Метаязыковая деятельность




Метаязыковая деятельность - любая деятельность ребенка, с разной степенью осознания, направленная непосредственно на языковой код, на язык как объект изучения (С.Н.Цейтлин).

Детская этимология - звуковая модификация слова с целью придания или изменения его мотивировки: мычок - бычок, кружинка - пружинка, заучники - заочники, истуда - оттуда.

Самоисправления – детские исправления собственной речи, обычно возникающие вследствие сопоставления своего высказывания с языковой нормой: Я машину взяму… Возьму; И буду съесть… есть.

Оценка предшествующих стадий собственного языкового развития: Когда я был маленький, вместо спасибо говорил та-та.

Исправление чужой речи: Что это за слово такое - бассэйн? Надо говорить: бас-сейн.

Вопросы о значении слов: Барчонок - это дитя Багиры? Скидка для детей - там детей скидывают?

Осознание многозначности и омонимии: Ушко у иголочки, как у Лизы; Я - это буква. И я - это человек.

Языковая игра в речи ребенка: Мама: Упала температура. - Ребенок: Упала в лужу (улыбается); У норки есть норка.

Собственные этимологии слов: Котенок ка-тает. Катает, потому что котенок; Икарус - от Икара.

Толкование значений слов: Девичник - дерево вишнёвое; Питомец - ребенок змеи.

Осознание различных языковых явлений: Нож - мальчик, вилка - девочка; Кефир и зефир - похожие слова.

 

Приложение.

Из статьи М.Л.Итигиной:

В настоящее время нет точных возрастных рамок освоения ребенком фонетики, и логопеды нередко пользуются данными, полученными в ходе лонгитюдных исследований речевого развития одного ребенка. М.Л. Итигина уточнила возрастные рамки этих ошибок в речи нормально развивающихся детей от 1,6 до 3 лет.

В качестве метода исследования особенностей фонетического развития детей раннего возраста использовался «МакАртуровский тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста: слова и предложения». Анализировался речевой материал 42 детей в возрасте от 18 до 36 месяцев; в ходе исследования анализу подверглась фонетическая оболочка 8187 слов. М.Л. Итигиной были получены следующие данные:

1. Субституция звуков. Замена твердых переднеязычных согласных мягкими (с’он’ – сон) встречается в речи детей до 2 лет 10 месяцев.

Даже в речи трехлетних детей наряду с типичными, физиологическими заменами согласных звуков, хорошо известными логопедам, сохраняются нетипичные. Наиболее частыми среди нетипичных замен являются замены губных (Ф, В, М) переднеязычными и наоборот. Звук [Ф] чаще всего замещается звуком [С’] (косе* - кофе). Сам звук [Ф] выступает в качестве субститута звуков [Ш] (фаик* - шарик; хорофо* - хорошо) и [С] (нофки* - носки). Основным субститутом звука [В] является [j] (етер* - ветер). [М] чаще всего замещается [Н] (бегенот* - бегемот; няч* - мяч; нышка* - мышка). Нетипичными субститутами дрожащих и щелевых боковых выступают звуки [В] (выпка* - рыбка; воб* - лоб) и [W] (фоwмочка* - формочка; воwк* - волк). Вероятно, это связано с тем, что звук [В] по своим акустическим данным близок к сонорным звукам.

Замена гласных [Ы] и [И] (ипка* - рыбка; кыга* – книга и др.) наблюдается до 2 лет 11 месяцев.

2.Упрощение кластеров. В целом можно наблюдать следующую закономерность: легко усваиваются кластеры, состоящие из звуков, разных по активному действующему органу. (Например, «переднеязычный + губной»: птика* - птичка; двей* - дверь). Также легкими являются кластеры, в состав которых входит заднеязычный [К] (макофка – морковка; сапка* - шапка), что согласуется и с данными других исследователей (Маркова 1969; Цейтлин, Елисеева 2002).

К 3 годам в речи детей многие кластеры артикулируются правильно, но еще наблюдается упрощение кластеров, состоящих из двух щелевых согласных, включающих в свой состав дрожащий звук (который и подвергается сокращению), а также состоящие из смычного и щелевого согласных - как в начале, так и в середине слова.

3. Слоговая элизия, на начальных этапах характерная для всех детей, практически исчезает (составляет не более 1% слов) для речи детей после 2 лет 6 месяцев: случаи слоговой элизии единичны и, как правило, сокращаются только 4-х и пятисложные слова.

М.Л. Итигиной было выявлено, что четырехсложные слова появляются в речи детей в возрасте 1 года 11 месяцев, пятисложные слова – в возрасте 2 лет 2 месяцев – 2 лет 4 месяцев.

Кроме того, замечена взаимосвязь между лексическим запасом слов и выраженностью данного явления в речи ребенка. Отчетливо это наблюдается в возрасте после 2 лет 1 месяца в тех случаях, когда лексический запас слов намного ниже возрастных показателей (многие исследователи полагают, что в норме к двум годам лексикон ребенка составляет около трехсот слов). Таким образом, наличие слоговой элизии в речи детей после 2 лет 6 месяцев является признаком риска задержки речевого развития ребенка.

4. Дистантная ассимиляция вначале характерна для речи всех детей - так же, как и слоговая элизия. Однако ассимиляцию нельзя отнести к явлениям, широко распространенным в речи детей, поскольку у большинства детей в речи имеется всего 1–5% слов, подвергшихся ассимиляции. При этом наиболее характерной (77% случаев) является ассимиляция согласных и лишь 23% случаев – ассимиляция гласных. Чаще встречается регрессивная ассимиляция как гласных (касять* - кушать; бубуля* - бабуля), так и согласных. Наиболее часто встречается полная регрессивная ассимиляция согласных (канандась* - карандаш; бабака* - собака; папашка* - черепашка) (52,5%). Частичная ассимиляция практически не характерна для детей раннего возраста. Если и наблюдается данный тип уподобления звуков, то чаще всего – ассимиляция по активному действующему органу (пабаска* - колбаска; фава* - сова).

По данным М. Л. Итигиной, уподобление звуков наблюдается даже в возрасте 3 лет [ Итигина 2006].

5. Стремление к конечному открытому слогу. Как правило, слова, в которых встречается данное явление, в среднем составляют 1,8% слов от всего лексикона ребенка, и встречается крайне редко - после 2 лет 2 месяцев.

Наблюдается связь между общим словарем ребенка и количеством слов, характеризующихся данным явлением. В случаях, когда лексикон ребенка ниже возрастных показателей, стремление к конечному открытому слогу более выражено (составляет от 4 – 6% слов). Чаще дети выбирают тактику отсечения конечного согласного (78%), нежели добавление конечного гласного (22%). Отсечение конечного согласного чаще всего наблюдается в существительных (59%) (сака* - сахар; амида* - помидор; етя* - ветер). Также частотны случаи отсечения [j] в прилагательных (37%) (тёпы* - теплый; сини* - синий;). Отсечение конечного согласного в глаголах (4%) встретилось только в инфинитиве (бега* - бегать; коми* - кормить). Добавление конечного гласного наблюдается только в существительных (хеба* - хлеб; сыя* - сыр; сока* - сок).

6. Метатезис не является характерным для речи всех детей в раннем возрасте: метатезису в среднем подвергается 1,5% слов из лексикона ребенка. Наиболее часто встречается перестановка двух согласных, разделенных гласной (53%): капа* - пока; касалатка* - шоколадка. На втором месте наблюдается перестановка соседних гласного и согласного (18%): земя* - змея; косяка* - коляска.

Встречаются и случаи метатезиса, которые нельзя отнести ни к одному из видов, описанных А.Н. Гвоздевым (1961). Их можно охарактеризовать как перестановку двух соседних согласных, причем первый из них произносится после следующего за ними гласного: лепок* - цыпленок; косента* - конфета. Данный вид метатезиса составляет 16% от всех случаев перестановок.

7. Пропуск единичного согласного в слове характерен практически для всех детей. Наиболее часто пропускаемыми являются звуки [Р], [Л], [В]: макаоны* - макароны; оосики* - волосики; мооко* - молоко. При этом звук [В] ребенок может артикулировать в некоторых других словах, в отличие от звуков [Р] и [Л], которые чаще всего ребенком не артикулируется или же заменяются другими звуками.

До 1 года 11 месяцев может наблюдаться пропуск некоторых других согласных (например: [Ж], [З], [j], [Б], [С], [Д], [Н], [М]): омик* - домик; икак*- никак; коа* - коза; абака* - собака. Как правило, пропуски этих звуков являются единичными. Интересным является тот факт, что пропуск трудных для произношения двухфокусных не является характерным (из 544 случаев пропуска согласных только 3 случая пропуска звука [Ж] и 2 – звука [Ш]): ноик* - ножик; иаф* - жираф; акалатка* - шоколадка; в остальных случаях происходит замена этих звуков.

К трем годам в речи детей наблюдается лишь пропуск дрожащих.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: