Государственно-правовой профиль», 40.03.01.02 «Гражданско-правовой профиль», 40.03.01.03 «Уголовно-правовой профиль», 40.03.01.06 «Финансово-правовой профиль»»
Уровень образования
Бакалавриат
Ростов-на-Дону
2016 г.
ФАКУЛЬТЕТ | Юридический | |
КАФЕДРА | Уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии | |
Наименование дисциплины | Б3.В.ОД.4 | Криминология |
(код) (наименование)
ОБЩИЙ ОБЪЕМ* работы обучающихся в час. | уч. план | Очная форма | Заочная форма |
4 г 00м | 5 л00 м | ||
Всего часов контактной работы, в том числе: | |||
- лекций, по семестрам (курсам) | |||
7сем. | 4 курс | ||
- лабораторные работы, по семестрам (курсам) | - | - | |
- | - | ||
- практические занятия, по семестрам (курсам) | |||
7 сем. | 4 курс | ||
В интерактивной форме, час | |||
Всего самостоятельной работы, час., в том числе: | |||
- контрольные работы по семестрам | - | 4 курс | |
- курсовые работы (проекты) по семестрам | - | - | |
Изучено и переаттестовано, час. | - | - | |
Зачеты, по семестрам (курсам), час | - | - | |
Экзамены, по семестрам (курсам), час | 7 сем.,36 ч. | 4 курс, 9 ч. | |
Всего ЗЕТ по учебному плану |
* Объем часов по всем видам работ переносится из учебного плана.
ОСНОВАНИЕ
ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация «бакалавр») утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.05.2010 г. № 464. Учебный план направления 40.03.01 «Юриспруденция» 40.03.01.01 «Государственно-правовой профиль», 40.03.01.02 «Гражданско-правовой профиль», 40.03.01.03 «Уголовно-правовой профиль», 40.03.01.06 «Финансово-правовой профиль» одобрен Ученым советом вуза 29.03.2016 г. протокол № 9.
АВТОР (Ы) к.ю.н., доцент | Серегина Е.В. | ||
(ученая степень, звание, должность) | (подпись) | (Ф.И.О.) | (дата) |
ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА
Кафедрой Уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии (протокол № 12.1. от 27.05.16г.) | Улезько С.И. | ||
(подпись) | (Ф.И.О.) | (дата) | |
Методическим советом направления | Позднышов А.Н. | ||
(подпись) | (Ф.И.О.) | (дата) | |
Отделом образовательных программ и планирования учебного процесса | Т.В.Торопова | 10.06.2016 | |
(подпись) | (Ф.И.О.) | (дата) | |
Проректором по учебно-методической работе | В.М.Джуха | 10.06.2016 | |
(подпись) | (Ф.И.О.) | (дата) |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Цели освоения дисциплины является формирование у обучающихся криминологического мышления; привитие научно-обоснованных взглядов на преступность, как негативного, исторически изменчивого, социального, массового явления, которое общество и государство должны сдерживать в определенных пределах для нормальных условий жизнедеятельности; выработка умения глубоко анализировать проблемные вопросы «стратегии» воздействия на преступность в современных условиях; подготовка обучающихся к самостоятельному, квалифицированному и компетентному решению профессиональных задач противодействия преступности.
1.2. Задачи:
- овладение знаний об основных проблемах отечественной криминологии, ее предмете, методах изучения, исторических этапах развития;
- формирование умения и навыков анализа и оценки данных о преступности, методах изучения, прогнозировании и планировании борьбы с преступностью и механизма индивидуального преступного поведения, личности преступника, ее причинах и условиях, организации планирования и осуществления профилактической деятельности;
- воспитание чувства непримиримости к проявлениям преступности, решимости противостоять ей, отстаивать принципы социальной справедливости и законности.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Цикл (раздел) ОП:Б3.В.ОД.
2.2. Связь с другими дисциплинами учебного плана
Перечень предшествующих дисциплин | Перечень последующих дисциплин, видов работ |
Конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право (Общая часть), уголовное право (Особенная часть) | Актуальные проблемы криминологии |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Формируемые компетенции | Осваиваемые знания, умения, владения | |
Код | Наименование | |
Профессиональные компетенции (ПК) | ||
ПК-6 | способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства | Знает: понятие и признаки преступности; сущность личности преступника, его структуру и типологию; понятие причин и условий преступности и различные их классификаций; уровни и содержание мер предупреждения преступности и основные нормативно-правовые акты о противодействии преступности. |
Умеет: определят уровень и динамику преступности с точки зрения их влияния на совершение конкретных видов преступлений; определять роль личности преступника в системе факторов, обусловливающих преступность; конкретизировать, лежащие в основе преступления, причины и условия, с целью выделения доминирующих детерминант. | ||
Владеет: навыками определения детерминант, влияющих на изменение динамики преступности; навыками способности к осуществлению индивидуальной профилактики преступности. | ||
ПК-8 | готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства | Знает: методы криминологических исследований в целях программирования и планирования борьбы с преступностью; положения действующего законодательства и правоприменительную практику необходимую для эффективного противодействия преступности. |
Умеет: использовать общесоциальные и частно-научные методы для анализа криминальных явлений; анализировать и оценивать закономерности преступности; применять криминологические рекомендации в практику предупреждения преступности. | ||
Владеет: приемами выявления проблем внедрения предложений в практику предупреждения преступности; юридической терминологией науки и практики борьбы с преступностью. | ||
ПК-10 | способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения | Знать: основные показатели преступности, включая ее латентную часть; криминологическую характеристику личности преступника и жертвы преступления; факторы, детерминирующие преступность и мотивацию преступного поведения; основные меры, направленные на пресечение преступной деятельности; новейшие научные парадигмы отечественной и зарубежной теории и практики борьбы с преступностью. |
Уметь: давать оценку комплекса средств воздействия на криминогенную личность и преступность; оценивать всю необходимую информацию для решения проблем пресечения преступлений. | ||
Владеть: давать оценку комплекса средств воздействия на криминогенную личность и преступность; оценивать всю необходимую информацию для решения проблем пресечения преступлений. | ||
ПК-11 | способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению | Знать: характеристику основных подходов к воздействию на преступность; цели и принципы предупреждения преступности, структуру и систему воздействия на преступность; основные меры виктимологической профилактики преступлений. |
Уметь: выявлять криминологические взаимосвязи и взаимозависимости девиантных явлений и преступности; прогнозировать поведение лиц, проявляющих готовность совершить преступление; планировать профилактические мероприятия по предупреждению преступности в регионе, городе, районе. | ||
Владеть: способностью планировать и проводить мероприятия ранней профилактики противоправного поведения, направленные на установление факторов, детерминирующих формирование личности преступника; базовыми навыками устанавливать обстоятельства, способствующие совершению конкретного преступления; умением проектировать комплекс мероприятий, направленных на предупреждение повторного преступления. | ||
ПК-12 | способен выявлять, давать оценку коррупционному поведения и содействовать его пресечению | Знает: основные положения Федерального закона Российской Федерации «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ; понятие, виды и состояние коррупционной преступности; особенности личности преступника-коррупционера; обстоятельства, генерирующие коррупционную преступность; общегосударственные меры и средства специального предупреждения коррупционной преступности. |
ПК-13 | способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации | Знает: методические основы сбора научного материала для криминологического исследования преступности; понятие и виды криминологического прогнозирования и планирования предупреждения преступности; методологию выявления и пресечения конкретных преступлений. |
Умеет: применять электронные ресурсы для поиска, систематизации, обработки данных о зарегистрированных, раскрытых преступлениях и показателях судимости; планировать и проводить изучение криминальных феноменов; под руководством преподавателя составлять прогноз состояния и тенденций преступности, оценивать формы противодействия коррупции. | ||
Владеет: навыками использования документов первичного учета о зарегистрированных преступлениях, о лицах их совершивших, жертвах преступлений; навыками анализа уровня криминальной активности в конкретном муниципальном образовании, регионе, стране; навыками поиска необходимой информации о совершенных преступлениях на определенной территории за конкретный период времени. |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Аудиторные занятия − очная форма обучения
Кол. час | в том числе в интерактивной форме, час. | Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание | Формируемые компетенции |
16 | 16 | Лекции | |
6 | 6 | Модуль 1. Общая часть криминологии | |
Тема 1.1: «Понятие, система и задачи криминологии» 1. Понятие и значение криминологии. 2. Предмет криминологии. 3. Система криминологии и её задачи. | ПК-6, ПК-13 | ||
Тема 1.2:«Преступность и её основные характеристики» 1. Понятие преступности. 2. Основные показатели преступности. 3. Латентная преступность и способы её выявления. 4. Виктимологические аспекты преступности. | ПК-6, ПК-13 | ||
Тема 1.3:«Предупреждение преступности» 1. Понятие предупреждения преступности. 2. Характеристика системы предупреждения преступности. | ПК-8 ПК-10 ПК-11 ПК-12 ПК-13 | ||
Модуль 2. Особенная часть криминологии | |||
Тема 2.1:«Криминологическая характеристика корыстной преступности» 1. Современное состояние и тенденции корыстной преступности. 2. Лица, совершающие корыстные преступления, их типология, особенности образа жизни и поведения. 3. Причины и условия корыстной преступности. 4. Основные направления предупреждения корыстной преступности | ПК-6 ПК-8 ПК-10 ПК-11 ПК-13 | ||
Тема 2.2:«Криминологическая характеристика коррупционной преступности» 1. Понятие коррупции и коррупционной преступности. 2. Современное состояние коррупционной преступности. 3. Детерминация коррупционной преступности. 4. Основные направления противодействия коррупционной преступности в современной России. | ПК-6 ПК-8 ПК-10 ПК-11 ПК-12 ПК-13 | ||
Тема 2.3: «Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних» 1. Понятие и общая характеристика преступности несовершеннолетних. 2. Особенности характеристики личности несовершеннолетних преступников. 3. Социальная среда и преступное поведение несовершеннолетних. 4. Предупреждение преступности несовершеннолетних. | ПК-6 ПК-8 ПК-10 ПК-11 ПК-13 | ||
Тема 2.4: «Изучение и предупреждение преступности за рубежом» 1. Зарубежные криминологические теории. 2. Зарубежной опыт предупреждения преступности. | ПК-6 ПК-8 ПК-10 ПК-11 ПК-13 | ||
Практические занятия /семинары | |||
Модуль 1. Общая часть криминологии | |||
Тема 1.1: «Понятие, система и задачи криминологии» 1. Понятие и значение криминологии. 2. Предмет криминологии. 3. Система криминологии и её задачи. | ПК-6, ПК-13 | ||
Тема 1.2: «Методика и процедура криминологического исследования» 1. Понятие методики криминологического исследования. 2. Организация криминологических исследований. 3. Понятие и значение прогнозирования преступности. 4. Программирование и планирование борьбы с преступностью, предупреждения преступлений. | ПК-6, ПК-13 | ||
Тема 1.3: «Преступность и её основные характеристики» 1. Понятие преступности. 2. Основные показатели преступности. 3. Латентная преступность и способы её выявления. 4. Виктимологические аспекты преступности. | ПК-6, ПК-13 | ||
Тема 1.4: «Личность преступника» Вопросы для подготовки по изучаемой теме 1. Понятие личности преступника. 2. Соотношение социального и биологического в личности преступника. 3. Структура личности преступника. 4. Типология личности преступника. | ПК-6, ПК-13 | ||
Тема 1.5: «Причины преступности» Вопросы для подготовки по изучаемой теме 1. Понятие причин преступности. 2. Классификация причин преступности. 3. Причины преступности в современной России. 4. Ситуация и ее место в механизме конкретного преступления. 5. Виктимологические условия совершения конкретного преступления. | ПК-6 ПК-13 | ||
Тема 1.6: «Предупреждение преступности» 1. Понятие предупреждения преступности. 2. Характеристика системы предупреждения преступности. | ПК-8 ПК-10 ПК-11 ПК-12 ПК-13 | ||
Модуль 2. Особенная часть криминологии | |||
Тема 2.1: «Криминологическая характеристика насильственной преступности» 1. Понятие и общая характеристика насильственных преступлений. 2. Криминологическая характеристика личности насильственных преступников. 3. Детерминация насильственных преступлений. 4.Основные направления предупреждения насильственных преступлений. | ПК-6 ПК-8 ПК-10 ПК-11 ПК-13 | ||
Тема 2.2: «Криминологическая характеристика преступлений в семейной сфере» 1. Семья как предмет криминологического исследования. 2. Личность преступника, совершившего преступление в семейной сфере. 3. Система криминогенных факторов семейной сферы. 4. Меры предупреждение семейного насилия. | ПК-6 ПК-8 ПК-10 ПК-11 ПК-13 | ||
Тема 2.3 «Криминологическая характеристика корыстной преступности» 1. Современное состояние и тенденции корыстной преступности. 2. Лица, совершающие корыстные преступления, их типология, особенности образа жизни и поведения. 3. Причины и условия корыстной преступности. 4. Основные направления предупреждения корыстной преступности. | ПК-6 ПК-8 ПК-10 ПК-11 ПК-13 | ||
Тема 2.4: «Криминологическая характеристика экономической преступности» 1. Понятие и особенности преступлений в сфере экономической деятельности, оценка её состояние и криминологическая характеристика. 2. Характеристика лица, совершающего преступления в сфере экономической деятельности. 3. Криминологическая детерминация и причинность преступлений в сфере экономической деятельности. 4. Профилактика преступлений в сфере экономической деятельности. | ПК-6 ПК-8 ПК-10 ПК-11 ПК-13 | ||
Тема 2.5: «Криминологическая характеристика терроризма» 1. Понятие и основные черты терроризма. 2. Современное состояние и тенденции терроризма. 3. Причины и условия преступлений терроризма. 4. Противодействие терроризму. | ПК-6 ПК-8 ПК-10 ПК-11 ПК-12 ПК-13 | ||
Тема 2.6: «Криминологическая характеристика организованной преступности» 1. Понятие организованной преступности. 2. Состояние организованной преступности. 3. Причины и условия организованной преступности. 4. Предупреждение организованной преступности. | ПК-6 ПК-8 ПК-10 ПК-11 ПК-12 ПК-13 | ||
Тема 2.7: «Криминологическая характеристика рецидивной и профессиональной преступности» 1. Понятие и особенности рецидивной преступности. 2. Обстоятельства, способствующие устойчивости рецидивной преступности и их профилактика. 3. Профессиональная преступность: понятие и характеристика. 4. Факторы криминального профессионализма и меры, направленные на их предупреждение. | ПК-6 ПК-8 ПК-10 ПК-11 ПК-13 | ||
Тема 2.8: «Криминологическая характеристика коррупционной преступности» 1. Понятие коррупции и коррупционной преступности. 2. Современное состояние коррупционной преступности. 3. Детерминация коррупционной преступности. 4. Основные направления противодействия коррупционной преступности в современной России. | ПК-6 ПК-8 ПК-10 ПК-11 ПК-12 ПК-13 | ||
Тема 2.9: «Криминологическая характеристика неосторожной преступности» 1. Уровень, структура и динамика неосторожной преступности. 2. Особенности личности неосторожных преступников. 3. Причины и условия, способствующие совершению неосторожных преступлений. 4. Предупреждение неосторожных преступлений. | ПК-6 ПК-8 ПК-10 ПК-11 ПК-13 | ||
Тема 2.10: «Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних» 1. Понятие и общая характеристика преступности несовершеннолетних. 2. Особенности характеристики личности несовершеннолетних преступников. 3. Социальная среда и преступное поведение несовершеннолетних. 4. Предупреждение преступности несовершеннолетних. | ПК-6 ПК-8 ПК-10 ПК-11 ПК-13 | ||
Тема 2.11: «Криминологическая характеристика женской преступности» 1. Криминологическая характеристика, преступлений, совершаемых женщинами. 2. Личность женщины-преступницы. 3. Особенности детерминации преступности женщин. 4. Профилактика женской преступности. | ПК-6 ПК-8 ПК-10 ПК-11 ПК-13 | ||
Тема 2.12: «Криминологическая характеристика девиантных проявлений» 1. Формы девиантности, связанные с преступностью и их характеристика. 2. Взаимосвязь профилактики негативных девиаций и преступности. | ПК-6 ПК-8 ПК-10 ПК-11 ПК-13 | ||
Тема 2.13: «Изучение и предупреждение преступности за рубежом» 1. Зарубежные криминологические теории. 2. Зарубежной опыт предупреждения преступности. | ПК-6 ПК-10 ПК-11 ПК-13 |