СПб ГБОУ СПО «Петровский колледж»
Учебно-методические материалы
(аннотация)
по учебной дисциплине: «Менеджмент»
для специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» для заочной формы обучения
1. Цели и задачи учебной дисциплины «Менеджмент» и требования к результатам её/его освоения:
Цель изучения – сформировать знания и навыки в области управления предприятием.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать:
1. Основные управленческие школы в менеджменте и историю развития науки менеджмента;
2. Основные функции в менеджменте и роли менеджеров в современных организациях;
3. Национальные особенности менеджмента;
4. Внутренняя и внешняя среда организации;
5. Роль планирования в организации и виды планов;
6. Виды организационных структур;
7. Сущность и принципы делегирования;
8. Теории мотивации;
9. Контроль: понятие и сущность;
10. Виды контроля: текущий, заключительный, промежуточный;
11. Типы управленческих решений и методы принятия решений;
12. Власть и лидерство. Пять источников власти, их плюсы и минусы;
13. Теории лидерства;
14. Групповая динамика. Понятие, плюсы и минусы социальных(групповых) норм в коллективе. Основные стадии формирования коллектива.
Уметь:
1. Выполнять и совершенствовать выполнение необходимых функций менеджера;
2. Применять техники лидерства в организациях;
3. Обладать навыкам эффективной мотивации и умением вдохновлять и направлять сотрудников к эффективному выполнению задач стоящих перед организацией;
4. Осуществлять стратегическое планирование, проводить SWOT-анализ и определять миссию и цели развития организации на этой основе;
5. Проектировать организационную структуру предприятия исходя из специфики отрасли и задач стоящих перед бизнесом;
6. Эффективно делегировать задачи на исполнение сотрудникам;
7. Определять типы мотивации, правильно мотивировать сотрудников с целью более эффективного исполнения задач стоящих перед организацией;
8. Осуществлять все виды контроля и оперативно управлять эффективностью исполнения задач нижестоящими сотрудниками;
9. Применять технологии принятия групповых и индивидуальных управленческих решений;
10. Формировать собственный стиль лидерства и эффективно управлять коллективом используя формальный и неформальные источники влияния;
11. Управлять социальными отношениями в коллективе. Выявлять социальные нормы, работать с неформальным лидером коллектива. Управлять конфликтами.
2. Календарно-тематический план, с указанием обязательных практических работ:
№ п/п | Наименование темы занятия и практической работы | Кол-во аудиторных часов |
1. | Понятие и основные этапы развития менеджмента. Основные функции менеджмента. | |
2. | Источники власти и лидерства в организациях. Теории лидерства | |
3. | Управление групповой динамикой. Практическая работа № 1. | |
Итого |
Перечень обязательных практических работ.
Указываются все обязательные практические работы с пометкой: предусматривается автоматизированный контроль результатов или работа должна быть выполнена в аудитории.
№ п/п | Наименование обязательной практической работы | Форма/место выполнения |
1. | Практическая работа № 1. Эссе на тему: основные функции менеджмента на предприятии (по выбору): - организационная структура предприятия - SWOT-анализ предприятия - Сформулировать миссию предприятия - Виды мотивации и оценка социальных факторов мотивации, мотивационные факторы по Ф.Герцбергу - Построение системы контроля - Стили управления руководителя - Каакие корпоративные ценности пропагандирует организация среди сотрудников | Проводится в аудитории |
4. Перечень вопросов промежуточной аттестации (при желании преподавателя – пробный тест, вопросы теста без ответов, с ответами – часть вопросов и т.п.).
1. Понятие менеджмента.
2. История развития менеджмента: практические предпосылки возникновения менеджмента.
3. Школа научного менеджмента. Ф.Тэйлор.
4. Классическая школа Анри Файоля и ее основные принципы менеджмента.
5. Школа человеческих отношений Элтон Мэйо и Мари Паркер Фоллетт.
6. Современные подходы в менеджменте: системный и ситуационный. Их сущность и основные отличия.
7. Национальные особенности менеджмента (американская, японская модель, российский менеджмент и его особенности).
8. Внутренняя среда организации.
9. Внешняя среда организации: факторы внешней среды организации. Проведение ПЕСТ-анализа.
10. SWOT-анализ и основные принципы формирования анализа.
11. Функция планирования. Основные виды планов в организации.
12. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии.
13. Тактическое планирование. Основные этапы текущего планирования.
14. Основные принципы построения организационных структур. Плюсы и минусы различных видов организационных структур.
15. Сущность делегирования, правила и принципы делегирования. Причины плохого делегирования.
16. Мотивация и первоначальная теория мотивации Х и У.
17. Иерархия потребностей А.Маслоу.
18. Процессуальные теории мотивации.
19. Содержательные теории мотивации. Теория Герцберга.
20. Контроль, понятие и сущность; этапы контроля: выработка стандартов и критериев, сопоставление с реальными результатами, коррекция.
21. Правила контроля и виды: предварительный, итоговый, промежуточный.
22. Типы управленческих решений и требования, предъявляемые к ним.
23. Методы принятия управленческих решений.
24. Групповая динамика. Основные признаки неформальных групп и работа с ними.
25. Сущность и классификация конфликтов.
26. Методы управления конфликтами.
27. Власть и влияние.
28. Виды власти: 5 источников власти.
29. Ситуационная теория лидерства и возможности ее применения.
30. Теории лидерских качеств. Признаки харизматического лидера.
5. Задания для домашних контрольных работ (при их наличии в рабочем учебном плане).
6. Форма аттестации –дифференцированный зачет. Зачет принимается в форме экзаменационных вопросов содержащих один теоретический, один практический вопрос в форме решения кейса. К зачету допускаются студенты, представившие все практические работы, предусмотренные в курсе.