ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН | ||||||||
Курс: | Первый | Группа: | 1В-2 | Номер урока (пара) | № 79 | |||
Специальность-квалификация: | 1513000 Ветеринария | |||||||
Наименование модуля: | Русский язык и литература | |||||||
Тема урока: | Простое предложение. Сказуемое простое и составное. | |||||||
Дата: | «29» апреля 2020 г. | Продолжительность: | 2 часа (90 мин) | |||||
Место проведения: | Кабинет № 414 | |||||||
Цель урока: | Научить находить простые предложения, грамматическую основу простого предложения, сказуемое простое и составное. | |||||||
Задачи урока: | Образовательная: Научить различать в предложении главные и второстепенные члены; выполнять синтаксический разбор простого предложения; правильно расставлять знаки препинания в простом предложении; применять полученные знания на практике. Развивающая: Развивать навыки синтаксического разбора простого предложения. Воспитательная: Способствовать воспитанию самостоятельности, трудолюбия, отзывчивости, работоспособности. | |||||||
Ожидаемые результаты: | Обучающиеся знают виды предложений по цели высказывания; типы предложений по эмоциональной окраске; структуру простого предложения; прямой и обратный порядок слов в предложении. | |||||||
Тип урока: | комбинированный | |||||||
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии: | ||||||||
исследовательский, объяснительно - иллюстративный, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков. | ||||||||
Необходимое оборудование и приборы: | Учебник «Русский язык» Ф.Г.Брулёва, С.Б. Бегалиева – Алматы: Мектеп, 2015г., компьютер, сеть интернет. | |||||||
Дополнительные источники (литература) | . И.В. Золотарёва, Л.П. Дмитриева «Поурочные разработки по русскому языку 10 класс»: -Москва: Издательство «ВАКО», 2005г , https://multiurok.ru/files/11-klass, https://videouroki.net/razrabotki | |||||||
Контактная информация преподавателя: | ||||||||
Ф.И.О.: Гофман Лариса Юрьевна | Тел.: 8 777 218 06 88 E-mai | |||||||
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА | ||||
Ход урока | Время (минуты) | Действия преподавателя | Действия слушателей | Учебные ресурсы и материалы |
1. Организационный этап | 3 мин | Приветствие студентов. Отметить отсутствующих. | Приготовиться к уроку. Отчёт дежурного. | журнал |
2. Проверка выполнения домашнего задания | 20 мин | Заслушивает подготовленные сообщения по теме: Разговорный стиль речи. Художественный стиль. | Проверяют домашнее задание. | Учебник «Русский язык» Ф.Г.Брулёва, С.Б. Бегалиева – Алматы: Мектеп, 2015г., тетради. |
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе | 5мин. | Обеспечить мотивацию, раскрыть цель учебного занятия, поставить задачи, проверка. Вступительное слово преподавателя по теме урока. | Принятие цели новой темы. Кратко знакомятся с темой урока. Отвечают на наводящие вопросы по теме. | тетради. Учебник «Русский язык» Ф.Г.Брулёва, С.Б. с, 11 класс – Алматы: Мектеп, 2015г.. |
4. Формирование новых знаний и способов деятельности | 30 мин | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминания изучаемого материала, содействовать обучающимся в освоении новых способов деятельности. Простое предложение. Сказуемое простое и составное. | Восприятие и усвоение нового материала. Отвечают на наводящие вопросы. Читают и конспектируют материал по теме. Выполняют письменные задания. | Тетради, Учебник «Русский язык» Ф.Г.Брулёва, С.Б. с, 11 класс – Алматы: Мектеп, 2015г.. |
5. Первичная проверка понимания изученного материала | 10 мин | Установить правильность понимания изученного материала, выявить недочёты первичного осмысления, неверные представления. | Слушают, записывают, участвуют в беседе. Выполняют упражнения.. | Тетради. Учебник «Русский язык» Ф.Г.Брулёва, С.Б. с, 11 класс – Алматы: Мектеп, 2015г.. |
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности | 15 мин | Обеспечить закрепление в памяти обучающихся знаний, повышения уровня осмысления изученного материала. Целевые обходы рабочих мест. | Работают по карточкам, анализируют тексты, выполняют упражнения. | Тетради. Учебник «Русский язык» Ф.Г.Брулёва, С.Б. с, 11 класс – Алматы: Мектеп, 2015г.. |
7. Применение знаний и способов деятельности | В течение урока. | Обеспечить усвоение обучающимися знаний на уровне стандартных и нестандартных ситуациях. | Решение проблемных ситуаций. Выполнение письменных заданий. | Тетради. Учебник «Русский язык» Ф.Г.Брулёва, С.Б. с, 11 класс – Алматы: Мектеп, 2015г.. |
8. Обобщение и систематизация знаний | 10 мин | Сформировать целостную систему знаний, обобщение. Выполнение письменных заданий. | Слушают. Отвечают на наводящие вопросы. Записывают в тетради.. | Тетради. Учебник «Русский язык» Ф.Г.Брулёва, С.Б. с, 11 класс – Алматы: Мектеп, 2015г.. |
9. Контроль и самоконтроль усвоения знаний и способов деятельности | 5 мин | Выявить качество и уровень усвоения, недостатки в знаниях, обеспечить развитие у обучающихся способности к оцениванию. | Устранение недочётов в работе, разбор типичных ошибок, анализ выполнения производственного задания. | Готовые работы. |
10. Коррекция знаний и способов деятельности | 5 мин | Скорректировать выявленные недостатки в знаниях и способах деятельности обучающихся. | Устранение недочётов в работе, разбор типичных ошибок, анализ выполнения производственного задания. | Готовят дополнительные сведения по теме. |
11. Информирование о домашнем задании | 3 мин. | Инструктаж д/з, обеспечить возможность выполнения д/з я учётом индивидуальных способностей студентов. | Записывают домашнее задание. доклады, сообщения. | Тетради. Учебник «Русский язык» Ф.Г.Брулёва, С.Б. с, 11 класс – Алматы: Мектеп, 2015г.. |
12. Подведение итогов занятия и рефлексия | 2 мин | Дать качественную оценку работы группы или отдельных студентов, организовать рефлексию. | Рефлексия | Тетради. Учебник «Русский язык» Ф.Г.Брулёва, С.Б. с, 11 класс – Алматы: Мектеп, 2015г.. |
Сабақ барысы
Ход урока.
1.Ұйымдастыру кезеңі
Организационный момент
2. Оқүшылар білімдерінің өзеқтігі
Ак туализация знаний учащихся. Лингвистическая разминка.
Подберите имена прилагательные к словам.
Марабу, такси, вуаль, мозоль, шампунь, тюль, тушь, кофе, шимпанзе, какаду.
Как определяется род несклоняемых имён существительных.
3. Жаңа материалды зердеу.
Изучение нового материала Простое предложение. Сказуемое простое и составное.
Теория.
Ситаксис – раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя две основные части: учение о словосочетании, учение о предложении.
Предложение – главная единица синтаксиса.
Предложение – слово или группа слов, грамматически оформленных и имеющих относительную смысловую и интонационную законченность.
Предложение выполняет коммуникативную функцию и характеризуется интонационной и смысловой законченностью. В предложении, помимо подчинительных связей (согласование, управление, примыкание), может быть сочинительная связь (между однородными членами) и предикативная (между подлежащим и сказуемым).
По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные. Простое предложение имеет одну грамматическую основу, сложное состоит из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей).
Простое предложение представляет собой слово или сочетание слов, характеризующееся смысловой и интонационной законченностью и наличием одной грамматической основы.
Классификация простых предложений в современном русском языке может осуществляться по разным основаниям.
В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.
Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т. д. или описание их.
Например: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (Лермонтов). Я приду к пяти часам.
Вопросительные предложения заключают в себе вопрос. Среди них выделяют:
а) собственно вопросительные: Что ты тут написал? Что это такое? (Ильф и Петров);
б) риторические вопросы (т. е. не требующие ответа): Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (Пушкин).
Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления (побуждения к действию): приказ, просьбу, призыв, мольбу, совет, предостережение, протест, угрозу, согласие, разрешение и т. д.
Например: А ну спать! Здесь разговоры взрослые, не твоего ума дело (Тендряков); Скорее! Ну! (Паустовский); Россия! Встань и возвышайся! Греми, восторгов общий глас!.. (Пушкин).
Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения различаются и по форме (в них используются различные формы наклонения глагола, присутствуют специальные слова — вопросительные местоимения, побудительные частицы), и по интонации.
Сравните:
Он приедет.
Он приедет? Приедет ли он? Когда он приедет?
Пусть он приедет.
По эмоциональной окраске простые предложения разделяются на восклицательные и невосклицательные.
Восклицательным называется предложение эмоционально окрашенное, произносящееся с особой интонацией.
Например: Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! (Л. Толстой).
Восклицательными могут быть все функциональные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).
Невосклицательное | Восклицательное | |
Повествовательное | Мама,Петя приехал. | Мама, Петя приехал! |
Вопросительное | Вы уже уходите? | Как, вы уже уходите?! |
Побудительное | Возвращайся поскорее. | Возвращайся же поскорее! |
По характеру грамматической основы членимые предложения делятся на двусоставные, когда в грамматическую основу входят и подлежащее, и сказуемое, например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом! (Лермонтов), и односоставные, когда грамматическую основу предложений образует один главный член, например: Сижу за решеткой в темнице сырой (Пушкин).
По наличию или отсутствию второстепенных членов простые предложения могут быть распространенными и нераспространенными.
Распространенным называется предложение, имеющее наряду с главными второстепенные члены предложения. Например: Как сладка печаль моя весной! (Бунин).
Нераспространенным считается предложение, состоящее только из главных членов. Например: Жизнь пуста, безумна и бездонна! (Блок).
В зависимости от полноты грамматического строения предложения могут быть полные и неполные. В полных предложениях словесно представлены все необходимые для данной структуры члены предложения: Труд будит в человеке творческие силы (Л. Толстой), а в неполных отсутствуют те или иные члены предложения (главные или второстепенные), нужные для понимания значения предложения. Отсутствующие члены предложения восстанавливаются из контекста или из ситуации. Например: Готовь летом сани, а зимою телегу (пословица); Чаю? — Мне полчашечки.
Простое предложение может иметь синтаксические элементы, осложняющие его структуру. К таким элементам относятся обособленные члены предложения, однородные члены, вводные и вставные конструкции, обращения. По наличию/отсутствию осложняющих синтаксических элементов простые предложения делятся на осложненные и неосложненные.
Сказуемое — главный член двусоставного предложения, обозначающий действие или признак того, что выражено подлежащим.
Сказуемое имеет лексическое значение (именует то, что сообщается о реалии, названной в подлежащем) и грамматическое значение (характеризует высказывание с точки зрения реальности или ирреальности и соотнесенности высказывания с моментом речи, что выражается формами наклонения глагола, а в изъявительном наклонении — и времени).
Существуют три основных типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное.
Простое глагольное сказуемое (ПГС) может выражаться однословно и неоднословно.
Составное глагольное сказуемое (СГС) имеет следующую структуру:
приинфинитивная часть + инфинитив.
Составное именное сказуемое (СИС) имеет следующую структуру:
приименная часть (связка) + именная часть.
Именная часть выражает лексическое значение сказуемого.
Приименная часть выражает грамматическое или грамматическое и часть лексического значения сказуемого.
4.Өткен материалды бекіту
Закрепление пройденного метериала:
Упражнение 1. Прочитайте сочетания слов. Из данных вариантов сочетаний слов выберите сначала те, которые, по вашему мнению, являются словосочетаниями, а затем те, которые можно назвать предложениями:
1) лес тёмный; 2) лес потемнел; 3) тёмный лес; 4) пошли в лес; 5) сразу пошли; 6) решили и пошли; 7) в лес; 8) ребята пошли в лес; 9) тёмный и тихий лес.
Объясните свой выбор. Поясните те ситуации, в которых выбранные варианты словосочетаний могут выступать в роли предложений.
Упражнение 2. Из данных предложений выпишите: а) грамматическую основу; б) словосочетания.
1. Я хотел бы пройти сто дорог, а прошёл пятьдесят; я хотел переплыть пять морей – переплыл лишь одно… (А. Макаревич.) 2. Люблю Отчизну я, но странною любовью. (М. Лермонтов.) 3. Люблю грозу в начале мая. (Ф. Тютчев.) 4. Смерч погубил урожай. Не дай погибнуть, Боже! (К. Левашов.)
Упражнение 3. Определите грамматическую основу в данных предложениях и охарактеризуйте интонацию предложений.
1. Вот взошла луна златая. (А. Пушкин.) 2. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (А. Блок.) 3. Весь мир – театр, и люди в нём – актёры. (В. Шекспир.) 4. Пусть заболею, пусть даже умру – вот тогда они не простят себе, что не подарили мне щенка. (А. Линдгрен.) 5. Мудрого не обманешь, глупого не переспоришь. (Пословица.) 6. А не посидеть ли нам за чаем? (А. Чехов.) 7. Нужно было помнить всё рассказанное Дениской, чтобы понять его логику. (Е. Носов.)
Упражнение 4. Из данных предложений вы сначала выпишите предложения с простым глагольным сказуемым, затем — с составным глагольным сказуемым.
Мартышка вздумала трудиться. (И.А. Крылов.) Танцующие теснились и толкали друг друга. (А.И. Куприн.) Пускай они оставят Годунова. (А.С. Пушкин.) Этак всякий может петь. (А.П. Чехов) В одиночестве способен жить не всякий. Червонец был запачкан и в пыли. Шли два приятеля вечернею порой. Герои по правам решили разобраться. (И.А. Крылов.) Мы расстались большими приятелям. (А.С. Пушкин.)
Упражнение 5. Найдите составные именные сказуемые.
Любимое занятие Васьки Печенкина – пускание змея. Из этого мирного занятия он сделал себе разбойничий промысел. Когда его змей пущен, Васька чувствует себя единственным хозяином неба, и перед ним наши бедные змеи все равно что воробьи перед коршуном. Змей Печенкина могуч и огромен. (К.И. Чуковский)
5. Қорытынды үй тапсырмасы.
Итог. Домашнее задание Упражнение. Укажите в тексте простые и сложные предложения. Аргументируйте.
Мелехов Григорий в январе 1917 года был произведен за боевые отличия в хорунжие, назначен во 2-й запасной полк взводным офицером.
В сентябре он, после того как перенес воспаление легких, получил отпуск; прожил дома полтора месяца, оправился после болезни, прошел окружную врачебную комиссию и вновь был послан в полк. После октябрьского переворота получил назначение на должность командира сотни. К этому времени можно приурочить и тот перелом в его настроениях, который произошел с ним вследствие происходивших вокруг событий и отчасти под влиянием знакомства с одним из офицеров полка – сотником Ефимом Извариным.
С Извариным Григорий познакомился в первый день приезда из отпуска, после постоянно сталкивался с ним на службе и вне службы и незаметно для себя подпадал под его влияние. (М. Шолохов. Тихий Дон.)