Задание для письменного выполнения




Перечень вопросов и заданий к практическому занятию №7 (24.06.2019)

Вопросы для обсуждения

1. Кто является участником взаимодействия ДОУ и НОУ? Какую роль в реализации преемственности играют родители? Чем определяются особенности взаимодействия участников процесса преемственности ДОУ и начальной школы?

2. Как согласуются действия специалистов в ходе реализации преемственности ДОУ и НОУ?

3. Каким образом ДОУ и НОУ решают проблему соответствия содержания образования?

4. Необходимы ли на, Ваш взгляд, специфические способности руководителя в решении проблемы взаимодействия ДОУ и НОУ?

 

Задание для письменного выполнения

1. Составить «портрет» современного руководителя ДОУ в аспекте преемственности дошкольного и начального школьного образования, используя содержательные характеристики классификации мастерства руководителя, модель личности руководителя, выделенные А.Н. Троян

2. Познакомьтесь с различными вариантами взаимодействия дошкольной и начальной ступенями образования. Какие из них получили на сегодняшний день наибольшее распространение в практике реализации преемственности?

3. Разработайте примерные должностные обязанности специалистов, участвующих в процессе преемственности на примере выбранного Вами дошкольного учреждения.

Личность современного руководителя рассматривается в контексте его общей профессиональной культуры, которая представляет собой сложную комплексную составляющую его личности. Профессиональная культура руководителя соединяет все без социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики. Социальная составляющая профессиональной культуры определяется статусом личности руководителя в обществе, функциями взаимодействий с ближним и дальним Профессиональная составляющая культуры руководителя обусловлена объективными и субъективными факторами жизнедеятельности личности администратора.

Способность управлять собой и своим временем – интегративная способность, включающая в себя равновесие между личностными и профессиональными запросами и потребностями, рациональное и результативное использование времени (вообще и рабочего в частности), эффективное ранжирование дел, целесообразное общение с окружающими, наличие чувства собственного достоинства, умелый «уход» от стрессов, владение психологическими техниками релаксации и самоконтроля;

– наличие разумных личных ценностей— основных жизненных позиций, которые позволяют современному руководителю формулировать социально-значимые и ценностно-ориентированные суждения о важном и второстепенном, а также принимать разумные управленческие решения;

– наличие четких личных целей, ориентирующих руководителя на конкретные дела и их результаты и дающих возможность ранжировать силы, время и иные ресурсы управленческой деятельности;

– постоянный личный рост, развитие на основе знаний о себе и своих индивидуальных возможностей того, что предполагает выделение времени для саморазвития; положительное отношение к препятствиям; адекватная оценка собственного опыта; вера в собственные силы; уверенность в завтрашнем дне; своевременное реагирование на возможные изменения в карьере посредством профессионального роста и самосовершенствования;

– эффективное решение проблемных управленческих задач, адекватный выбор административных методов в сложных управленческих ситуациях, использование системного подхода в профессиональной деятельности, назначение ответственных за тот или иной производственный этап работы организации, четкая постановка цели работы каждого подчиненного, установление критериев для определения успеха организации и в целом, умелое обращение с информацией, эффективное планирование, выделение времени на анализ, эффективное координирование работы коллектива;

– способность руководителя к инновациям как интегративная способность, включающая положительную оценку творческого подхода других людей, веру в собственные творческие способности, а также способности и возможности членов коллектива, умение выделять факторы, препятствующие творческому процессу в образовательном учреждении, настойчивость в решении задач, умение сохранять и приумножать традиции, потребность в переменах и инновациях, умение учиться на ошибках, разумное стремление к риску;

– способность влиять на окружающих, характеризующаяся умением правильно оценивать расстановку сил, индивидуальные способности и возможности каждого члена педагогического коллектива, устанавливать личностно-ценностные взаимоотношения, ясно излагать мысли и идеи, обозначая общие и частные направления деятельности каждого сотрудника и организации в целом, реально оценивать собственное «Я»-пространство, поведение, стремление быть настойчивым, умение «слышать» другого и желание его понять;

– знание современных управленческих подходов, предполагающее знание стилей управления и собственного стиля, изменение стиля управления в зависимости от потребности и ситуации, умение добиться от людей всего, что они могут дать;

– способность руководить (умело использовать людские ресурсы) — формируемая и развиваемая способность руководителя. Она включает понимание собственной роли и факторов, влияющих на выполнение этой роли, адаптацию стиля управления к переменам в обществе, системный подход к анализу работы, квалифицированное делегирование полномочий и создание позитивной обратной связи, поиск активизации и деятельности сотрудников и критериев успеха; – умение обучать и развивать подчиненных — особое умение руководителя, связанное с его воспитательными функциями.

Руководитель должен стремиться создать в коллективе положительную среду для учебы, анализировать потребности сотрудников в обучении систематически оценивать сотрудников, знать сильные и слабые стороны подчиненных, ставить цели, требующие усилий, использовать возможности развития в процессе работы;

– способность формировать и развивать рабочие группы, характеризующаяся наличием навыков управления, созданием благоприятного психологического климата, заинтересованностью в результатах работы, правильным подбором работников и четким распределением между ними обязанностей, поддержкой личностного развития подчиненных, формированием эффективных внутри коллективных отношений, использованием конфликтов в конструктивных целях, поощрением работников, идущих на риск, предъявлением высоких требований к подчиненным.

По мнению А.К.Марковой, структура личности профессионала включает: мотивацию (направленность личности и ее виды); свойства личности (способности, характер и его черты, психические процессы и состояния) и интегральные характеристики личности (самосознание, индивидуальный стиль, креативность как творческий потенциал), определяющие неповторимость и уникальность руководителя.

Важно отметить, что А.К.Маркова в профессиональном самосознании как интегративной характеристике личности выделяет:

1) осознание личностью норм, правил, модели своей профессии как эталонов для осознания своих качеств; здесь складываются основы профессионального мировоззрения и личная концепция труда;

2) осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким профессионалом средней квалификации;

3) учет ожиданий и оценка себя как профессионала со стороны других людей;

4) самооценивание личностью своих отдельных сторон по когнитивным, эмоциональным и поведенческим основаниям;

5) положительное оценивание личностью самой себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив создания позитивной Я-концепции.

Эффективность в решении управленческих задач, в широком смысле, Троян А.Н. и Шамова Т.И. предлагают представить в виде четырех взаимосвязанных компонентов (эффективности в узком смысле):

- целевая эффективность - это характеристика потенциальных возможностей образовательного учреждения и соответствие этим возможностям поставленной цели;

- ресурсная эффективность - это характеристика сравнительной оценки, используемых ресурсов и получаемого результата, отнесенных к тем или иным временным интервалам. При этом под ресурсами понимаются как материальные ресурсы (оборудование, наглядные пособия и т.д.), так и нематериальные (качественный и количественный состав педагогов, уровень развития и способностей детей и др.).

- социальная - психологическая эффективность - характеристика уровня развития нравственных качеств детей, морально-психологического климата в учреждении (сплоченность коллектива детей и взрослых, удовлетворенность и т.п.);

- эффективность управления может быть представлена в виде множества, содержащего четыре компонента - целевая эффективность управления, ресурсная эффективность управления, социально-психологическая эффективность управления и технологическая эффективность управления.

Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем образования.

Задача дошкольного образования в рамках проблемы пре­емственности — это обеспечение условий для психического развития ребенка, обогащение развития через различные виды продуктивной деятельности детей.

Задача начальной шко­лы — оказание помощи в адаптации ребенка к школе. Не дети должны быть подготовлены к шко­ле, а школа должна быть готова учить, развивать и любить са­мых разных детей, помогать их личностному росту — таков основополагающий принцип истинно гуманной педагогики.

Механизмом решения данной проблемы руководителем ДОУ и НОУ является последовательное выполнение следующих этапов:

1. заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности;

2. составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности;

3. проведение профилактических мероприятий, таких как:

"День открытых дверей", "День Знаний", совместные праздники и т.д.;

4. работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);

5. проведение ППК, с участием специалистов детского сада и школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники, старшие воспитатели, заместители директора);

6. планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;

7. проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.

Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Есть три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием, а именно:

1. Методическая работа.

2. Работа с родителями.

3. Работа с детьми.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: