (далее – Закон) и определяют порядок осуществления клиринговой деятельности по биржевым сделкам.

Требования настоящих Правил не распространяются на клиринговую деятельность по фьючерсным и опционным сделкам, порядок осуществления которой регулируется законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг.

2. В настоящих Правилах используются следующие понятия и термины:

1) расчетная организация – банк второго уровня или организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций, с которой товарной биржей и (или) клиринговой организацией заключены соответствующие договоры об обслуживании;

2) клиринг – процесс определения, проверки и передачи информации о требованиях и (или) обязательствах членов товарной биржи в результате заключения биржевых сделок, в том числе в результате осуществления неттинга обязательств, и подготовка документов (информации), являющихся основанием прекращения и (или) исполнения таких обязательств;

3) клиринговый центр – специально организованное структурное подразделение товарной биржи для клирингового обслуживания заключаемых на данной бирже биржевых сделок либо самостоятельная клиринговая организация, с которой товарная биржа заключила договор о о клиринговом обслуживании;

4) клиринговая организация – организация, осуществляющая клиринговое обслуживание биржевых сделок на основании соответствующего договора о клиринговом обслуживании, заключенного с товарной биржей;

5) уполномоченный орган – уполномоченный государственный орган в сфере товарных бирж.

2. Клиринговый центр имеет аппаратно–программный комплекс, обеспечивающий автоматизацию процесса клиринговой деятельности, в соответствии с пунктом 7 статьи 17 Закона.

3. Клиринговую деятельность по биржевым сделкам, заключаемым в режиме двойного встречного аукциона, осуществляет самостоятельная клиринговая организация.

4. Не допускается клиринговое обслуживание товарной биржи иностранным юридическим лицом с выполнением функций ее клирингового центра.

5. Для осуществления клиринговой деятельности по биржевым сделкам товарная биржа обеспечивает наличие в собственной организационной

структуре специально организованного структурного подразделения либо заключает договор о клиринговом обслуживании с клиринговой организацией.

6. Договор товарной биржи с клиринговой организацией содержит условия о порядке взаимодействия сторон, обмене информацией, совершении процедур в процессе осуществления биржевой торговли.

7. В целях осуществления клиринга, расчетов и учета обязательств по биржевым сделкам товарная биржа и (или) клиринговая организация заключают с расчетной организацией соответствующий договор об обслуживании.

8. В зависимости от биржевых сделок, по которым осуществляется клиринговая деятельность, клиринговые центры выполняют функции, определенные пунктом 6 статьи 17 Закона.

9. Для выполнения своих функций клиринговый центр осуществляет сбор, обработку и хранение информации по биржевым сделкам, по которым клиринговый центр осуществляет клиринговое обслуживание, ее сверку и корректировку при наличии расхождений.

10. Клиринговый центр осуществляет хранение информации и документов, связанных с клиринговой деятельностью, и ежедневное резервное копирование такой информации.

Резервные копии подлежат защите от несанкционированного доступа к информации и хранятся в резервном техническом центре клирингового центра до их замены обновленными резервными копиями.

11. Клиринговый центр обеспечивает постоянную готовность резервного технического центра к немедленной активизации. Резервный технический центр соответствует следующим требованиям:

1) содержит резервные копии информации, связанной с клиринговой деятельностью, идентичные основной информации;

2) содержит копию программно-технического обеспечения клиринговой организации, используемого в процессе осуществления клиринговой деятельности по биржевым сделкам;

3) обеспечивается коммуникациями, необходимыми для осуществления деятельности клиринговой организации;

4) при невозможности осуществления клиринга по месту нахождения клиринговой организации представляет возможность осуществления клиринга не позднее, чем на следующий рабочий день после возникновения данной ситуации.

 

2.2. Внебиржевое обслуживание

Внебиржевой рынок – это рынок не стандартизированной торговли.

На внебиржевом рынке в отличии от биржевого нет стандартных объемов торгов и лотов. Каждый участник рынка может выставить на продажу или покупку тот объем акций, который конкретно необходим ему. Как правило, торговля ведется пакетами ценных бумаг, от нескольких бумаг, до нескольких десятков тысяч в зависимости от стоимости одной бумаги. При этом, на внебиржевом рынке каждый участник может самостоятельно принимать решение, соглашаться на покупку или продажу сразу полного объема от выставленной заявки или же согласиться на проведение сделки только на часть выставленного объема. Вопросы по объему приобретаемого пакета бумаг ведутся между участниками торгов уже в индивидуальном порядке.

Совершая сделки на биржевом рынке, мы не знаем у кого мы покупаем акции. Покупая несколько лотов акций, мы по факту можем купить их у нескольких разных продавцов и даже не знать об этом. На биржевом рынке используются безадресные заявки, а на внебиржевом рынке, наоборот - адресные заявки. На внебиржевом рынке участники напрямую могут видеть от кого была выставлена эта заявка, в частности от какого именно брокера.

Участники организованного внебиржевого рынка – это юридические лица, имеющий статус профессиональных участников рынка ценных бумаг и зарегистрированные в системе электронных торгов.

Большинство крупнейших российских брокеров имеют необходимые допуски и зарегистрированы в электронной системе внебиржевых торгов RTS Board. Физические лица могут участвовать в торгах на внебиржевом рынке только через брокеров. Однако, в стандартные пакеты обслуживания российских брокеров не входит предоставление доступа к котировкам на внебиржевом рынке через программное обеспечение. Для того чтобы сделать сделку на внебиржевом рынке придется позвонить брокеру, узнать текущие цены на необходимые акции и, если цена устроит, дать поручение на покупку или продажу по необходимой цене. Затем уже брокер будет вести переговоры со второй стороной сделки.

На внебиржевом рынке нет правил листинга ценных бумаг.

На внебиржевом рынке любой профессиональный участник может зарегистрировать в электронной системе торгов пакет ценных бумаг любого российского эмитента и выставить на продажу. В тоже время чтобы акции компании попали на основную Московскую биржу, компания должна пройти обязательный процесс размещения ценных бумаг, так называемый листинг. У биржевого листинга есть достаточно жесткие требования, как к параметрам выпуска ценных бумаг, так и к самому финансовому положению эмитента. Таким образом, это достаточно дорогостоящая процедура и небольшим

компаниям она просто не по средствам. С одной стороны, это дает определенную степень защиты инвесторам, от покупки ценных бумаг неблагополучных компаний, с другой стороны существенно снижает круг возможностей инвестирования. В итоге на внебиржевом рынке у инвесторов есть возможность найти действительно редкую и уникальную компанию, которая не может попасть на биржу из-за жестких рамок листинга.

Котировки внебиржевого рынка – это предварительные индикативные цены.

Поскольку на внебиржевом рынке нет центрального контрагента в виде биржи, то нет и официальной рыночной цены. Котировки внебиржевой системы торгов носят чисто индикативный характер, для обозначения потенциального спроса или предложения. То есть если подать заявку на покупку или продажу по указанной котировке, то сделка не совершится автоматически, как на биржевом рынке. Даже нет гарантии, что удастся продать нужный объем по какой-то конкретной индикативной цене. В итоге реальные сделки могут проходить по ценам отличным от первоначальных котировок. Для проведения сделки необходимо связываться с брокером, который является противоположной стороной сделки и договариваться с ним о конкретных ценах на необходимый объем. Как правило здесь действуют принципы оптовых скидок, чем больший объем покупки или продажи, тем по лучшей цене можно договориться о продаже или покупке пакета ценных бумаг.

Котируются ценные бумаги на внебиржевой секции RTS Board в долларах США, а расчеты ведутся в рублях.

Таким образом, не смотря на долларовые котировки бумаг, инвестору нет необходимости конвертировать средства в валюту и переводить ее на счет.

Помимо привычных акций и облигаций, на организованном внебиржевом рынке RTS Board обращаются так же такие эксклюзивные объекты инвестиций, как драгоценные монеты и физический драгоценный металл.

Мы рассмотрели основные особенности организованного внебиржевого рынка. Именно эти особенности определяют ключевые параметры работы на этом рынке для инвестора, а также стратегию инвестирования.

 

3. Государственные закупки, а также закупки недропользователей через товарную биржу

3.1. Законы РК "О государственных закупках и о товарных биржах"

Настоящий Закон применяется к отношениям, связанным с приобретением товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения функционирования, а также выполнения государственных функций либо уставной деятельности заказчика, за исключением:

1) услуг, приобретаемых у физических лиц по трудовым договорам;

2) услуг, приобретаемых у физических лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности, по договорам возмездного оказания услуг;

3) услуг, связанных с осуществлением командировочных расходов;

4) государственного задания и товаров, работ, услуг, приобретаемых в рамках его выполнения в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан;

5) внесения взносов (вкладов), в том числе в уставный капитал юридических лиц;

6) товаров, работ, услуг, приобретаемых национальными управляющими холдингами, национальными холдингами, национальными управляющими компаниями, национальными компаниями и аффилиированными с ними юридическими лицами, Национальным Банком Республики Казахстан, его ведомствами, организациями, входящими в структуру Национального Банка Республики Казахстан, и юридическими лицами, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат Национальному Банку Республики Казахстан или находятся в его доверительном управлении, и аффилиированными с ними юридическими лицами;

7) товаров (продукции), работ и услуг военного и двойного назначения (применения), входящих в состав государственного оборонного заказа;

8) товаров, работ, услуг, приобретаемых при проведении операции, предусмотренной подпунктом 11) пункта 2 статьи 5-1 Закона Республики Казахстан "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан".

1. Законодательство Республики Казахстан о государственных закупках основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из норм Гражданского кодекса Республики Казахстан, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Принципы осуществления государственных закупок

Осуществление государственных закупок основывается на принципах:

1) оптимального и эффективного расходования денег, используемых для

государственных закупок;

2) предоставления потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в процедуре проведения государственных закупок, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом;

3) добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков;

4) открытости и прозрачности процесса государственных закупок;

5) оказания поддержки отечественным производителям товаров, а также отечественным поставщикам работ и услуг в той мере, в которой это не противоречит международным договорам, ратифицированным Республикой Казахстан;

6) ответственности участников государственных закупок;

7) недопущения коррупционных проявлений;

8) приобретения инновационных и высокотехнологичных товаров, работ, услуг.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: