Валерий Демин - Тайны русского народа: В поисках истоков Руси 4 глава




 

Плиний Старший - один из самых беспристрастных ученых - старался излагать только бесспорные факты, воздерживаясь откаких-либо комментариев. Вот что дословно сообщал он в "Естественной истории" (IV, 26): "За этими [Рипейскими] горами,по ту сторону Аквилона [Северный ветер - синоним Борея. - В.Д.], счастливый народ (если можно этому верить), который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет ипрославлен чудесными легендами. Верят, что там находятся петли мира и крайние пределы обращения светил. Солнце светит там в течение полугода, и это только один день, когда солнце не скрывается (как о том думали бы несведущие) от весеннего равноденствия до осеннего, светила там восходят только однажды в год при летнем солнцестоянии, а заходят только при зимнем. Страна эта находится вся на солнце, с благодатным климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются рощи, леса; культ Богов справляется отдельными людьми и всем обществом; там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью. После вкушения пищи и легких наслаждений старости с какой-нибудь скалы они бросаются в море. Это - самый счастливый род погребения... Нельзясомневаться в существовании этого народа" [подчеркнуто мной. - В.Д.]29.

 

Даже из этого небольшого отрывка из "Естественной истории" нетрудно составить ясное представление о Гиперборее. Первое - и это самое главное, - она размещалась там, где Солнце может не заходить по нескольку месяцев. Другими словами, речь может идти только о приполярных областях, тех, что в русском фольклоре именовались Подсолнечным царством. Другое важное обстоятельство: климат на Севере Евразии во времена расцвета Гипербореи был совсем другим.

 

Новейшие комплексные исследования, проведенные на севере Шотландии по международной программе, показали, что 4 тысячи лет назад (это - стык III и II тысячелетий до новой эры)климат на данной широте был сравним с нынешним климатом Средиземноморья. Еще ранее российскими океанографами и палеонтологами было установлено, что в 30 - 15 тысячелетии дон.э. климат Арктики был достаточно мягким, а Северный Ледовитый океан был теплым, несмотря на присутствие ледников на континенте. Примерно к таким же выводам и хронологическим рамкам пришли американские и канадские ученые. По их мнению, во время Висконсинского оледенения в центре Северного Ледовитого океана существовала зона умеренного климата, благоприятная для такой флоры и фауны, которые не могли существовать на приполярных и заполярных территориях Северной Америки.

 

Косвенным свидетельством в пользу существования в северных широтах древней высокоразвитой цивилизации могут служить находящиеся повсюду мощные каменные сооружения и другие мегалитические памятники. При зарождении археологии как науки им придавалось исключительно важное значение в понимании далекого прошлого человечества. Так, в северной Шотландии, на Шетландских и Оркнейских островах хорошо известны развалины могучих доисторических башен-крепостей, воздвигнутых задолго до римских и тем более норманских завоеваний30. Функционально эти башни больше всего напоминают такие же каменные сооружения на Северном Кавказе. А то, что расположены они на самой северной оконечности Британских островов и сориентированы на отражение возможной атаки с Севера, невольно наводит на мысль на их сопряженность с Прародиной цивилизации - Гипербореей. Остаткиподобных сооружений обнаружены и на Кольском полуострове.

 

Несомненно также, что в те далекие времена эллины были близки гиперборейцам и по обычаям и по языку - об этом прямопишет Диодор Сицилийский (П, 47). Судя по всему, двародственных народа жили когда-то вместе в северных широтах.

 

Затем некоторые обстоятельства (о них речь пойдет ниже) заставили предков эллинов мигрировать на стыке II и I тысячелетий до н.э., вытесняя и поглощая таких же пришлых (но примерно на тысячелетие раньше) завоевателей - создателейэгейской и минойской культуры, строителей величественных каменных сооружений и лабиринтов. Трудно, разумеется, если придерживаться научного подхода, и далее детализировать сведения по той стране, которая уже во времена Геродота была объектом легенд. Но именно научный подход и позволяет найти некоторые зацепки и провести ряд аналогий. Так, известна карта Герхарда Меркатора (1512 - 1594) - одного из самыхизвестных картографов всех времен, опиравшегося на какие-то древние знания, на которой Гиперборея изображена как огромный арктический материк, окружающий Северный полюс и с высокой горой (Меру?) посередине (рис.17). С другой стороны, древние авторы и, в частности, Страбон в своей знаменитой "Географии", пишут об окраинной северной территории, полярной оконечности Земли, именуемой Туле (Тула). Туле как раз и занимает томесто, где по расчетам должны быть Гиперборея или Арктида (точнее Туле - одна из оконечностей Арктиды).

 

У Страбона, который опирался на недошедшие до нас тексты предшественников, нет каких-либо подробностей относительно Туле, кроме того, что он (остров) расположен в шести днях плавания на север от Британии и что море там и вся окружающая среда студнеобразные, напоминают тело одной из разновидностей медуз, по-древнегречески называемой "морское легкое". Если точно следовать тексту Страбона, то в использованном им, но впоследствии утраченном описании плавания Пифея (он, собственно, и посетил таинственную землю, где летом солнце не садится за горизонт по нескольку месяцев и столько же продолжается зимняя ночь), приводимые подробности поддаются лишь гипотетической расшифровке. В окрестностях Туле "нет более воздуха, а некое вещество, сгустившееся из всех этих элементов, похожее на морское легкое; в нем, говорит Пифей, висят земля, море и все элементы, и это вещество является как бы связью целого: по нему невозможно ни пройти, ни проплыть на корабле"31. По эзотерическому преданию, столицей легендарной страны Туле был Город Солнца - Гелиополь. Именно с тех порсвященное название, превращенное в своего рода символ, началосвое победное шествие по всему миру. Сам топоним греческогопроисхождения, но он калькирует исконно-автохтонные названия.

 

Одна из религиозных столиц Древнего Египта известна под названием Гелиополя. Развалины таких же "гелиополев" -городов-святилищ Солнца разбросаны по всему американскому континенту - от Мексики и Гватемалы до Боливии и Перу.

 

Впоследствии имя Города Солнца как символ достойной и счастливой жизни перекочевал в тайные учения и утопические доктрины - наиболее известной из них явилась знаменитая книга Томмазо Кампанеллы.

 

Если других фактов не сохранилось, а материальные памятники либо не распознаны, либо скрыты под арктическим льдом, - остается прибегнуть к испытанному средству -реконструкции смысла. Ибо язык как хранитель мысли и знанийисчезнувших поколений такой же надежный памятник, как каменныемегалиты - дольмены, менгиры и кромлехи. Нужно тольконаучиться читать скрытый в них смысл.

 

Калькой древнего арктического материка Туле (Тула) является название старинного русского города Тула. Конечно, вряд ли русский город Тула имеет прямое отношение (по принадлежности) к древней Гиперборее (Туле). Однако налицо, если так можно выразиться, довольно очевидное, хотя и косвенное свидетельство: народ, связанный с Гипербореей (Туле), возможно, пришел или был вынужден бежать из легендарной страны, народ, в чьем языке слово "тула" означало нечто скрытое и заветное -он-то и дал наименование тому месту, где впоследствии возниксовременный город Тула (дословно - "потаенное место").

 

Именно такой смысл имеет, согласно Словарю Владимира Даля, понятие "тула". Это - "скрытое, недоступное место" - "затулье", "притулье" ("тулить" - укрывать, скрывать, прятать и т.п.). Есть и другие русские слова с этим корнем: "туло, туловище" - тело без головы, рук и ног; "туло" - колчан в виде трубки, где хранятся стрелы (отсюда - "втулка"). Производными от той же корневой основы в русском языке являются слова: "тыл" - затылок и вообще - задняя часть чего-либо, "тло" - основание, дно (в современном языке сохранилось устойчивое словосочетание "до тла"); "тлеть" - гнить или чуть заметно гореть и т.д.

 

Как видим, имя города Тула имеет богатейшее смысловое содержание. Топонимы с корнем "тул" вообще имеют чрезвычайное распространение: города Тулон и Тулуза во Франции, Тульча - в Румынии, Тульчин - на Украине, Тулымский камень (хребет) - на Северном Урале, река в Мурманской области - Тулома, озеро в Карелии - Тулос. И так далее - вплоть до самоназвания одного из дравидских народов в Индии - тулу. На американском континенте также известен город Тула - древняя столица доколумбова государства тольтеков (на территории современной Мексики), просуществовавшая до 12 века н.э. Предположение о лексической и смысловой сопряженности этнонима тольтеков и названия их главного города с легендарной приполярной территории Туле было высказано еще Рене Геноном в его знаменитом эссе "Атлантида и Гиперборея". Тольтекская Тула с ее реставрированными памятниками (включая знаменитую пирамиду Кецалькоатля) - один из известнейших архитектурно-археологических комплексов Нового Света. Однако в данном случае нас интересует этимология тольтекского названия города: 1) восходит ли оно к запредельно-древним временам, когда прапредки индейских племен вычленились из общей этнолингвистической массы и начали свое миграционное шествие по американскому континенту, покинув общую прародину всех народов мира (предположительно не ранее 40 тысяч лет до н.э.); 2) принадлежит ли оно исчезнувшему народу, прибывшему с одного из погибших гипотетических материков или архипелагов Атлантиды или Арктиды; 3) является ли автохтонным - с учетом того, что сама культура тольтеков была кратковременной (в пределах трех столетий) и сравнительно поздней.

 

Но если даже остановиться на последнем возможном объяснении, - нельзя отрицать, что сами тольтеки возникли нена пустом месте и не вдруг - у них были предки и прапредки, всловарном запасе которых непременно были слова с корневойосновой "тул[а]", лежащей, кстати, в фундаменте самого этнонима "тольтеки". Кроме того, на месте разрушенной столицыгосударства тольтеков ранее существовал легендарный городиндейцев науа - Толлан (или Тольян), чье название созвучнолексеме "тул". И эту цепочку поколений, тянущуюся вглубь веков,опять-таки можно проследить до 40-го тысячелетия до н.э., тоесть до начала распада единой этнолингвистической общности всехнародов и языков мира.

 

Несмотря на скудные сведения историков, античный мир располагал обширными представлениями и немаловажными подробностями о жизни и нравах гиперборейцев. Солнцебог Аполлон Гиперборейский - покровитель муз - вдохновил многих поэтов иписателей, дабы воспели они своих северных прапредков. И всепотому, что корни давних и тесных связей с гиперборейцамиуходят в древнейшую общность праиндоевропейской цивилизации,естественным образом связанную и с Полярным кругом, и с "краемземли" - северной береговой линией Евразии и древнейматериковой и островной культурой.

 

Именно здесь, как пишет Эсхил: "на краю земли", "в безлюдной пустыне диких скифов" - по приказу Зевса былприкован к скале непокорный Прометей (рис.18), который, вопрекизапрету, подарил людям огонь, открыл тайну движения звезд исветил, научил искусству сложения букв, земледелию и плаваниюпод парусами. Но край, где томился терзаемый драконоподобнымкоршуном Прометей, покуда его не освободил Геракл, - не всегдабыл столь безлюдным и бесприютным. Все выглядело иначе, когдасюда, на край Ойкумены, к гиперборейцам приходил знаменитыйгерой древности - Персей, чтобы сразиться с Горгоной Медусой,завладеть ее несущей смерть головой. За то и был он прозван "Гиперборейским", о чем в подробностях поведал Пиндар -величайший эпический поэт Эллады: Но ни вплавь, ни впешь Никто не вымерил дивного пути К сходу гипербореев - Лишь Персей, Водитель народа, Переступил порог их пиров, Там стожертвенным приношением Богу закалывались ослы, Там длящимся весельям и хвалебным словам Радуется Аполлон, И смеется на ослиную встающую спесь.

Не чуждается их нрава и Муза: Хоры дев, звуки лир, свисты флейт Мчатся повсюду, Золотыми лаврами сплетены их волосы, И благодушен их пир.

Ни болезни, ни губящая старость Не вмешиваются в святой их род.

Без мук, без битв Живут они, избежавшие Давящей правды Немезиды.

Смелостью дыша, Это в их счастливые сборища Шагнул, предводимый Афиною, Сын Данаи.

Он убил Горгону, Он принес островитянам Ту голову, пеструю змеиною гривой, Каменную смерть.

И дивному вера есть, коль вершитель - Бог.

Не иначе - картина "золотого века": равные олимпийским Богам гиперборейцы не знают ни нужды, ни войн, ни внутреннейвражды, ни болезней, ни смерти. Гиперборея - воистину родина Богов, героев и всего человечества. О том же свидетельствует и вышеприведенный отрывок из Плиния Старшего.

 

Вопрос о подвигах и приключениях Персея интересен не только своей географической привязанностью к гиперборейцам, но и заглубленностью в те пласты древнего мировоззрения, когда действовала совершенно иная по сравнению с классической система мифологических ориентиров. Персей отправился на "край земли", в царство гиперборейцев как на прародину и самих эллинов, и Олимпийских Богов. Там, на Крайнем Севере, обитали потомки титанов первого поколения Богов, названных в 37-м Орфическом гимне "истоком и началом всего, что смерти подвластно", но побежденных все же Олимпийцами в жестокой борьбе. Там, видимо, и произошла Титаномахия - битва Богов и Титанов - ближайшихпотомков одной и той же матери Земли-Геи и одного и того жеотца Неба-Урана. В действительности же Титаномахия отразила вмифологической форме распад праэтноса и столкновение двухтотемных структур - старой и новой, одна из которых, возможно,потерпев, поражение, вынуждена была мигрировать на Юг, оставив,однако, потомкам выгодную для себя версию происходившихсобытий.

 

Не вдаваясь в перипетии древней войны (ее точные подробности все равно не известны), отметим, что титаны и их окружение были изничтожены дважды: первый раз - физически,второй раз - морально. На них была наложена Каинова печатьсатанинского племени, им были приписаны все мыслимые инемыслимые грехи. Так, впрочем, было всегда, когда одна религияприходила на смену другой: прежние кумиры в прямом смыслеуничтожались, на былые верования накладывалось табу, а все, чтос ними было связано, извращалось и изгаживалось. Именно такпроизошло при распаде индоиранской общности. Первоначально удревних индийцев и иранцев были общие Боги. После разделениярелигий и культур одни и те же Боги стали восприниматься спротивоположными знаками народами, перешедшими во враждебныеотношения друг к другу. В индоиранской мифологии существовалоразделение мира демонов и Богов на дэвов иасуров. Но если в индийской традиции деви -синоним Божества, то в иранской интерпретации (а в дальнейшем иу других народов, оказавшихся в орбите персидской культуры)дэвы - злобные, кровожадные оборотни, главные врагирода людского. Примерно тот же смысл вкладывают индийцы впонятие асуров; зато у древних иранцев ахуры -божественные существа, боровшиеся за упорядочение мира иобщества против сил хаоса, зла и тьмы, а Ахурамазда -верховное Божество зороастрийского пантеона.

 

По такой же примерно схеме развивались события при становлении олимпийской мифологии. Среди эллинов были распространены три концепции сотворения мира: 1) пеласгийская и 2) орфическая, обе развивавшие общеиндоарийские представления о космическом яйце как первоколыбели Богов и людей, и 3) олимпийская, превратившаяся в официозную религию и идеологию после вторжения эллинов на Балканы.

 

По олимпийской традиции первоначально существовало четыре поколения Божеств. Второе и третье поочередно свергали своих предшественников. Согласно Гесиоду, прародителями всего живого считались Гея-Земля и Уран-Небо. От их брака народились чудовища - сторукие великаны гекатонхейры, одноглазые циклопы,а также титаны и титаниды. Титаны во главе с Кроном (Хроносом)восстали против отца Урана, свергли его после оскопления истали править миром. Но не вечно. От брака Крона - владыкимира - с сестрой-титанидой Реей родилось пятеро детей. Дабы недопустить своего свержения, отец тотчас же их проглатывал, покаочередь не дошла до последнего - Зевса. Мать-Рея подмениларебенка камнем, а сына надежно спрятала и вырастила. Возмужав, Зевс освободил из утробы отца своих братьев и сестер и вместе с ними объявил десятилетнюю войну всем титанам. Победа досталась Зевсу (рис.19), титаны во главе с Кроном были низвергнуты, а миром стал править Зевс и его соратники: братья Посейдон и Плутон, сестра Деметра и супруга Гера. В дальнейшем в число Олимпийских Богов были включены дети Зевса от разных жен: Гефест, Гермес, Аполлон, Артемида, Афина, Арес, Дионис, Афродита. Относительно происхожденя последней имеется иная, более древняя версия: Афродита - не дочь, а, скорее, тетка Зевса. Она появилась на свет еще до рождения будущего владыки Олимпа: плоть оскопленного Урана упала в море, образовав пену, из нее-то и возникла Пенорожденная Богиня.

 

Спрашивается: какое отношение все это имеет к русскому мировоззрению? А вот какое: подавляющее большинство упомянутых событий, описанных в классической Теогонии, происходило не на Балканах - территории древней и современной Греции, а в местахрасселения той части индоевропейской этнической общности,которая впоследствии непосредственно разделилась на прапредковэллинов и прапредков славян. Находился этот этнический котелнародов в северных широтах Евразии, то есть главным образом натерриториях современной России, именуемых в древности Гипербореей. Греки и русские - народы, близкие по генетическим корням и духовному мироощущению; неспроста впоследствии они вновь духовно объединились в православии.

 

Вообще же вопрос о титанах достаточно запутан и относится к числу "темных". Расхождения по поводу их генезиса существовали уже между Гомером и Гесиодом. По Гесиоду, как уже отмечалось, отец двенадцати титанов и титанид - это Уран-Небо,а мать - Гея-Земля. В дальнейшем титанами именовались и детипервого поколения, например, Прометей - сын Япета (Иапета) и Климены. У Гомера титаны - дети не Урана и Геи, а Океана и Тефиды - родоначальников всего живущего. (Между прочим, то, что наименование "титаны" образовано от имени матери - Тефиды (Титии), свидетельствует о матриархальности отношений,доминировавших во времена их владычества. Напротив, с воцарением Олимпийцев утвердились отношения патриархальные.) Аполлодор в "Мифологической библиотеке" придерживается версии Гесиода. Впоследствии их точка зрения и была канонизирована, хотя уже многие античные авторы - и в их числе знаменитыйфилософ Гераклит Эфесский - выражали глубокие сомнения в компетенции Гесиода. Это подтверждают и некоторые, как принятовыражаться, независимые источники.

 

Сохранились свидетельства так называемых Сивиллиных книг, некогда обширных мифологических источников древнейшего происхождения. Первоначально Кумская Сивилла принесла последнему царю Древнего Рима Тарквинию Гордому девять священных книг, и уже тогда шесть из них были сожжены. Оставшиеся не раз переписывались, сокращались, пока их окончательно не уничтожили варвары после захвата Рима. Тем не менее некоторые отрывки уцелели, среди них - касающиесяпроисхождения титанов. Иногда утверждают: перед нами неподлинник, а позднейший пересказ. Ну и что! Ничуть не меркнетзаслуга нередко безымянных авторов, сумевших донести до насголос подлинника, в том или ином виде бывшего у кого-то передглазами. Ценность первоначальных свидетельств не снижается,оттого что они передаются от поколения к поколению.

 

В III Сивиллиной книге излагается версия, отличная от общепринятой: титаны вовсе не были Первобогами, а представляли десятое поколение, жившее после потопа (какого по счету потопа- не говорится). Самое интересное, что Титан в Сивиллиной книге - имя собственное: "И владычествовали тогда Крон, Титан и Япет, названные превосходнейшими детьми Геи (Земли) и Урана (Неба), по причине того, что они были лучшими земными людьми. Вся земля была разделена между ними на три части и каждый владычествовал в своей части бесспорно, ибо отец наложил на них клятву, а дележ был справедливый. Но когда старому отцу пришел конец и он умер, тогда клятва была нарушена постыдным образом, и сыновья заспорили о царском достоинстве и владычестве над всеми людьми. Воевали же (преимущественно) Крон и Титан"32. Далее подробно рассказывается о перипетиях этой борьбы.

 

Поражает обыденность и приземленность данной версии: титаны и будущие Олимпийцы оказываются простыми людьми (Зевс, кстати, прозывается Дисом и признается таким же смертным, как все люди, Боги и полубоги). Любопытна интерпретация и самого образа Титана: первоначально это брат-соперник Крона и Япета (в Сивиллиной книге - вопреки Гесиоду и Аполлодору - они неназываются титанами; зато таковыми именуются 60 сыновейпервородителя).

 

Имеются веские основания предполагать, что Титан - вообще не имя, а прозвище. Исходя из значения древнегреческого слова и близких ему по смыслу слов, "титан" означает: "простирающий руку", "стремящийся", "мыслитель", "властелин", "питатель" ("властелин" уместно признать основным смыслом). Точно так же Прометей - сын Япета (Ипета) - не имя собственное, а прозвище: "провидец", "промыслитель", "прозорливец", "ведун" (от слов: "ведать, "проведать"), то есть из одного ряда с русскими словами: "ведьма" (ж. род), "волхв" (м. род). Крон также в известном смысле прозвище: имена Крон[ос] и Хронос тождественны, а Хронос означает Время. Косвенно это подтверждает и один из фундаментальных памятников мировой историографии - "История Армении" (V в. н.э.). Ее автор - выдающийся сын армянского народа Мовсес Хоренаци также опирался на III Сивиллину книгу, но другую ее редакцию, где вместо Крона-Хроноса фигурирует его персидский эквивалент Зрван (Зерван). В древнеиранской мифологии Зрван - Время, являющееся первоначальной мировой субстанцией; отсюда - зерванизм (зрванизм) - самобытная философская концепция, оказавшая непосредственное влияние на зороастризм, маздеизм, иудаизм, гностицизм, каббалистику, а в манихействе Зрван и вовсе является Верховным Богом.

 

Вообще же имя древнегреческого Первобога-титана Крона родственно таким русским словам, как "крона" (дерева) или "корона" (от лат. corona - венок). Поэтому изначальныйсмысл самого имени Крон можно реконструировать как: "верховник", "венценосец". Одновременно в русском языкеприжился и вторичный смысл имени Крона - Хронос-Время. Имя Крона, олицетворяющее им онтологическое и историософское значение времени, сохранилось и в современном слове "хроника". Древнее русифицированное его звучание - "кроника", гдекорневая основа "крон" наличествует в первозданном виде. Термин "кроника" в различных ее вокализациях был достаточно широко распространен в старинной книжной литературе, где выступал синонимом слова "летопись", обозначая исторические своды - вособенности иноязычные и переводные33. Из общего корневого гнезда проистекают и другие исконно русские слова: глагол "кроить" и существительное "край", восходящее к тому же к авестийскому karаna - "край", "сторона" (см.: Словарь М.Фасмера).

 

Несмотря на олимпийский переворот, Крон продолжал почитаться практически во всех странах древнего мира – от Египта до территорий, заселенных славянами, ибо, по мнению древних - свидетельствует Плутарх, - "все произошло от Кронаи Афродиты"34, то есть - от всепоглощающего времени и всепобеждающей любви. Древние считали его еще и Богом холода изимы - еще одно указание на полярную прародину. Некоторые авторы прямо называют Крона гиперборейским Божеством, владыкой Полюса и полярных стран. Неспроста ведь в отдельных античных источниках современная акватория Ледовитого океана именовалась Кронидским морем. Латинским эквивалентом Бога Крона был Сатурн. Именно под этим именем он упоминается как Божество славян в книге арабского путешественника Аль-Массуди. В X веке, еще до введения христианства на Руси, он посетил нынешние российские территории, путешествуя по Хазарии и Волжской Булгарии. В одном из славянских Храмов на Черной горе, рассказывает Аль-Массуди в книге "Золотые луга", стоял идол, представлявший Сатурна в образе старца с палкою в руках, ею он разгребал могильные кости смертных; под правою ногой были изображены разного рода муравьи, а под левою вороны и другие подобные птицы35.

 

Ясно, что упомянутое славянское Божество Времени и Смерти имело свое собственное имя - в прошлом веке его пыталисьреконструировать известные европейские мифологи. Со ссылкой начешские хроники считали, что имя его Ситоврат, созвучное Сатурну и означающее Солнцеворот (или, возможно также, Врата Солнца). Со ссылкой на средневековые латинские словари считали, Крона, а также названию одной из разновидностей сокола - "кречета". Подобной точки зрения придерживался Якоб Гримм, проделавший скрупулезный лингвистический анализ данного теонима. В конечном счете родственными имени Крът (Крон) признаются слова с корнем "крес" - ("огонь") и "крад-крак", включая название древнего польского города Краков.

 

От себя добавим, не менее созвучен имени Крът и топоним Крит - название средиземноморского острова, очага эгейской цивилизации. Для имени Зевс - низвергателя Крона и других титанов - тоже нетрудно подыскать аналоги в русском языке. Это слово "зев", и "зов", и сопряженные с ними единоосновные глаголы "зиять", "звать", "зевать". Последний, по Далю, помимо общераспространенного смысла, означал также: "кричать", "орать", "реветь". "Зев - рев" - вот, вероятнее всего, та смысловая "вилка", которая нашла свое отражение в имени Олимпийского Громовержца.

 

А какие сведения можно почерпнуть в древнерусских источниках? Крупнейший русско-украинский историк Николай Иванович Костомаров (1817 - 1885) в монографии "Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевогоуклада (История Новгорода, Пскова и Вятки)" ссылается на хронографы XVI и XVII веков, где записана уже упоминавшаяся легенда о начале Русской земли. Здесь рассказывается о потомках Яфета (Япета) Скифе и Зар-дане, переселившихся на юг в Причерноморье; в свою очередь их потомки - Словен и Русвернулись в места прежнего проживания своих предков на Севере. Имя Зар-дан в русских источниках нигде более не зафиксировано. Оно может быть интерпретировано двояким образом: во-первых, с учетом чередования согласных звуков и по аналогии с понятием Зрван, означающим Время и прямиком выходящим на его греческий эквивалент Хронос-Крон[ос]; во-вторых, как собственно русское имя, состоящее из двух русских корней "зар" (ср.: "заря") и "дан" (ср.: "данный") - в таком случае Зардан сродни имени Богдан. Думается, однако, что различие между обоими подходами условно, если обратиться к теории единого происхождения языков мира; впрочем, общая основа наверняка отыщется уже в общеиндоевропейских корнях.

 

Сходным образом понятие и слово "титан" образуют общее лексико-смысловое гнездо с исконно русскими словами: "тита" (женская грудь - "титька"), "тетя", "тятя" ("тата - отец",откуда и слово "отечество") - все они предполагают некоторуюблизкородственную основу. По поводу Крона в русских летописяхесть еще одно любопытное свидетельство, почерпнутое извизантийских хроник, излагавших эллинскую мифологию. В русском Хронографе редакции 1512 года упоминается один из прародителей человечества - исполин Крон, названный так "по имени великойзвезды" (то есть планеты Сатурн). Русский хронограф считает Крона дедом великого пророка Зороастра, "рекше зорозвездник, славный перьскый звездозаконник".

 

Остается разобраться с этимологией имени Япет (Иапет) - Яфет (последнее в древности писалось - Афет, в современных изданиях - Иафет). С ним сопрягается имя Ипат -мистически-роковой символ русской истории: с Ипатьевскогомонастыря началась история династии Романовых, а в Ипатьевскомдоме в Екатеринбурге она трагически завершилась. Полное имя для Ипата - Ипатий, он же - Евпатий, древнерусское написание - Еупатий (так звали организатора сопротивления Батыю в Рязанскомкняжестве), восходящее к греческому Евпатору, что означает "благородный" (такое прозвище было у знаменитого властителя Боспорского царства Митридата VI). Русское имя Ипат, исходя из греческой первоосновы, также переводят обычно: "знатный", "важный".

 

Однако нахождение иноязычного эквивалента - лишь первый шаг на пути отыскания истины: корни и греческого, иславяно-русского слов наверняка уходят в более глубокиелексические и смысловые пласты, тем более когда речь идет олегендарном прародителе индоевропейских и прочих народов. Нелишено вероятности, что имя Иапет - обычное прозвище,связанное с древнегреческим глаголом iapto, значениекоторого многопланово: "кидать", "бросать", "низвергать", "произносить", "нападать", "поражать", "носиться", "мчаться", "плясать". Соответственно и Иапет может считаться и Низвергателем, и Мчащимся, и Плясуном, и т.д. Среди неавтохтонных пришлых народов, известных античным авторам, были иаподы, жившие на стыке Балканского и Апеннинского полуостровов, а также иапиги, поселившиеся в конечном счете в Италии, куда они прибыли с Крита под водительством Иапига, сына легендарного мастера Дедала и неизвестной критянки. Что заставило критян спешно покинуть остров - колыбель доэллинскойцивилизации, - об этом история умалчивает. Известно однако, что сам Дедал был связан с Севером (Арктом), о чем еще будетсказано ниже.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: