РЕКОМЕНДАЦИИ
Общественной палаты Российской Федерации
по итогам общественных слушаний на тему
«Доступность железнодорожного транспорта для детских групп»
22 мая 2019г. г. Москва
22 мая 2019 года в Общественной палате Российской Федерации по инициативе Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей состоялись общественные слушанья на тему «Доступность железнодорожного транспорта для детских групп».
Слушания были подготовлены при поддержке и активном участии рабочей группы по детскому туризму координационного совета по развитию туризма при Правительстве Российской Федерации. В слушаниях участвовали члены Общественной палаты Российской Федерации, представители министерств и ведомств, представители ОАО «РЖД», представители профильных ассоциаций и союзов, руководители детских массовых проектов, специалисты и эксперты детского туризма.
В ходе обсуждений участники общественных слушаний отметили, что придается большое значение мобильности населения, развитию внутреннего и въездного туризма РФ. Отдельное внимание уделяется детскому туризму. В октябре 2014 года Общественная палата Российской Федерации проводила слушанья на тему о необходимости государственной поддержки детского туризма. В марте 2016 - слушанья «Внутренний въездной туризм в Российской Федерации», где рассматривались вопросы транспортной инфраструктуры развития. В ноябре 2016 года - слушанья на тему «Детский туризм после Корейской трагедии».
Создание привлекательного внутреннего туристского продукта в большой степени зависит от развитости и доступности транспортной инфраструктуры. Доступная групповая железнодорожная детская перевозка формируют положительные мультипликативные эффекты, как экономические, так и социальные. Железнодорожные перевозчики внимательно относятся к теме развития туризм.
Принято во внимание, что доступность детской групповой железнодорожной перевозки тесно связана с наличием в достаточном количестве и качестве плацкартных вагонов, вагонов-ресторанов, а также с ценообразованием и доступностью железнодорожной инфраструктуры. Отмечено о необходимости реализовать возможности ОАО «РЖД», направленные на снятие избыточных требований и изменение положений регламентов перевозчиков по организации детской групповой железнодорожной перевозки. Необходимо принять и реализовывать меры, направленные на изменение положения в действующем СанПине по железнодорожным перевозкам.
Эксперты полагают, что снятие различных бюрократических ограничений, скоординированность действий ОАО «РЖД» и причастных федеральных и региональных органов исполнительной власти, увеличат доступность железнодорожного транспорта для детских коллективов и остановят усиливающуюся тенденцию к перевозке групп детей по железной дороге без оформления группы, что приводит к увеличению рисков и понижению уровня безопасности в детском туризме:
По итогам состоявшегося в Общественной палате обсуждения участники общественных слушаний считают необходимым рекомендовать:
1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
1.1. Ввести новую категорию железнодорожного пассажира – турист
1.2. Ввести новую категорию железнодорожного пассажира – сопровождающий детской организованной группы с льготным проездом -и определить сторону, которая будет компенсировать расход перевозчика
1.3. Ввести 50% круглогодичную льготу на железнодорожный проезд в регулируемом сегменте пассажирских перевозок по возрастному признаку от 10 до 18 лет.
2. Правительству Российской Федерации:
2.1. Увеличить финансирование ОАО «РЖД» на приобретение плацкартных вагонов.
2.2. Активизировать механизм государственно-частного партнёрства с целью строительства вагонов-ресторанов.
2.3. Ввести ежегодные круглогодичные групповые льготы на проезд железнодорожным транспортом в плацкартных и сидячих вагонах для организованных групп детей исключительно по возрастному принципу.
2.4.Пересмотреть санитарно-эпидемиологические требования к перевозки железнодорожным транспортом организованных детей СП 2.5.3157-14 вп.3.2 в части «Не допускается использовать в питании организованных групп детей продукты и блюда, которые запрещены санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях, организациях начального и среднего образования» и в части Приложения №2 расширить набор рекомендуемых продуктов с учетом новых технологий в пищевой отрасли.
2.5.Предусмотреть в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года мероприятия, направленные на популяризацию железнодорожного детского туризма.
2.6.Сохранить 0% ставку НДС на железнодорожные билеты.
2.7.В полном объеме и своевременно компенсировать выпадающие доходы ОАО «РЖД», возникающие в блоке пассажирских железнодорожных перевозок.
3. Министерству транспорта Российской Федерации:
3.1. В целях заинтересованности ОАО «РЖД» в осуществлении перевозок организованных групп детей обеспечить доступ общественности к количественным показателям перевозки организованных групп детей.
3.2. Проработать вопросы актуализации существующей нормативно-правовой базы с учетом предложений экспертов в области детского туризма.
3.3. Инициировать разработку и принятие базовых отраслевых актов, направленных на устранение избыточных и дублирующих требований в сфере осуществления групповых перевозок железнодорожным транспортом.
3.4. Пересмотреть положения, изложенные в Правилах перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом (Приказ 19.12.2013 №473) и в ФЗ 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» с учетом интересов детей-пассажиров в формате организованной группы.