Раздаточный материал к выпускной квалификационной работе
«Социальная адаптация у подростков с девиантным поведением средствами физической культуры»
Обучающейся 6 курса
Форма обучения заочная
Чернихивская Татьяна Александровна
Санкт-Петербург
2019
1. Метод анализа и обобщения литературы использовался с целью всестороннего изучения проблемы исследования.
2. Метод педагогического тестирования использовался для оценки физического развития подростков до и после формирующего этапа исследования. Для оценки результатов использовались следующие нормативы по В. В. Зайцевой:
- Бег на длинную дистанцию /1000м/
Цель: оценка общей выносливости подростков
Тестирование проводится на большой спортивной или беговой дорожке.
Оборудование: свисток, секундомер.
- Челночный бег 3х10 м
Цель: оценка развития координационных способностей, ловкости
Тест проводится в спортивном зале. Чертятся 2 параллельные линии на расстоянии 9 м друг от друга.
Оборудование: секундомер, фиксирующий десятые доли секунды; кубики, мел.
- Прыжок в длину с места
Цель: оценка скоростно-силовых способностей, измерение динамической силы мышц нижних конечностей.
Тестирование проводится на улице, используется яма с песком.
Оборудование: рулетка, грабли для разрыхления песка после прыжков участников.
- Поднимание туловища из положения «лежа на спине»
Цель: оценка силы мышц сгибателей туловища.
Оборудование: секундомер, гимнастический мат, невысокая (не выше 10 см) подушечка для обеспечения безопасности.
- Бег на короткую дистанцию /30 м/
Цель: оценка быстроты и скорости движений
Тестирование проводится на беговой дорожке.
Оборудование: свисток, секундомер.
При оценке результатов тестирования использовались следующие нормативы по В.В. Зайцевой Таблица 1:
Таблица 1- Нормативы для оценки результатов тестирования
Название теста | 1 балл (низкий уровень) | 2 балла (уровень ниже среднего) | 3 балла (средний уровень) | 4 балла (уровень выше среднего) | 5 баллов (высокий уровень) |
Бег на дистанцию 1000 м; сек | >380 | 325-380 | 300-324 | 265-290 | <265 |
Челночный бег 3х10 м; сек | >9,6 | 9,0-9,6 | 8,7-8,9 | 8,3-8,6 | <8,3 |
Прыжок в длину с места; см | <145 | 145-165 | 166-180 | 181-200 | >200 |
Поднимание туловища из положения «лежа»; к-во раз | <35 | - | 35-39 | 40-44 | 45 и < |
Бег на дистанцию 30 м; сек | >6,0 | 5,8-6,0 | 5,4-5,8 | 4,9-5,3 | <4,9 |
3. Метод психологического тестирования также использовался до и после формирующего этапа исследования. При этом его использование было ориентировано на изучение особенностей социальной адаптации детей среднего школьного возраста. Были использован следующий диагностический материал:
- Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность»
(МЛО-АМ).
Авторы: А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин.
Цель: изучение адаптивных возможностей личности на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности её психического и социального развития.
Стимульный материал: бланк (приложение 1).
- Методика «Диагностика социально-психологической адаптации».
Авторы: К. Роджерс, Р. Даймонд.
Цель: выявление особенностей адаптации респондента к актуальным условиям жизнедеятельности через интегральные показатели «адаптация», «самопринятие», «принятие других», «эмоциональная комфортность», «интернальность», «стремление к доминированию».
Стимульный материал: бланк (приложение 2).
- Карта наблюдения Стотта.
Цель: изучение особенностей учащихся, свидетельствующих об их адаптированности к актуальным условиям жизни.
Стимульный материал: карта для осуществления наблюдения (приложение 3).
- Методика «Шкала психосоциального стресса».
Автор: Л. Ридер.
Цель: оценка уровня психосоциального стресса.
Стимульный материал: бланк (приложение 4).
4. Педагогический эксперимент был ориентирован наопределение влияния средств физической культуры на повышение показателей физического развития и социальной адаптированности подростков с девиантным поведением. Эксперимент проводился с детьми 14-15 лет, посещающими секцию «баскетбол» при СПб ГБУ «Центр физической культуры, спорта и здоровья Адмиралтейского района», в условиях тренировочного процесса.
5. Методы математической статистики. Обработка данных исследования (приложение Б) осуществлялась с использованием критерия Колмогорова – Смирнова (позволил проверить, соответствует ли реальное распределение переменных нормальному), непараметрического критерия Манна-Уитни (использовался для оценки значимости различий между двумя выборками), а также непараметрического критерия Вилкоксона (Уилкоксона) (использовался для определения значимости различий между показателями одной выборки, полученными на констатирующем и контрольном этапах исследования).
Таблицы и графические изображения формировались при помощи компьютерной программы Excel. Для осуществления расчетов использовалась компьютерная программа для обработки данных SPSS 17.0.
Результаты оценки эффективности предложенной методики