Экономическое развитие моногорода




 

Промышленность является основной отраслью экономики Воркуты, которая в решающей мере определяет социально-экономическую ситуацию моногорода.

Основу экономики городского округа «Воркута» составляют: топливная, пищевая, легкая промышленность, электроэнергетика и производство строительных материалов.

В 2016 годупроизошло снижение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг, по видам деятельности, относящимся к промышленному производству на 15,2% по сравнению с2015 годом. Снижение показателясвязано суменьшением объема отгруженных товаров по добыче полезных ископаемых на 11,6%, обрабатывающее производство на 16,5%, электроэнергия, газ, пар – на 29%.

Снижение объема отгруженных товаров по добыче полезных ископаемых связано с аварией, произошедшей на шахте «Северная», что значительно повлияло на добычу и прибыльность организации.В прогнозном периоде ожидаемое значение по добыче полезных ископаемых в 2020 году составит 26300 млн. рублей, что на 1,3% выше значения показателя 2016 года. С 2020 года планируется приступить к отработке поля шахты «Северная» шахтой «Комсомольская». Рост показателя прогнозируется при условии интенсификации производства в добывающей отрасли.

Снижение объема отгруженных товаров по отрасли обрабатывающее производство о связано с уменьшением производства хлебобулочных изделий, спецодежды, цемента. В прогнозном периоде ожидается уменьшение объема отгруженных товаров в связи с приостановкой производства цемента и сокращением производства хлебобулочных изделий и спецодежды.

Снижение объема отгруженных товаров по отрасли «Обеспечение электрической энергией, газом и паром» связано с уменьшением потребления электроэнергии за счет снижения численности населения, оптимизации социальных и промышленных объектов, применения энергоэффективных технологий предприятиями и организациями города, проводимыми мероприятиями по оптимизации жилищного фонда. К концу прогнозного периода объем отгруженных товаров уменьшится на 1% в сравнении с 2016 годом и составит 5161,70 млн. рублей, что связано со снижением численности населения, оптимизации социальных объектов, применения энергоэффективных технологий предприятиями и организациями города, проводимыми мероприятиями по оптимизации жилищного фонда неперспективных поселков. Рост показателей возможен после 2020 года за счет увеличения стоимости товаров, ростом тарифов в связи с увеличением затрат на модернизацию Воркутинской ВЦВК и ТЭЦ-2 (перевод на газификацию).

До конца прогнозного периодапоказатель объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг, по видам деятельности, относящимся к промышленному производству незначительно вырастети к 2020 году составит 32858,97 млн. рублей.Рост прогнозируется в целевом варианте при условии интенсификации производства в добывающей отрасли.

В 2016 году введено в эксплуатацию 2 жилых 8 квартирных дома на пгт. Елецкий и пст. Сивомаскинский. В прогнозируемом периоде строительство жилых домов не планируется.

В 2016 году снижение потребительского спроса, наряду с миграционным оттоком населения способствовало значительномуснижению (на 28%)оборота розничной торговли по крупным и средним предприятиям (с 2071,0 млн. рублей в 2015 году до 1493,3 млн. рублей в 2016 году). К концу прогнозного периода ожидается незначительное уменьшение оборота розничной торговли по сравнению с 2016 годом.

За 2016 год данные по обороту средних и малых предприятий Территориальным органом федеральной службы государственной статистики по Республике Коми не представлены. В прогнозном периоде оборот средних предприятий будет снижаться из-за уменьшения количества средних предприятий и численности населения.

Оборот общественного питания по крупным и средним в 2016 году увеличился по сравнению с 2015 годом на 25% и составил 239,6 млн. рублей, что связано с открытием новых точек общественного питания. В прогнозном периоде оборот общественного питания будет снижаться за счет сокращения численности населения.Организацию питания на территории МО ГО «Воркута» осуществляют организации различной формы собственности.Доля субъектов частной формы собственности в сфере общественного питания составляет 98,2% (из них индивидуальные предприниматели около 23,2%), доля субъектов муниципальной формы собственности – 1,8 % (это школьные столовые).На сегодняшний день уровень обеспеченности жителей МО ГО «Воркута» посадочными местами в предприятиях общественного питания общедоступной сети составляет: 92 посадочных места на 1000 жителей города.

В 2016 году отмечается ухудшение динамики сальдированного финансового результата крупных и средних предприятий города, который составил – 6779,0 млн. руб. Причем если по итогам 2015 года отмечалась прибыль, то по итогам 2016 года организации завершили свою деятельность с отрицательным финансовым результатом. Главнойпричинойухудшения финансового результата стала отрицательная финансово-хозяйственная деятельностьпредприятий промышленности. В частности, градообразующее предприятие города получило убыток в прошедшем году. В прогнозном периоде 2017-2018 годов сальдированный финансовый результат предприятий города останется с отрицательным значением; к 2019 году предприятия промышленности начнут улучшать свой финансовый результат за счет реализации стратегических планов развития предприятия.

Объем налоговых и неналоговых доходов бюджета МО ГО «Воркута» в 2016 году уменьшился на 15% за счет уменьшения поступлений по НДФЛ.Значительное влияние на сокращение поступлений в доход бюджета МО ГО «Воркута» оказало снижение по основному источнику налоговых доходов, а именно НДФЛ на 246279,5 тыс. рублей. Данное обстоятельство объясняется тем, что в 2016 году отменен дополнительный норматив отчислений от налога на доходы физических лиц.

Кроме того, значительное влияние на поступление НДФЛ продолжили оказывать плательщики, участвующие в строительстве и обслуживании газопровода по причине завершения строительства.

Вместе с тем, по отношению к фактическому поступлению в 2015 году, имеет место снижение в 2016 году поступлений доходов от ЕНВД, единого сельскохозяйственного налога, по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, по налогу на имущество физических лиц, поступлений платежей от аренды земли, поступлений от продажи земельных участков, от штрафов, санкций и возмещение ущерба.

В прогнозном периоде также ожидается уменьшение поступлений в бюджет,в связи с уменьшением поступлений по НДФЛ. Поступления по НДФЛ являются одним из основных источников формирования местного бюджета. В доходах бюджета по налоговым платежам МО ГО «Воркута» удельный вес НДФЛ составляет 77,03%.

Динамика поступления НДФЛ формировалась под влиянием роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по городу на фоне снижения среднесписочной численности работников организаций.

На сегодняшний день основной причиной снижения НДФЛ остается - завершение (приостановление) строительства газопровода на территории МО ГО «Воркута».

Отсутствие полной информации на ближайшую перспективу по ведению строительства газопровода, затрудняет достоверное прогнозирование налоговых поступлений. Следовательно, не позволяет точно определить потери (либо прирост) НДФЛ в перспективе.

Поступления от реализации имущества, находящегося в собственности МО ГО «Воркута», увеличились в 2016 году на 25% по сравнению с 2015 годом; от сдачи в аренду имущества – на 10%.

В прогнозном периоде ожидается уменьшение поступлений в бюджет МО ГО «Воркута» от реализации и сдачи в аренду имущества, в том числе земельных участков, находящегося в муниципальной собственности.

Уменьшение прогнозируемых показателей доходностиот реализации и сдачи в аренду земельных участков связано с уменьшениемпоступления в адрес администрации МО ГО «Воркута» количества заявлений на приобретение земельных участков в собственность от собственников зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, а также с низкой платежной дисциплиной арендаторов за пользование земельными участками. Для улучшения показателя проводится претензионная и исковая работа для снижения общей задолженности по арендной плате за земельные участки.

Также, в связи с принятием постановления Правительства Республики Коми от 01.03.2015 года № 90, с 1 марта 2015 года вступили в силу новые правила предоставления земельных участков, согласно которым арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов. В связи с чем, продлить договоры аренды земельных участков, закончившие срок действия в 2016 году, не представилось возможным.

Уменьшение прогнозируемых показателей доходности от сдачи в аренду имущества обусловлено передачей имущества в собственность арендаторов.В 2016 году было приватизировано 37 объектов недвижимого имущества общей площадью 14,6 тыс. кв.м и продано 5 объектов общей площадью 2,6 тыс. кв.м.

Также, ожидается уменьшение поступлений в бюджет МО ГО «Воркута» от приватизации муниципального имущества, т.к.в прогнозный план приватизации не включены объекты жилищно-коммунального хозяйства, в связи с консолидацией электросетевого имущества.

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2016 году увеличился на 47% и составил 31981528 тыс. рублей (2015 год – 21703655тыс. рублей). Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал остаются привлеченные средства,их доля в структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования составила 87%.

Значимым фактором, оказавшими влияние на динамику инвестиций в 2016 году, является строительства газопровода - реализация на территории республики крупнейшего инвестиционного проекта «Система магистральных газопроводов Бованенково - Ухта» (в рамках реализации мега проекта «Ямал - Европа»)

В течение прогнозного периода в МОГО «Воркута» будет наблюдаться снижение инвестиций, и в 2020 году данный показатель составит 5120000,0 тыс. рублей, что ниже на 84% значений 2016 года,что обусловлено приостановлением строительства газопровода, закрытием подрядных организаций ПАО «Газпром».

Отсутствие полной информации на ближайшую перспективу по ведению строительства газопровода, затрудняет достоверное прогнозирование объема инвестиционных вложений. Следовательно, не позволяет точно определить увеличение или уменьшение значения показателя в перспективе.Таким образом, прогноз по инвестициям на 2018 - 2020 годы может быть откорректирован, поскольку рассматриваемый период несет в себе значительную неопределенность (включая и развитие экономической ситуации в целом по городу).

На территории МО ГО «Воркута» в 2016 году реализовано 4 инвестиционных проекта:

1. «Строительство 2-х 8-ми квартирных домов на пгт. Елецкий и пст. Сивомаскинский для переселения граждан из аварийного жилищного фонда» – Управление городского хозяйства и благоустройства администрации МОГО «Воркута»;

2.«Увеличение производственной мощности ЦОФ Печорская до 11,2 млн. тонн» – АО «Воркутауголь»;

3.«Открытие организации по предоставлению услуг в сфере общественного питания – кафе азиатской и кавказской кухни «Лаваш» – ООО «ГАЛА»;

4.«Производство топливных брикетов из промышленных отходов обогащения угля» – «Инновационные технологии «Северная Русь»;

В 2017 году реализуется 9 инвестиционных проектов:

1. «Создание сервисного центра по обслуживанию горно-шахтного оборудования» – ООО «Айкхофф»;

2. «Открытие предприятия «Гидропоника» по выращиванию растений на искусственных средах без почвы» – ООО «Гидропоника».

3. «Добыча каменного угля открытым способом в г. Воркута» – ООО «Воркутинская энергетическая компания»;

4. «Цех по розливу воды» – ООО «Экология»;

5. «Строительство торгово-развлекательного центра» – ИП Магомедов Р.И.;

6. «Оптимизация и повышение надёжности теплоснабжения города Воркута: перевод ЦВК на сжигание природного газа» – ООО «Воркутинские ТЭЦ»;

7. «Создание сортировочного комплекса по отбору вторичного сырья» – ООО «Унивекс – Север»;

8. «Создание промышленного технопарка, одним из основных видов деятельности которого является переработка промышленных отходов в брикетную продукцию» – «Инновационные технологии «Северная Русь»;

9. «Строительство комплекса по переработке продукции северного оленеводства» – ПСК «Оленевод».

С целью модернизации инфраструктуры города, в том числе в рамках привлечения средств федерального и республиканского бюджетов на реализацию мероприятий и проектов, направленных на социально-экономическое развитие Арктической зоны Республики Коми и комплексное развитие моногорода, планируютсяк реализации следующие инвестиционные проекты:

1. Строительство газотранспортной системы «Бованенково – Ухта»;

2. Строительство участка железнодорожной ветки г.Воркута - п. Усть-Кара (2018-2020 гг.);

3. Строительство автомобильной дороги «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар» с подъездом к г.Воркута и г.Салехард на участке Печора-Воркута (2018-2020 гг.);

4. Реконструкция аэропортового комплекса (2018-2020 гг.);

5. Реконструкция железнодорожной станции «Воркута» с внедрением устройств микропроцессорной централизации (2018-2020 гг.);

6. Строительство волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) вдоль берега Северного Ледовитого океана с отводами на населенные пункты приарктической зоны Республики Коми и глубоководные порты Северного морского пути (2018-2023 гг.),

7.Строительство радиолокационной станции системы предупреждения о ракетном нападении (2017-2019 гг.);

8.Социально-экономическое преобразование Воркуты, предполагающее переселение граждан из неперспективных поселков (2017-2025 гг.)

9. Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с залом для занятий борьбой (2018-2020 гг.);

Реализация запланированных в 2018 - 2020 годах инвестиционных проектов будет способствовать увеличению инвестиций в основной капитал и создает предпосылки для более интенсивного роста экономики в долгосрочной перспективе.

 

 

7. Информация о состоянии и перспективах развития малого и среднего предпринимательства в моногороде (включая индивидуальных предпринимателей)

 

Прогноз развития малого и среднего предпринимательства на 2018 год и на период до 2020 года формируется исходя из общей концепции перспектив социально-экономического развития города, а также масштабов и результативности мер поддержки малого и среднего предпринимательства, проводимых как на региональном уровне, так и на уровне муниципалитета.

В 2015-2016 годахв городе зарегистрировано 8 средних предприятий; 76 малых предприятий, что на 33% больше чем в 2015 году; 2061 индивидуальный предприниматель, что на 1% меньше по сравнению с 2015 годом (2083 индивидуальных предпринимателя);1249 юридических лиц, что, что на 5% меньше по сравнению с 2015 годом (1312 юридических лиц)

Существенное негативное влияние на развитие предпринимательства оказывают следующие факторы:

- естественный отток населения, в том числе экономически активного населения;

- изменения в сторону увеличения страховых взносов в Пенсионный фонд России;

- введение дополнительных ограничений в сфере розничной торговли алкогольной и табачной продукцией;

- высокая ставка субарендной платы.

Сегодня сформирована комплексная система финансовой, имущественной, кадровой, информационно-консультационной и организационной поддержки предпринимателей. Реализуется муниципальная программа поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Это способствует увеличению вклада малого и среднего предпринимательства в экономику города, смягчению безработицы, росту доходной части местного бюджета.

В 2016 году в рамках подпрограммы «Малое и среднее предпринимательство» муниципальной программы муниципального образования городского округа «Воркута» «Развитие экономики» реализованы мероприятия:

1. Оказана финансовая поддержка 8 субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе молодым и многодетным семьям – 3 субъектам, на 2926,6 тыс. руб., создано 24 рабочих места; в том числе:

- субсидирования части расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности (гранты) – 3 субъектам на сумму 1200,0 тыс. руб. (ФБ 643,2 тыс. руб.; РБ 256,8 тыс. руб.).

- субсидирования расходов по присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям (до 500 КВТ) – 1 субъекту на сумму 326,6 тыс. руб.;

- субсидирования части расходов, понесенных на приобретение оборудования в целях создания и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг) – 4 субъектам на сумму 1400 тыс. руб. (ФБ – 754,0 тыс. руб.; РБ – 299,6 тыс. руб.).

Денежные средства, предусмотренные на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в 2016 году освоены в полном размере от планируемого объема финансирования подпрограммы «Малое и среднее предпринимательство».

2. Проведены шесть профильных семинаров в формате мастер-класса, семинар по программе «Менеджмент в малом и среднем предпринимательстве». Всего обучено 40 человек.

3. На специальном ресурсе портала администрации МО ГО «Воркута» (https://www.воркута.рф, баннер «Отдел развития потребительского рынка») размещена, и постоянно актуализируется вся необходимая информация для субъектов предпринимательства.

На регулярной основе проводятся встречи администрации с представителями малого и среднего предпринимательства. Основной темой для обсуждения стали развитие и оптимизация малого и среднего предпринимательства в нашем городе.

В целях вовлечения населения, в том числе молодежи, в предпринимательскую деятельность в 2016 году по 110-часовой программе «Менеджмент в малом и среднем бизнесе» обучение прошли 24 человека.

Политика по развитию малого предпринимательства в 2018-2020 годах будет направлена на создание необходимых условий для его свободного развития. Достижение этой цели предполагает реализацию мер по следующим основным направлениям: развитие систем финансовой поддержки предпринимательства; участие субъектов малого и среднего предпринимательства в выполнении государственных и муниципальных заказов; развитие системы информационной, консультационной поддержки, пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности.

 

8. Информация о мерах, принимаемых на уровне субъекта Российской Федерации и муниципального образования для стабилизации и развития ситуации
в моногороде

 

Для стабилизации и развития моногорода Воркута органами местного самоуправления МОГО «Воркута» совместно с органами государственной власти Республики Коми осуществляются:

- систематический мониторинг социально-экономической ситуации моногорода;

- обеспечение оперативного взаимодействия органов местного самоуправления МОГО «Воркута», органов государственной власти Республики Коми, населения, субъектов бизнеса;

- реализация Комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Воркута (утвержден решением Совета МОГО «Воркута» от 27.02.2014 года №367);

- реализация Стратегии социально-экономического развития МО ГО «Воркута» на период до 2020 года (утверждена решением Совета МОГО «Воркута» от 23.12.2014 года №638);

- реализация 8 муниципальных программ;

- реализация государственной программы Республики Коми «Социально-экономическое развитие моногородов»;

- реализация государственной программы Республики Коми «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Республики Коми»;

- реализация приоритетного направления стратегического развития Российской Федерации «Моногорода» в Республике Коми - программы «Комплексное развитие моногорода Воркута»;

- реализация программы оздоровления муниципальных финансов (оптимизации расходов) муниципального образования городского округа «Воркута» на период 2017 - 2019 годов (постановление 1080 от 06.07.2017);

- взаимодействие в рамках вступления МОГО «Воркута» в Ассоциацию «Арктические муниципалитеты» (утверждено решением Совета МОГО «Воркута» от 26.02.2015 года №657).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: