История возникновения праздника Сабантуй.




Татарского национального

Праздника Сабантуй».

 

 

Автор работы: Басирова Ф.А.

учитель начальных классов

МБОУ «Минняровская ООШ» Актанышского муниципального района Республики Татарстан.

 

Содержание.

Введение

1. Из истории возникновения праздника Сабантуй.

1.1 Возникновение праздника Сабантуй на территории современной России.

1.2. История возникновения праздника Сабантуй.

1.3.Сабантуй в наше время.

 

2. Традиции национального праздника Сабантуй.

2.1. Начало праздника.

2.2. Скачки.

2.3. Игры.

2.4. Национальные костюмы и наряды.

2.5. Чествование батыра.

 

3.План – конспект мероприятия по курсу ОРКСЭ

Заключение

Литература

 


 

Введение.

Ежегодно по всей стране и даже за рубежом, в июне месяце татары устраивают свой национальный праздник – Сабантуй.

Сабантуй – это красочное зрелище, в котором каждый желающий может найти для себя занятие по интересам. Во время праздника устраиваются различные состязания: бег в мешках, по перетягиванию каната, по спортивным видам спорта, например шахматам и волейболу.

За многие годы его проведения в нашем районе все люди очень полюбили этот весенний праздник.

Исходя из этого, мы поставили цель: выяснить историю возникновения и особенности празднования национального праздника Сабантуй.

Задачи:

1. Изучить историю возникновения праздника.

2. Собрать материал по проведению праздника Сабантуй.

Объект исследования: национальная культура татарского народа.

Предмет исследования: татарский национальный праздник Сабантуй.

Для реализации поставленной цели и задач были использованы следующие методы исследования :

1. Опрос;

2. Беседа;

3. Изучение архивных материалов.

Из истории возникновения праздника Сабантуй.

История этого национального праздника уходит корнями далеко в прошлое. Ведь упоминания о Сабантуе оставил в своих трудах знаменитый исследователь Ахмед Ибн-Фадлан Ибн-ал-Аббас Ибн-Рашид Ибн-Хамад ещё в 921 году, будучи багдадским послом в Булгарах. Также в Алькеевском районе Татарстана учеными был обнаружен надгробный камень, надпись на котором гласила, что усопшая почила в 1120 году в день Сабантуя.

Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же — в честь их окончания (в июне).

Возникновение праздника Сабантуй на территории современной России.

Уже в те далекие времена Сабантуй был большим событием и к нему долго готовились все жители. Девушки и молодые женщины всю зиму своими руками готовили подарки для участников состязаний. Они ткали, шили и вышивали платки, полотенца – рушники, рубашки, пояса, головные уборы и другие изделия, а весной, перед самым началом праздника молодые батыры собирали по деревне все эти подарки в призовой фонд для победителей состязаний.

В те времена Сабантуй праздновали до начала полевых работ, примерно в конце апреля. Тогда это был весенний праздник, связанный с пробуждением природы и началом весеннего сева. Само же происхождение названия праздника Сабантуй образовано из двух древнетюркских слов «сабан» и «туй». Где «сабан» - означает буквально «весенний», а позднее, в более распространённой трактовке, как «плуг». А «туй» - означает «свадьба» или позднее просто «праздник».[4]

Самыми древними и основными состязаниями на Сабантуе являются бег, национальная борьба Курэш, конные скачки (“атчабышлары”) и прыжки. Такие или подобные традиции проведения празднований встречаются у многих народов Урала и Поволжья, например у татарского, башкирского, чувашского, марийского, удмуртского, мордовского и русского этносов.

В финале празднований старейшинами выбирался батыр Сабантуя, которому по традиции дарили живого барана, но награждались не только победители. Например, награждали повредившего ногу бегуна или коня, пересёкшего финишную прямую последним. В период существования Казанского ханства Сабантуй получил статус самого массового национального праздника. И после принятия Ислама ВолжскойБулгарией праздник сохранил самобытность и всеобщую популярность, ведь Ислам не запрещал древние обычаи, не противоречащие шариату.[1]

 

История возникновения праздника Сабантуй.

В годовом календаре всех земледельческих на­родов самыми ответственными этапами считались весенний сев и жатва. Их начало, и успешное за­вершение издавна отмечались праздником. У татар весенний сев считал­ся самым подходящим моментом для приобщения подростков к крестьянскому труду. Когда десяти-двенадцатилетнему мальчику впервые доверяли самостоятельно править лошадью при боронова­нии, на поле выходила мать, приходили и ближай­шие родственники.

Сев начинал глава семьи или самый уважаемый человек клана. Сделав первые шаги, он вместе с зерном кидал и куриные яйца. Вероятно, в древ­ности таков был обряд культурного кормления духов земли, а потом возникло поверье о том, что от этого обряда зерна в колосьях будут крупны­ми, как яйцо.

Древние татары, как и все земледельческие народы, поклонялись земле. Поэтому они перед весенними по­левыми работами проводили различные обряды, что­бы умилостивить природу. Этих обрядов было много.

Они проводились один за другим. Сабантуй тоже по­явился как один из земледельческих обрядов, а в веке превратился в увеселительный праздник.

Прежде всего, молодые джигиты собирали по де­ревне подарки для будущих победителей сабантуя. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, частушками, шутками.

Деревенские жители не отказывали, дарили вышитые платки, носовые платочки, полотенца, куски сипи, ру­башки, куриные яйца и т. д. Самым почетным подар­ком считалось вышитое полотенце с национальным узо­ром. Это полотенце—символ сабантуя, и с ним не шли в сравнение никакие ценные подарки.

В день сабантуя в деревне царило приподнятое настроение, все были веселы, оживленны. Люди с утра шли на майдан - просторный луг, поляну, не­далеко от деревни. Один из них нес длинный шест с привязанными полотенцами — символом сабантуя.

Сабантуй является одним из самых любимых народных праздников в Актанышском районе на протяжении многих десятилетий. О праздновании Сабантуя мы узнали, израссказа жителя деревни Актаныш,Зайнуллина Хадимуллы Фархетдиновича. Он охотно рассказал, как проходилСабантуй с 1976 по 1982 годы.

Празднование проходило в центре села. В канун праздника молодые парни со всех дворов собирали яйца, продукты, подарки. Шествие происходило с гармошками, плясками и частушками. На праздник собирались все местные жители и стар и мал. Сабантуй проходил очень весело, до поздней ночи в конце деревни можно было слышать отголоски заливистой гармони. Традиционно на празднике выбирался самый сильный и красивый парень. Определялась самая красивая девушка. Так же выбирали самую красивую пару. Парни выбирали себе невест. Водили хороводы все и взрослые, и дети. Играли в игры: бег в мешках, бег с полными ведрами воды на коромысле. Соревновались в беге с ложкой во рту, на которой лежало яйцо. Обязательным конкурсом было состязание батыров в национальной борьбе курэш. На борьбу выходили смелые и сильные борцы. Дети тоже могли измерить свою силу в своей возрастной категории. К празднованию Сабантуя готовились заранее.

Также были традиционные шуточные состязания: борьба на буме, битье горшков, с завязанными глазами. Спортивная программа включала кросс мужских и женских команд, скачки на лошадях и бега. Главными судьями в национальной борьбе были старейшины деревни.

Сабантуй в наше время.

Сейчас, спустя многие века после своего возникновения, несмотря на влияние на праздник в различные эпохи разных культурных традиций, Сабантуй не утратил своих обрядов и практически не изменился. Он сохранил лучшие образцы культурного наследия татарского народа – песни и пляски, игры и состязания. Он стал более массовым и любимым праздником всех народов нашего района.

На Сабантуй приезжают жители всех сёл и деревень Актанышского района, гости из соседних районов. Также приезжают гости и из далека – республик Удмуртии и Башкортостан.

Программа праздника всегда очень интересная: на красивой сцене работники районного Дома Культуры проводят торжественное открытие праздника, проходит интересный концерт.

Проводятся различные национальные конкурсы: борьба Курэш, бой с мешками, набитыми сеном, травой, который ведут, сидя на скользком от полировки бревне, лазанье на высокий гладкий столб, наверху которого подвешен приз, состязание, во время которого нужно с завязанными глазами разбить палкой глиняный горшок, стоящий на земле, По окончании всех конкурсов проходит концерт, подготовленный работниками ДК.

Эшчәнлек тәртибе Укытучы белән укучыларның бердәм эшчәнлеге Укучыларның мөстәкыйль эшчәнлеге Әти-әниләр һәм укучыларның бердәм эшчәнлеге
1. Ел фасыллары белән бәйләнешле йола бәйрәмнәре. Сабантуй турында белемнәрне үстерү Үстерешле уеннар уйнау. Йола бәйрәмнәре турында фикер алышу. Әйтешләр өйрәнү.
2. Милли уеннар Милли уеннар турындаәңгәмә “Аркан тартыш”, “Капчык сугышы” уеннары Милли уеннар өйрәнү
3. “Милли ризыклар”конкурсы үткәрү Эстетик тәрбия бирү. “Милли ризыклар” конкурсына әзерләнү     “Милли ризыклар” конкурсы уздыру  
  Актанышның “Туган як” музеена сәяхәт Халык мәдәнияте,традицияләре б-н танышу   Хис кичерешләр турында әңгәмә кору
4. Мәкаль һәм әйтемнәр Җәй турында мәкальләр, сынамышлар өйрәнү Халык авыз иҗаты үрнәкләрен белү, өйрәнү Җәй турында яңа мәкаль, әйтемнәр өйрәнү.
5. Такмаклар, җырлар өйрәнәбез Җәй турында җырлар, такмаклар өйрәнү. Сөйләм телен үстерү. Җырлар җырлау. Яңа җырлар һәм шигырьләр өйрәнү.
6. “Сабантуй” презентацияләү. “Сабантуй” бәйрәме үткәрү. Сөйләм телен үстерү. Милли традицияләрне саклау.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: