Занятие « Городецкая роспись – лошадка».




Выполнение сувенира «Лошадка».
Оборудование и материалы. Репродукции городецких игрушек и изделий, таблица графического изображения сувенира «Лошадка», карандаши, краски.
План занятия:
1. Беседа о городецкой росписи.
2. Анализ декоративного решения игрушек-сувениров.
3. Практическая работа: зарисовка мотивов городецкой росписи, самостоятельная зарисовка и роспись сувенира «Лошадка».

Ход занятия.

Проводится беседа о городецкой росписи. Одним из старейших районов по изготовлению расписных деревянных изделий были села Горьковской области. Здесь в XIX в. помимо традиционных прялок, дуг, коробов делали расписную деревянную игрушку — коней, каталки, куклы. Материалом для изготовления служили сосна и осина, а инструментом — нож и топор. Среди различных видов деревянной расписной игрушки особенно выразительны Городецкие кони — праздничные выезды, упряжки, тройки. Их могучие тела стоят, крепко упираясь в землю короткими ногами. Гибкие шеи согнуты почти до земли. Маленькие головки с торчащими ушами, продолговатые глаза, раздутые ноздри напоминают сказочные существа.
Городецкая игрушка отличается высокой художественностью. С помощью элементарных средств декоративного решения — силуэта, цвета, узоров, достигается эстетическая значимость изделия. Мастера вырезали форму без излишней детализации, фигуры коней, составлявших упряжки, устанавливали на дощечках-подставках с тем расчетом, чтобы одна не заслоняла другую. Игрушки окрашивали в красный, малиновый, лиловый, черный цвета. Коней разрисовывали цветными дугами и полосками, среди которых сажали ряды черных и белых пятен. Игрушки получались веселыми, радостными.
Городецкие изделия и игрушки советского времени сохраняют основные стилистические особенности народных произведений, но их пропорции становятся более легкими, формы упрощаются. Ассортимент изделий значительно изменился и расширился. Современные художественные изделия — игрушки, детскую мебель, декоративные тарелки, доски и другие, выпускает фабрика «Городецкая роспись» (г. Городец, Горьковская область). Роспись выполняется масляными красками по некрашеному дереву или цветному фону. В сюжетах городецкой росписи встречаются изображения птиц, коней, жанровые сценки. Среди пышных цветочных узоров часто повторяются мотивы розанов, пышных листьев.
Показывая детям образцы сувениров и репродукции Городецких игрушек, педагог обращает внимание кружковцев на художественный образ, силуэт игрушки, ее декоративное; решение, предлагает детям найти общие черты в оформлении игрушек, различия в средствах декоративной выразительности; роспись — у городецких игрушек.
Кружковцы должны понимать, что художник, создавая игрушку, не ставит задачи перенести приемы обработки одного материала на другой, он стремится выявить красоту самого материала и его средствами добиться художественной выразительности образа.
Практическая работа. Зарисовка мотивов городецкой росписи.
Выполнение кружковцами зарисовок городецких игрушек и элементов городецкой росписи — декоративных цветов, листьев, коней, птиц.
Изображения элементов росписи выполняются крупно. Педагог ставит задачу — передать основные формы, построение орнаментальных мотивов, цветовых сочетаний карандашом или красками. Роспись игрушки-лошадки. Демонстрируя образцы сувениров, педагог обращает внимание кружковцев на общий силуэт игрушки, ее основные пропорции, движение головы, орнаментальную разработку.

Дети зарисовывают сувенир в альбом. При росписи рисунка сувенира, их внимание следует обратить на то, что цветовая гамма ограничивается 3—4 основными цветами.
(Нанесение узоров кистью требует от детей большего внимания, размышления, сравнений. Вначале необходимо хорошо продумать характер, масштаб и пропорции узоров, которые должны соответствовать размерам игрушки, красиво располагаться на ее плоскости).

«Весёлая ярмарка, дымковские игрушки »

Задачи: Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством. Расширять знания о русской народной игрушке «Дымка».

Познание: Учить расписывать глиняные игрушки. На основе русской народной игрушке «Дымка».

Коммуникация: Обогащать и активизировать словарь на основе углубления знаний (ярмарка-свистунья, праздничном раздолье). Обсуждать информацию об игрушках,

выходящую за пределы привычного им ближайшего окружения. Способствовать развитию любознательности.

Социализация: Развивать интерес к различным видам дидактических игр, направленных на закрепление знаний о русской народной игрушке.

Чтение художественной литературы: Формировать понимание того, что из книг можно узнать много интересного.

Художественное творчество: Формировать умения ритмично наносить: мазки,

точки, круги, широкие и узкие линии.

Предварительная работа: Посещение комнаты народно-прикладного искусства; чтение потешек, прибауток; рассматривание иллюстраций по теме.

Оборудование: Заготовки игрушек, гуашь, кисти, непроливашки с водой, салфетки, клеёночки. Дымковские иллюстрации игрушек, коромысло с вёдрами, русский народный костюм «Водоноски».

Ход занятия.

Группа украшена шарами, иллюстрациями «Ярмарка-свистунья», на столах дымковские игрушки. Звучит русская народная песня.

Воспитатель:

Эй, честные господа,

К нам пожалуйте сюда.

Как у нас ли, тары-бары,

Всякие разные товары...

Подходите, подходите

Посмотрите, посмотрите...

Воспитатель: В городе Вятке, над крутым берегом реки Вятки, у городских белокаменных стен и древних башен, каждую весну шумела, кипела Ярмарка-свистунья!

Яркое солнце играло в праздничном раздолье. Солнечные блики и сейчас блестят золотой фольгой на дымковских игрушках. Дымкоские мастерицы, разминая руками, послушный ком глины, вспоминали шумную ярмарку. Всю зиму лепили они игрушки: животных, всадников, дом, кавалеров....А весной вновь открывалась ярмарка, и вновь спешили мастерицы удивить и обрадовать покупателей своим товаром. Всю зиму над избами была дымка. Оттого и назвали деревню Дымково, а игрушки... как назвали игрушки? (Воспитатель спрашивает детей) — дымковскими (Ответ детей).

Воспитатель берет в руки игрушку "лошадка"

Воспитатель: Ребята посмотрите, какая она красивая, сейчас Аня расскажет про нее потешку: Едет Ваня в новой шапке

Да на дымковской лошадке.

Рога золотые, бока крутые

Копыта с оборкой, на спине- Егорка.

Воспитатель: А вот это ребята "Олень", посмотрите какие у него красивые рога, копыта. Кто нам расскажет потешку про оленя? Дима:

Через горные отроги,

Через крыши деревень

Краснорогий, желторогий мчится глиняный олень.

Воспитатель: А теперь послушайте потешку, про другую игрушку. Про какую, не скажу. А вы мне поможете найти ее.

Голосисты эти птицы

И наряды, словно ситцы!

Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью!

Гнезда вью.

Воспитатель: Ну, ребята, догадались про какую это игрушку?

Дети показывают.

Воспитатель: Правильно - это сказочные птицы. А вот это ребята "Водоноска".

Посмотрите, эта женщина несет коромысло на плечах. Коромысло нужно, чтобы носить ведра с водой. Показывает настоящее коромысло и ведра. Все эти игрушки дымковские мастерицы сначала лепили из глины, затем закаляли в печи покрывая белой краской, и только после этого раскрашивали.

Вот здесь у меня есть игрушки уже слепленные из глины, а мы их сейчас с вами сами будем раскрашивать. Вы хорошо посмотрели на игрушки, запомнили какие узоры нарисованы на них (мазки, точки, круги, узкие и широкие линии). А теперь выбирайте себе игрушки. И будем раскрашивать.

Дети берут игрушки, садятся. Во время индивидуальных работ ребят,(звучит русская народная мелодия) воспитатель обращает внимание на методы раскрашивания. В конце занятия все детские работы рассматриваются на столе.

Воспитатель:

Здесь в ярком узоре,

В раскраске весенней,

Остались умельцев черты,

Внезапная грусть и лихое веселье

которые с виду просты.

Звучит русская народная мелодия.

Воспитатель: Ребята, ведь у нас сегодня "Веселая ярмарка", так давайте веселиться, петь и танцевать.

Дети танцуют русский народный танец. По окончании танца:

"А вот и гостинцы: конфеты, да пряники поспели:

Угощайся весь честной народ, ведь у нас сегодня ярмарка!"

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: