1. Оскорблять собеседника, плохо отзываться о его предприятии, сотрудниках и продукции (услугах), которые они выпускают.
2. Шантажировать и угрожать своему vis-à-vis, запугивать и обижать его. Иногда случается, что ради «горячей» информации и, соответственно, рейтинга некоторые «журналисты» таблоидов готовы заплатить деньги, чтобы получить нужные им сведения. Если они получают отказ, то применяют тактику запугивания респондентов. Эти ситуации надо решать с привлечением милиции.
3. Перебивать респондента. Если он говорит долго, скучно и вовсе не по делу, покажите, что вы хотите вставить реплику. Например, поднимите руку и спросите: «Можно уточнить?». Вообще, в арсенале каждого журналиста, который брал интервью не менее десяти раз, есть свои приемы, как остановить «поток сознания» человека. Идеального средства нет, в каждом случае способ может быть разным. Если собеседник уже начал путать интервью с публичным выступлением, на наш взгляд, стоит как можно учтивее сказать ему: «Можно я вас один раз все-таки перебью?».
4. Быть простым фиксатором идей респондента. Журналист – ведущий интервью, он должен следить за ходом его мысли, возвращать к главной теме разговора, как бы собеседнику не хотелось от нее отойти. Когда договаривались по телефону, вы же сообщили ему тему интервью? Общайтесь на равных, проявите максимум внимания к интервьюируемому.
5. Слушать собеседника и одновременно выражением лица показывать свое равнодушие к тому, что он говорит. Проявите максимум заинтересованности, даже если тема вам совершенно не интересна. Журналист работает не для себя, а для аудитории СМИ, которую он представляет на различных мероприятиях.
|
6. Нарушать профессиональную этику журналиста. Выше мы заостряли внимание на проблемах, которые наиболее часто нарушают коллеги. Здесь же скажем, что к нормам профессиональной этики журналиста относится и то, что нельзя плохо отзываться о ком-то или о чем-то без достаточных на то оснований. Иногда корреспонденты, видимо, желая придать разговору интригу или кульминацию, пускаются в рассуждения и обсуждения публикаций или речей других людей. Например, «мне такой-то сказал то-то, но разве у него есть на это право, он же некомпетентен!». Не вам решать, кто в чем компетентен, тем более при разговоре с другими людьми. После текущего разговора договоритесь с тем человеком и поговорите с ним.
7. Демонстрировать свою осведомленность в проблемах, касающихся вашего интервью. Тогда для чего вам собеседник, если вы и так все знаете? Такое поведение может вызвать внутреннюю негативную реакцию респондента: представьте, что интервью берут у вас, но вместо того, чтобы все внимательно слушать и записывать, корреспондент не дает вам и двух предложений сказать, а договаривает все сам. Захочется ли вам продолжать общение с таким журналистом? Да и журналист ли он, если выходит за рамки своей профессиональной роли? В этом случае ему надо учиться искусству комментария и срочно начать осваивать какую-нибудь область знаний на уровне эксперта. Но это – иная профессия.
8. Задавать сразу два вопроса. Такой метод, применяемый многими коллегами, дезориентирует собеседника, особенно если формулировка вопросов длинная. На что отвечать в первую очередь? Второй вопрос может затмить предыдущий. Бывает так, что вопросы являются противоположными по смыслу. Не путайте респондента, дождитесь ответа на конкретный вопрос и задавайте другой.
|
9. Долго формулировать вопрос. Профессионалы говорят, что каждый вопрос должен быть задан за 15 секунд. Как говорится, краткость – сестра таланта.
10. По окончании интервью забыть еще раз уточнить, как правильно пишутся фамилия собеседника и его должность. Если имя и должность не на слуху или сложные, можно попросить его своей рукой их написать, объяснив это тем, что вы предпочитаете лишний раз перестраховаться, чем оконфузиться.
11. Завершать разговор, не выяснив все, что хотели спросить. Недосказанность приводит к поверхностному изложению проблемы, и, чтобы такого не случилось, вам придется еще раз встречаться с собеседником. Поэтому не стесняйтесь и переспрашивайте интервьюируемого, не допуская двусмысленности в его словах. Если журналист не смог до конца разобраться в ситуации, что он сможет написать? И почему аудитория должна обращать внимание на тексты, которые не несут для нее ничего полезного?
12. Не проверять диктофонную запись разговора. Удостоверьтесь, что все зафиксировано на пленке или на флеш-карте. Это нужно для того чтобы успеть переспросить собеседника о том, что не было записано. Но если вы заранее перестраховались и параллельно с диктофонной вели запись в блокнот, то проблем не будет.
13. Забыть оставить свои координаты с прицелом на дальнейшее сотрудничество. Чем больше вы будете общаться с разными людьми, тем шире станет ваш круг источников информации. СМИ не могут существовать без новостей и еще неизвестно, кем ваш сегодняшний собеседник станет через некоторое время. Попросите его сообщать информацию о фабрике игрушек вам лично, дайте мобильный телефон и адрес электронной почты.