Классическое определение вероятности события




Основные понятия теории вероятности

Теория вероятности – это раздел математики, который изучает события, частоту их появления и законы, которые управляют событиями.

Всякое действие, которое можно повторять неограниченное число раз называется опытом или испытанием.

Пример опыта:

- Бросание одной или нескольких монет

- Сдача экзамена

- Игра в лотерею

- Бросание игральной кости

- Выбор президента страны и т.д.

Всякий конечный результат опыта называется случайным событием. Случайное событие в результате опыта может произойти и не произойти.

Пример:

Опыт: бросание монеты.

Возможны всего два случайных события:

А = «выпал орел»

В = «выпала решка»

Виды событий

Событие называется достоверным, если в результате опыта оно непременно произойдет.

Пример: при бросании игральной кости событие А= «Выпадет меньше 7 очков» является достоверным.

 

Событие называется невозможным, если заранее известно, что в результате опыта оно никогда не произойдет.

Пример: при бросании игральной кости событие В= «Выпадет ровно 7 очков» является невозможным.

 

Два события называются несовместными, если наступление одного из них исключает осуществление другого. В противном случае события называются совместными.

Пример: при бросании игральной кости:

А= «Выпадет четное количество очков»

В= «выпадет нечетное количество очков»

С= «выпадет меньше трех очков»

События А и В являются несовместными, так как они никогда одновременно не наступят. События А и С будут совместными, так как, если выпадет 2 очка, то они наступят одновременно.

 

Два события называются равновозможными, если условия опыта обеспечивают одинаковую возможность осуществления каждого из их.

Пример: вытаскивание одной карты из колоды в 36 карт:

А= «Вытащили карту красной масти»

В= «Вытащили карту черной масти»

С= «Вытащили туза»

События А и В являются равновозможными, так как количество черных карт и красных в колоде одинаковое. События А и С будут неравновозможными, так как, число тузов намного меньше числа красных карт в колоде, следовательно у события С меньше шансов для наступления.

 

Два события называются противоположными, если в результате опыта они являются единственными возможными несовместными исходами опыта.

Пример:

А= «Стрелок попал в цель»

= «Стрелок промахнулся»

 

 

Классическое определение вероятности события

Событие называется благоприятным для события А, если осуществление этого события влечет за собой осуществление события А.

Вероятностью события А называется отношение числа благоприятных исходов к общему числу всех равновозможных исходов.

, где:

– число всех возможных исходов опыта

– число благоприятных исходов для события А

Так как для любых событий, то

Вероятность противоположного события находится по формуле:

Пример 1:

В фирме такси в данный момент свободно 15 машин: 4 красных, 9 желтых и 2 зеленых. По вызову выехала одна из машин, случайно оказавшихся ближе всего к заказчице. Найдите вероятность того, что к ней приедет желтое такси.

Решение:

А= «К заказчице приедет желтая машина»

Всего имеется =4+9+2=15 машин, то есть к заказчице приедет одна из пятнадцати. Желтых — девять, и значит, вероятность приезда именно желтой машины равна , то есть 0,6.

Пример 2:

В сборнике билетов по биологии всего 25 билетов, в двух из них встречается вопрос о грибах. На экзамене школьнику достаётся один случайно выбранный билет. Найдите вероятность того, что в этом билете не будет вопроса о грибах.

Решение:

Очевидно, вероятность вытащить билет без вопроса о грибах равна , то есть 0,92..

 

Пример 3:

В чемпионате по гимнастике участвуют 20 спортсменок: 8 из России, 7 из США, остальные — из Китая. Порядок, в котором выступают гимнастки, определяется жребием. Найдите вероятность того, что спортсменка, выступающая последней, окажется из Китая.

Решение:

Давайте представим, что все спортсменки одновременно подошли к шляпе и вытянули из нее бумажки с номерами. Кому-то из них достанется двадцатый номер. Вероятность того, что его вытянет китайская спортсменка, равен (поскольку из Китая — 5 спортсменок). Ответ:0,25.

 

Пример 4:

Ученика попросили назвать число от 1 до 100. Какова вероятность того, что он назовет число кратное пяти?

Решение:

Каждое пятое число из данного множества делится на 5. Значит, вероятность равна .

 

Пример 5:

Монета брошена три раза. Какова вероятность двух «орлов» и одной «решки»?

Решение:

Бросаем монету. У этого действия два возможных исхода: орел (О) и решка (Р)

Если монету бросаем три раза, то возможны исходы:

ООО, ООР, ОРО, РОО, РРО, РОР, ОРР, РРР

Два орла и одна решка выпадают в трех случаях из восьми. Следовательно, вероятность равна

Ответ: 0,375.

 

Пример 6:

В случайном эксперименте бросают две игральные кости. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет 8 очков. Результат округлите до сотых.

Бросаем первую кость — шесть исходов. И для каждого из них возможны еще шесть — когда мы бросаем вторую кость.

Получаем, что у данного действия — бросания двух игральных костей — всего 36 возможных исходов, так как 6*6=36.

А теперь — благоприятные исходы: 2+6, 3+5, 4+4, 5+3, 6+2. То есть таких исходов всего пять.

Вероятность выпадения восьми очков равна .

Пример 7:

Разыгрываются 8 путевок на Черное море и 5 путевок на Средиземное море. Найти вероятность того, что два данных участника розыгрыша получат путевки а) все на Черное море б) все на Средиземное море

Решение:

Всего путевок 8+5 = 13

Опыт: распределение трех путевок

Пусть событие А=«Оба участника поедут на Черное море»,

событие В=«Оба участника поедут на Средиземное море»

а)

Так как два путевки выбирают из всех путевок, то

, где

Так как участники должны получить путевки на Черное море, то выбирать 2 путевки нужно из 8:

б)

Так как две путевки выбирают из всех путевок, то

, где

Так как участники должны получить путевки на Средиземное море, то выбирать 2 путевки нужно из 5:

 


Задачи для самостоятельного решения:

1. В урне имеются 12 черных и 7 белых шаров. Наудачу извлекают один шар. Найти вероятность, что извлекли черный шар. Результат округлить до тысячных

2. В магазин поступило 60 холодильников, три из которых имеют заводской дефект. Случайным образом выбирают один холодильник. Какова вероятность того, что он будет без дефекта?

3. Из цифр 1, 2, 7, 6 составляют двухзначное число, так чтобы цифры не повторялись. Найти вероятность, что получится четное число.

4. На полке лежат 14 учебников, из них 5 – по математике. Студент берет наудачу 3 учебника. Какова вероятность того, что все взятые учебники – по математике? Ответ округлить до тысячных.

Ответы:

1) 0,632; 2) 0,95; 3) 0,5; 4) 0,027

 

Домашнее задание:

1. В магазин поступили футболки: 60 штук – производства Ярославской фабрики; 25 – Рижской и 15 – Ивановской фабрики. Какова вероятность того, что купленная наугад футболка изготовлена: а) на Ярославской фабрике; б) на Ивановской фабрике?

2. В ящике находятся 100 катушек разных цветов: белых катушек – 50 штук; красных – 20 штук; зеленых – 20 штук, остальные – синие. Какова вероятность того, что взятая наугад катушка окажется зеленой или синей?

3. Контролер ОТК, проверив 20 пальто, установил, что 16 из них первого сорта, а остальные – второго сорта. Найти вероятность того, что среди взятых наудачу из этой партии 3 пальто все будут первого сорта.

4. В урне 4 синих, 7 черных шаров. Случайным образом из урны извлекают сразу 2 шара. Какова вероятность того, что: а) оба шара – синие; б) оба шара – черные; в) шары разного цвета?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: