ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА




Музыкальная педагогика в системе педагогических наук

ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

Система педагогических наук.

 

Педагогика – обширнейшая наука. Пройдя длительный путь развития, она превратилась в разветвленную систему различных научных знаний. Поэтому современную педагогику правильнее называть системой наук о воспитании.

Общая педагогика – базовая дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека.

История педагогики исследует историю педагогических учений в различные эпохи.

Сравнительная педагогика исследует закономерности развития образовательных систем в различных странах.

Возрастная педагогика изучает особенности образования человека на разных возрастных этапах.

Специальная педагогика разрабатывает основы, принципы методы образования людей с отклонениями в развитии.

Методики преподавания отдельных учебных предметов – разработка содержания, методов, форм изучения этих предметов.

Профессиональная педагогика – то же в отношении конкретной профессии.

Музыкальная педагогика – отрасль педагогической науки (общей педагогики), изучающей особенности образования, обучения и воспитания средствами музыкального искусства. Процесс музыкального образования и воспитания личности происходит в соответствии с основными законами развития общей педагогики.

Понятие музыкальной педагогики имеет два аспекта. С одной стороны, это практическая деятельность по музыкальному воспитанию и обучению. С другой стороны, это наука, изучающая данный вид деятельности, обобщающая и осмысливающая накопленный исторический опыт.

Теоретическое знание, получаемое музыкально-педагогической наукой, используется в практической работе для обоснования содержания и форм обучения, выбора соответствующих его задачам методов, для оптимальной организации учебного процесса. Вместе с тем музыкально-педагогическую деятельность можно считать своеобразным видом искусства, требующим от учителя не только глубоких знаний, но и яркой индивидуальности, проявлений творческой интуиции и психологического чутья, артистизма. Это необходимо как для постижения содержания музыкального произведения, так и для творческих контактов с учащимися, которые могут осуществляться лишь при условии личностной эмпатии, совместного художественного переживания.

 

ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

 

Между профессиональным и любительским музицированием существуют сложные, исторически изменчивые отношения. Начало музыкальной культуры вообще не знало музыкантов-профессионалов, которые выделились из человеческой общины лишь на том этапе, когда, в силу усложнения форм музицирования, возникла потребность в людях, выполняющих специализированные художественные функции.

В отдельные эпохи (и в определенных социальных условиях) профессиональное и любительское музицирование не имеют существенных отличий (вспомним, например, о высоком уровне любительства в кругах немецкой или русской аристократии XVIII века). В другое время формы музыкального любительства резко отличаются от форм профессионального музицирования. Так, например, в СССР в 30-50-е годы была широко распространена художественная самодеятельность (особенно в области исполнительства на народных инструментах), существенно отличавшаяся от профессионального исполнительства и требовавшая иных форм обучения и специфических педагогических приемов.

На первый взгляд может показаться, что воспитание музыканта-профессионала всегда было в центре общественного внимания и составляло основной предмет музыкальной педагогики. В действительности дело далеко не всегда обстояло так. Напротив, начало европейской музыкальной педагогики (судя по трудам Платона и Аристотеля) – это разработка вопросов общего музыкального воспитания в условиях рабовладельческого общества. Свободные граждане, о музыкальном воспитании которых писали древнегреческие философы, были, как правило, рядовыми любителями музыки, овладевавшими лишь азами музицирования. Об обучении музыкантов-профессионалов (ремесленников, по выражению Аристотеля) философы не говорили ни слова.

Сходная картина наблюдалась и в средневековом арабском мире: свободный человек, любивший музыку и наслаждавшийся ею, не мог снизойти до профессиональных занятий искусством – это была "привилегия" иноплеменных рабов. Что касается европейской средневековой культуры, то в ней музыкальный профессионализм господствовал в сфере церковного искусства. А рыцарская культура выдвинула фигуру просвещенного музыканта-любителя (трубадура, миннезингера). Лишь со временем придворное аристократическое искусство также обратилось к услугам музыкантов-профессионалов. Об уровне художественного любительства эпохи средневековья говорит хотя бы тот факт, что формы искусства, культивировавшиеся музыкантами-любителями, вошли в золотой фонд культуры, составили не одну ее славную страницу. Но о способах трансляции этой культуры известно очень немного: исторических свидетельств о рыцарской музыкальной педагогике практически не сохранилось.

Эпоха Возрождения и начало Нового времени не внесли принципиальных изменений в соотношение любительских и профессиональных форм музицирования. В аристократических, а позднее в буржуазных слоях общества поддерживался достаточно высокий уровень музыкального любительства, но постепенно все более значимыми становились профессиональные занятия музыкой, что было связано с усложнявшейся техникой музыкального искусства, с невозможностью достичь в нем высоких результатов, обращаясь к музыке от случая к случаю, на любительской основе (при этом не следует забывать об отдельных, порою ярких исключениях). Вспомните примеры из литературы.

Примерно с XVIII века передовые деятели культуры (например, Ж.-Ж. Руссо) выступили с идеей широкого музыкального воспитания, которое касалось сначала буржуазных кругов, а позже (ХIХ-ХХ в.) распространилось и на другие слои населения. Помимо гуманистических устремлений в деятельности французского просветителя нужно видеть и другую сторону: постановка вопроса о широком музыкальном воспитании отражала обеспокоенность философа отрывом музыкальной культуры от народных масс, культурным расслоением общества.

В музыкальной культуре XX века взаимодействие любительских и профессиональных форм музицирования достигло нового уровня (несмотря на существование изощренных элитарных форм искусства, мыслимых только на базе музыкального профессионализма). Вспомним в связи с этим хотя бы о джазовой музыке, о современных поп- и рок-культурах, об упоминавшихся ранее особых формах любительства, развивавшихся в нашей стране в советский период. Во всех этих случаях соотнесенность любительского и профессионального начал (и, следовательно, способов освоения музыкальной культуры) совершенно иная, нежели в области академического искусства.

Параллельное существование и взаимодействие музыкального профессионализма и любительства сказывается на содержании и организационных формах музыкальной педагогики, приводит к ее многослойности, "многоукладности".

Идея широкого музыкального воспитания, возникшая в демократической культуре XVIII-XIX веков, сохраняет в настоящее время актуальность. В различных странах мира она с большим или меньшим успехом проводится в жизнь.

 

Основные задачи музыкальной педагогики:

Передача от поколения к поколению всей совокупности музыкального опыта – специфических знаний и навыков, обеспечивающих слышание, исполнение и создание музыкальных произведений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: