Основные акустические источники образования звуков.




Дисциплина Логопедия. Курс: «Нарушения произносительной стороны речи»

Тема 2.

Понятие о фонеме и звуке речи

 

Звуки в потоке речи и звук, произнесенный изолированно, от­личаются по своему звучанию. На звучание звука оказывают влияние соседние звуки, а также место данного звука в слове.

Так, один и тот же звук "с" по разному звучит в словах "сахар", "сумка", "сор", "косынка", "лес". На звучание звука особенно сильно влияют соседние зву­ки, входящие с ним в один слог.

Это связано с тем, что произносительной единицей речи является не отдельный изолированный звук, а слог. В процессе произношения серии нервных импульсов поступают не на звук, а на слог. При артикуляции первого звука сло­га уже закладываются элементы артикуляции второго звука, не противоречащие артикуляции второго звука. Это явление носит на­звание коартикуляции. И в связи с этим можно выделить больше количество звучаний какого-либо звука в речи.

Звук речи обладает определенными акустическими и артикуляторными характеристиками, определяемыми признаками, как значимыми для данного языка, так и незначимыми.

Значимыми являются смыслоразличительные признаки звука, которые служат для передачи значения слов, т.е. при изменении которых меняется и смысл слова /дом - том/. В каж­дом языке существует определенная совокупность смыслоразличительных признаков. Например, в русском языке такими смыслоразличительными признаками являются твердость-мягкость /был -быль, вил - выл/, звонкость-глухость /дам - там, гора - кора/ и др. Как видно из примеров, изменение лишь одно­го смыслоразличительного признака звука приводит к изменению смысла слова.

Долгота звука в русском языке не является смыслоразличительным признаком. В эстонском же языке долгота звука может привести к изменению смысла слова, т.е. долгота звука являет­ся в эстонском языке смыслоразличительным признаком. Во фран­цузском языке смыслоразличительным признаком является откры­тость или закрытость гласных, в то время как в русском язы­ке этот признак связан с позицией звука в слове и не приво­дит к изменению смысла слов.

Таким образом, фонема - это единица звуковой системы языка, представляющая определенную совокупность дифференциальных -/смыслоразличительных/ признаков. Каждая фонема характеризуется определенными смыслоразличительными признаками: звонкость-глухость, твердость-мягкость, место и способ образования, ряд, подъем, лабиализация и т.д. Поэтому фонему можно рассматривать как совокупность этих различительных признаков.

Фонема представляет собой обобщенный «образ» звука, нечто устойчивое, постоянное.

Речевой звук является формой существования фонемы. В каждом речевом звуке можно выделить фонему, т.е. смыслоразличительные фонемные признаки, в нем можно выделить и второстепенные признаки, зависящие от фонетической позиции звука. Звуков в речи очень много, но в языке выделяется ограниченное количество фонем. Каждая фонема в речи "приобрета­ет определенный оттенок, определенное звучание. В логопедичес­кой литературе термин "звук* используется в значении "фонема", т.е. второстепенные признаки речевого звука не рассматривают­ся.

Основные акустические источники образования звуков.

1. Голосовой источник. Периодическое колебание голосовых складок создает голос. Голосовой источник имеет место при про­изнесении гласных звуков, сонорных и звонких согласных.

2. Турбулентный источник. При прохождении воздушного пото­ка через место резкого сужения возникает явление турбулентно­сти, завихрения. Турбулент­ный источник приводит к образованию фрикативных шумных звуков / с, ш, х.../.

3. Импульсный источник звука имеет место при быстром откры­вании полной смычки. Этот способ образования звука возникает при произнесении шумных взрывных звуков /п, т, к.../. При об­разовании смычки создается избыточное воздушное давление. Про­хождение сильного воздушного потока при резком открывании смычки и образует специфический шум.

 

Голосовой источник всегда имеет одно и то же расположение - голосовые складки гортани. Шумовые /турбулентный, импульсный/ источники могут располагаться в различных частях артикуляторного аппарата /губные звуки, переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные и др./.

Гласные звуки возникают на основе действия только голосово­го источника. При произношении согласных звуков может быть либо только шумовой источник /турбулентный - при произношения глухих фрикативных звуков ф, с, ш, х, импульсный - при произно­шении глухих взрывных: п, т, к/, либо одновременно голосовой и шумный /при произношении звонких согласных/.

Характер шума зависит от геометрической формы /конфигурация/ резонатора и места расположения акустического источника /смыч­ки или сужения/ в ротовой полости. При опускании небной зана­вески в качестве акустического резонатора начинает играть оп­ределенную роль и носовая полость, вследствие чего характер звука меняется /сравнить: "м" и "б"/.

В связи с этим малейшее изменение артикуляции, положения языка, места смычки или сужения, конфигурация резонаторной по­лости приводит к изменению звучания. Таким образом, акустиче­ские и артикуляторные признаки звуков тесно связаны друг с другом. Изменение артикуляции приводит к изменению акустичес­ких характеристик звука. Однако на основании этого нельзя считать, что артикуляторно близкие звуки всегда являются и акустически близкими звуками, например, звуки "с" и "ш" близ­ки по артикуляции, но акустически являются далекими.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: