Примерный список тем, которые могут использоваться при написании итогового сочинения в 2017/2018 учебном году. Верность и измена.




  • Какое предательство самое страшное?
  • Согласны ли вы с утверждением: «Доверие — признак мужества, а верность — свидетельство силы»?
  • Можно ли иметь дело с человеком, которому нельзя доверять?
  • Может ли быть неверным благородное сердце?
  • Подтвердите или опровергните слова Ф.Шиллера: «Верная любовь помогает переносить все тяготы»?
  • Как, по- вашему, связаны понятия верность и любовь?
  • Как, по-вашему, связаны верность и дружба?
  • Чем опасна измена?
  • Подтвердите или опровергните высказывание У. Черчилля: «Глуп тот человек, который никогда не меняет своего мнения».
  • Можно ли простить предательство?
  • В чем причины измен и предательств?
  • Как вы понимаете слово «верность»?
  • Когда возникает выбор между верностью и предательством?
  • Важно ли быть верным слову?
  • Что толкает человека на измену?
  • Нужно ли быть верным самому себе?
  • Как вы понимаете слово «верность».
  • Как вы понимаете высказывание Плутарха: «Предатели предают прежде всего самих себя».
  • Какими качествами должен обладать настоящий друг?
  • Как влияет предательство на отношения?
  • «Разве от себя возможно убежать, родину бросив?» - Гораций.
  • Какое предательство самое страшное?
  • Согласны ли с утверждением: «Доверие – признак мужества, а верность – свидетельство силы»?
  • Согласны ли с утверждением: «Кто в верности не клялся никогда, тот никогда её и не нарушит» (Авгсут Платей?)

 

  • Может ли верность принести человеку разочарование?
  • Справедливо ли утверждение: «Кто испытал привязанность и верность мной собаки, тому нет нужды объяснять, какой горячей благодарностью платит она за это»?
  • Согласны ли вы с народной мудростью: «Верный друг лучше сотни слуг»?
  • Согласны ли с высказываем А.П. Чехова: «Верность – это то качество, которое утратили люди, но сохранили собаки»?
  • Как вы понимаете высказывание: «Быть подлинным – значит быть верным самом себе» (ОШО)?
  • Как вы думаете, почему предатели предают прежде всего самих себя?
  • Справедливо ли утверждение Л. Сухорукова: «Кто верен только себе, неверен всегда с другими»?


Примерные темы, которые могут быть на итоговом сочинении (в 11 классе) по направлению "Человек и общество".

  • В чем проявляется конфликт между человеком и обществом?
  • Согласны ли вы с утверждением Плавта: «человек человеку — волк»?
  • Что, по вашем мнению, значит мысль А. Де Сент-Экзюпери: «Все дороги ведут к людям»?
  • Может ли человек существовать вне общества?
  • Может ли человек изменить общество?
  • Как общество влияет на человека?
  • Несет ли общество ответственность за каждого человека?
  • Как общество влияет на мнение личности?
  • Согласны ли Вы с утверждением Г. К. Лихтенберга: «В каждом человеке есть что-то от всех людей.
  • Можно ли жить в обществе и быть от него свободным?
  • Что такое толерантность?
  • Почему важно сохранять индивидуальность?
  • Подтвердите или опровергните высказывание А. де Сталь: «Нельзя быть уверенным ни в своем поведении, ни в своем благополучии, когда мы ставим это в зависимость от людского мнения»
  • Согласны ли Вы с утверждением: «Неравенство унижает людей и поселяет между ними несогласие и ненависть»?
  • Кажется ли Вам справедливым мнение о том, что сильные люди часто бывают одинокими?
  • Справедливо ли мнение Тютчева о том, что «всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов»?
  • Нужны ли общественные нормы поведения?
  • Какого человека можно назвать опасным для общества?
  • Согласны ли Вы с высказыванием В. Розанова: «Общество, окружающие убавляют душу, а не прибавляют. “Прибавляет” только теснейшая и редкая симпатия, “душа в душу” и “один ум”»?
  • Можно ли назвать любого человека личностью?
  • Что происходит с человеком, оторванным от общества?
  • Почему общество должно помогать обездоленным?
  • Как вы понимаете высказывание И. Бехера: «Человек становится человеком только среди людей»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Х. Келлер: «Самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей»
  • В каких ситуациях человек чувствует себя одиноко в обществе?
  • Какова роль личности в истории?
  • Как социум влияет на решения человека?
  • Подтвердите или опровергните утверждение И.Гёте: «Лишь в людях себя познать способен человек».
  • Как Вы понимаете высказывание Ф. Бэкона: «Всякий, кто любит одиночество, – либо дикий зверь, либо Господь Бог»?
  • Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки?
  • Сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом?
  • Как вы понимаете слова С.Е. Леца: «Ноль – это ничто, но два ноля уже кое-что значат»?
  • Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства?
  • Один в поле не воин?
  • Что важнее: личные интересы или интересы общества?
  • К чему ведет равнодушие общества к человеку?
  • Согласны ли вы с мнением А. Моруа: «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни»?
  • Как Вы понимаете выражение «маленький человек»?
  • Почему человек стремится быть оригинальным?
  • Нужны ли обществу лидеры?
  • Согласны ли Вы со словами К. Маркса: «Если ты хочешь оказать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей»?
  • Может ли человек посвятить свою жизнь интересам общества?
  • Кто такой мизантроп?
  • Как вы понимаете высказывание А.С. Пушкина: «Легкомысленный свет беспощадно гонит на самом деле то, что дозволяет в теории»?
  • К чему приводит неравенство в обществе?
  • Меняются ли общественные нормы?
  • Согласны ли Вы со словами К. Л. Бёрне: «Без многого человек может обойтись, только не без человека»?
  • Человек ответственен перед обществом?
  • Может ли личность одержать победу в борьбе с обществом?
  • Как человек может изменить историю?
  • Как вы думаете, важно ли иметь свое мнение?
  • Может ли человек стать личностью в отрыве от общества?
  • Как Вы понимаете высказывание Г. Фрейтага: «В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа»?
  • Можно ли нарушать общественные нормы?
  • Каково место человека в тоталитарном государстве?
  • Как Вы понимаете фразу: «одна голова –хорошо, а две-лучше»?
  • Существуют ли люди, чей труд незаметен для общества?
  • Сложно ли сохранить индивидуальность в коллективе?
  • Согласны ли Вы с высказыванием У. Блэкстоуна: «Человек создан для общества. Он не способен и не имеет
    мужества жить один»?
  • Подтвердите или опровергните высказывание Д. М. Кэйджа: «Мы нуждаемся в общении более, чем в чем-либо другом»
  • Что такое равноправие в обществе?
  • Для чего нужны общественные организации?
  • Можно ли утверждать, что что счастье человека зависит исключительно от особенностей его общественной жизни?
  • Согласны ли вы с тем, что человека формирует общество?
  • Как общество относится к людям, сильно отличающимся от него?
  • Как вы понимаете утверждением У. Джеймса: «Общество деградирует, если не получает импульсов от отдельных личностей»?
  • Как вы понимаете словосочетание «общественное сознание»?
  • Чего не хватает современному обществу?
  • Согласны ли Вы с утверждением И. Гёте: «Человек не может жить в уединении, ему нужно общество»?
  • Как вы понимаете высказывание Т. Драйзера: «Люди думают о нас то, что мы хотим им внушить»?
  • Согласны ли Вы что «нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера»?

 

Источник: https://www.ctege.info/napravlenie-chelovek-i-obschestvo/temyi-sochineniy-chelovek-i-obschestvo.html


1. «ВЕРНОСТЬ И ИЗМЕНА».
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
2. «РАВНОДУШИЕ И ОТЗЫВЧИВОСТЬ».
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
3. «ЦЕЛИ И СРЕДСТВА».
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства её достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
4. «СМЕЛОСТЬ И ТРУСОСТЬ».
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
5. «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО».
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

При подготовке к сочинению полезно знать следующее:
● Результатом итогового сочинения является «зачёт» или «незачёт». К сдаче ЕГЭ допускаются только выпускники, получившие «зачёт».
Рекомендуемый объём сочинения – 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе служебные), то ставится незачёт. Максимальное количество слов не устанавливается.
● Время написания сочинения – 3 часа 55 минут.
● Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём, который выдадут в аудитории.
● Для каждого из 11-и часовых поясов будут разные темы.
● Итоговое сочинение может учитываться при приёме абитуриентов. В этом случае вузы сами оценят сочинение в баллах. Максимально можно получить 10 баллов, которые прибавятся к баллам ЕГЭ.
● Темы сочинений объявят выпускникам в день написания сочинения в 9.45 (за 15 минут до начала работы). В это же время темы будут опубликованы на открытых информационных ресурсах (ege.edu.ru, fipi.ru).
● Работа выполняется чёрной гелевой, капиллярной или перьевой ручкой.
● Сочинение должно быть проверено в течение семи календарных дней.

Сочинение проверяется по следующим критериям:
КРИТЕРИЙ №1 «СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

«Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нём не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
КРИТЕРИЙ №2 «АРГУМЕНТАЦИЯ. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.
Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачёт» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нём существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
КРИТЕРИЙ №3 «КОМПОЗИЦИЯ И ЛОГИКА РАССУЖДЕНИЯ»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
КРИТЕРИЙ №4 «КАЧЕСТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
КРИТЕРИЙ №5 «ГРАМОТНОСТЬ»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Список литературы к направлению "Смелость и трусость"

1. В. Быков. Сотников. Журавлиный крик
2. Л. Н. Толстой. Война и мир
3. А. С. Пушкин. Капитанская дочка
4. Б. Васильев. А зори здесь тихие...
5. В. Аксёнов. Московская сага
6. Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание
7. М. Шолохов. Судьба человека. Тихий Дон Что вы еще можете предложить?

 

Список литературы к направлению "Верность и измена"

1. А. Н. Островский. Гроза
2. Л. Н. Толстой. Война и мир
3. Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание. Униженные и оскорбленные
4. А. И. Куприн. Гранатовый браслет
5.М. Булгаков. Мастер и Маргарита
6. М. Шолохов. Судьба человека. Тихий Дон
7. А. С. Пушкин. Евгений Онегин. Капитанская дочка

Кильмухаметова Лилия Мансуровна(эксперт сообщества)

 

Список литературы к направлению "Равнодушие и отзывчивость"

 

    1. Л. Н. Толстой. Война и мир.
      2. Ф. И. Достоевский. Преступление и наказание. Идиот.
      3.И. Бунин. Господин из Сан-Франциско
      4. М. А. Булгаков. Записки юного врача
      5. В. Астафьев. Людочка
      6. Солженицын Матренин двор
      7. А. П. Чехов. Крыжовник
      8. в. Шукшин Чудик
      9. К. Паустовский. Телеграмма10. Ф. Абрамов Пелагея. Алька<div>10. В. Распутин Прощание с Матерой</div>
  • Список литературы к направлению "Цели и средства"

    1. Л. Н. Толстой. Война и мир
    2. А. И. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ. В круге первом
    3. М. Шолохов. Судьба человека. Тихий Дон
    4. М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени
    5. А. С. Грибоедов. Горе от ума
    6. А. С. Пушкин. Капитанская дочка
    7. В. Шукшин. сапожки
    8. Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание

Список книг к направлению "Человек и общество"

1. М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени
2. И. Бунин. Господин из Сан-Франциско
3. А. Солженицын. В круге первом
4. Салтыков-Щедрин. Медведь на воеводстве. Дикий помещик
5. Л. Н. Толстой. Война и мир
6. А. А. Чехов. Крыжовник. Человек в футляре. Ионыч
7. М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита
8. И. С. Тургенев. Отцы и дети
9. М. Шолохов. Тихий дон
10. Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание.
11. И.А. Гончаров. Обломов12. А.Н. Островский. Гроза



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: