Глава 1. ГИПЕРБОЛА КАК ЛИТЕРАТУРНОЕ СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ И СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ




Введение

 

Подходя к изучению гиперболы в стилистике английского языка, следует отметить, что гипербола является одним из наиболее важных стилистических фигур, поскольку она широко используется в написании комедийных и сатирических произведений.

Во второй половине XIXв. получила широкое развитие и самобытное значение американская литература, в которой приобретает все большую популярность юмористический жанр. Соединенные Штаты Америки подарили мировой литературе таких классиков как Эдгар По, Эрнест Хемингуэй, и многих других. Среди американских писателей этой эпохи было много юмористов и сатириков, осмеивающих эксцентричность своих соотечественников. Одна из самых значительных фигур в американской литературе XIX века - Марк Твен.

Одним из основных приемов, который широко использовали при написании юмористических произведений, стала гипербола.

Таким образом, понимание явления гиперболы и других стилистических единиц позволяет нам более широко раскрыть тонкости в понимании американской прозы XIXв.

Этим и обусловлена актуальность рассматриваемой темы курсовой работы. Для понимания смыслового значения произведений, написанных Марком Твеном, нам понадобятся знания основных использованных приемов, особенно гиперболы.

Учитывая особую распространенность этого средства выразительности в юмористических произведениях, объектом изучения становится гипербола, как прием стилистики, широко используемый в юмористическом жанре. Таким образом, предметом изучения обозначена значимость гиперболы в произведениях Марка Твена.

Целью данной курсовой работы является определить жанровую значимость стилистического приема гиперболы в рассказах американского классика, обратить внимание на важность изучения стилистических приемов английского языка, для анализа зарубежной англоязычной литературы.

В соответствии с выбранными целями, важнейшими задачами, стоящими перед нами в процессе выполнения работы, становятся:

1. Определение понятия гиперболы, и сферы ее употребления, основываясь на материалах по стилистике английского языка.

2. Проанализировать, как гиперболы отображаются и раскрывают юмористический жанр в контексте рассказов американского писателя Марка Твена.

. Выявить и раскрыть сложные случаи употребления гиперболы.

. Классифицировать гиперболы по их типу.

. Подвести итоги проделанной работы.

В процессе выполнения курсовой работы был применен обще-логический метод познания - анализ теоретических материалов по стилистике английского языка, в которых были приведены необходимая для исследования проблематики изучаемого явления теория.

Для составления классификации гипербол по способу образования был использован метод изучения и обобщения отечественной и зарубежной практики, касающейся объекта исследования курсовой работы, итогом которой является синтез на ее основе адаптированной классификации, которая была использована в данной работе.

 


Глава 1. ГИПЕРБОЛА КАК ЛИТЕРАТУРНОЕ СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ И СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА «ГИПЕРБОЛА». КЛАССИФИКАЦИЯ ГИПЕРБОЛ ПО СПОСОБУ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Гипербола - это литературное средство выразительности. Обычно, этот прием применяется говорящим с целью обратить внимание слушающего на представленную ситуацию или на некие ее свойства и создать у слушающего искаженное, преувеличенное представление об этой ситуации или о ее свойствах.

В художественных произведениях автор стремится не использовать уже готовые языковые средства и образы, а создать собственную, неповторимую гиперболу: «They swarmed up in front of Sherburn’s palings as thick as they could jam together, and you couldn’t hear yourself think for the noise.»

Следует разграничивать преувеличение и усиление. При усилении говорящий обычно оценивает сообщаемый факт, пропуская его через свои эмоции. При преувеличении, гиперболе человек дает описываемому факту либо сравнительную характеристику с другим фактом - и тогда возникает образно-искаженная характеристика первого, либо говорит о явно преувеличенных, неправдоподобных свойствах предмета, выходящие за рамки реальной действительности и т.п.: «I’m so hungry I could eat a horse.»

Тонкие замечания по поводу существа гиперболы, ее эмоционального значения сделаны А. А. Потребней: «Гипербола есть результат как бы некоторого опьянения чувством, мешающим видеть вещи в их настоящих размерах. Поэтому она редко, лишь в исключительных случаях, встречается у людей трезвой и спокойной наблюдательности. Если упомянутое чувство не может увлечь слушателя, то гипербола становится обыкновенным враньем».

Также, о природе гиперболы высказывался Академик Виноградов, вспоминая замечания Горького о том, что «подлинное искусство обладает правом преувеличивать», пишет, что «гипербола - это закон искусства, доводящий до наибольшей ясности и отчетливости то, что существует в жизни в рассредоточенном виде».

Сравнивая между собой различные точки зрения на определение понятия гиперболы, мы приходим к мнению, что гипербола предусматривает как бы взаимный договор между создателем гиперболы и читателем. Оба понимают, что данное высказывание имеет определенный подтекст. Оба соглашаются, что это есть одна из форм более красочно, ярко, выпукло, эмоционально выразить отношение к описываемым явлениям.

В гиперболе происходит столкновение обычного, естественного в отношениях между явлениями и предметами и невозможного, нереального, гротескного. В гиперболе реализуются одновременно два значения: основные, предметно-логические значения слов и контекстуально-эмоциональные значения слов.

Гиперболы бывают:

) Стертые/узуальные: haven’t seen for ages, told you 40 times (выраз.ср-во).

2) Речевые: writing desk was a size of a tennis court (абсурдность, противоречие здр.смыслу -> комич.эффект) He was so tall that I was not sure he had a face. (O.Henry)

Кроме того, гиперболы можно классифицировать следующим образом:

. Числовые гиперболы (1000 percent)

. Слова, несущие гиперболический оттенок:

Имена существительные (ages);

2.2 Прилагательные (colossal);

2.3 Наречия (astronomically);

2.4 Глаголы (die)

3. Сравнения и метафоры (cross as a devil)

. Сравнительная и превосходная степень (in less than no time)

. Выразительный генитив (the finest of fine watches)

6. Множественное число (all the perfumes of Arabia, Shakespeare)

7. Целые предложения (he is nothing if not deliberate)

 

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГИПЕРБОЛЫ

 

В некоторых случаях автору, использующему гиперболу выгодно исказить ситуацию, как обладающую неким свойством в максимальной степени - для того, чтобы отметить некоторые свои свойства или свойства других людей: «Her brain is the size of a pea» (например, в ситуации, когда говорящий хочет показать свои сомнения в умственных способностях другого лица); «He is older than the hills» и т.п.

Желание вызвать у окружающих преувеличенное впечатление относительно собственных слабостей или, напротив, достоинств, о признаках собеседника, третьих лиц, предметов, событий и т. п. Рассказчик постоянно укрепляет свою речь с помощью различных приемов: использования эмоциональных слов и метафор, и т. д. Средства гиперболизации играют в этом далеко не последнюю роль.

Необходимо отметить что, чаще всего, гиперболические высказывания делают акцент в сфере оценок человека и человеческой деятельности или же некоторых явлений внешнего мира, в которых задеваются интересы человека. Эти качества и состояния произносящего, слушающего и других лиц, различные атрибуты работы (передвижения в пространстве, отношения и взаимодействия людей, явления природы, так или иначе влияющие на физическое и эмоциональное состояние людей, и т.п. Помимо этого, гипербола проявляется и в контексте высказывания - путем смысловой инверсии смысла слов и выражений: от значения однократности к значению постоянности действия, от частного к общему и т. д.

Как видим, спектр языковых средств, с помощью которых рождается гипербола, весьма широк и разнообразен. Именно гипербола с ее многообразием является основным приемом многих юмористических и сатирических произведений. Ирония, построенная на гротеске и гиперболах, особенно ярко и неповторимо представлена в произведениях великого американского писателя Марка Твена, творчество которого мы представим в качестве примера.

 

БИОГРАФИЯ МАРКА ТВЕНА. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЯ

 

Известный американский писатель Марк Твен родился в деревне Флорида, штат Миссури, в 1835 году. Марк Твен - лишь псевдоним Сэмюэля Лэнгхорна Клеменса, и первая заметка, подписанная знаменитым псевдонимом, относится к 1863 г.

Детские годы писателя прошли на Миссисипи, в городке Ганнибал, известном читателям всего мира под именем Санкт-Петербурга. Сэмюэль Клеменс происходил из семьи, чья судьба тесно переплелась с американским фронтиром - границей цивилизованных земель Америки. Ганнибал в ту пору был последним форпостом цивилизации, дальше шли почти неосвоенные земли. На другом 6epегy Миссисипи начинались территории - свободные от рабовладения. Через Ганнибал пролегал путь переселенцев на Запад, и путь рабов, которых везли по реке на хлопковые плантации в ее низовьях, и путь беглых невольников. История словно специально позаботилась о том, чтобы в этом захолустье наглядно выступили главные конфликты американской жизни прошлого столетия.

Сэмюэль Клеменс с детских лет работал учеником печатника, продавал газеты, водил пароходы по Миссисипи, работал секретарем у брата в штате Невада, в канцелярии губернатора, золотоискателем. Затем он приобщился к журналистике, а в 1867 году началась его карьера профессионального писателя. В 1888 году Клеменс закончил Йельский университет в Нью-Хэйвене (штат Коннектикут), там же получил почетный диплом доктора литературы, почетного представителя университета.

Марк Твен был представителем демократического направления литературы США, и именно демократическое мироощущение Твена и помогло ему создать произведения, представляющие собой сплав достижений предшествующего искусства Америки, не став при этом подражателем авторитетам или простым продолжателем традиций.

В произведениях Твена возник полностью естественный синтез романтизма и реализма, составляющий одно из условий возникновения большого реалистического искусства. Его творчество, отчасти подготовленное и романтиками и реалистами 50-х годов, стало точкой скрещения разнородных художественных тенденций, Но романтизм был не "довеском" к реализму Твена, а органическим качеством его мировосприятия, определившим весь внутренний строй его произведений. Даже при поверхностном соприкосновении с ними ощущается, как и во всех явлениях высокого реализма, умение объединить "романтически прекрасное" с "реалистически повседневным", он сумел синтезировать эти понятия.

Юмористические рассказы Твена переносят читателя в особый мир, где все бурлит и клокочет, все буйствует. Даже сиамские близнецы превращаются здесь в чрезвычайно беспокойных и скандальных субъектов. Они в нетрезвом виде швыряют камнями в процессию "добрых храмовников", а покойник, вместо того чтобы мирно покоиться в гробу, садится рядом с кучером на козлы собственного катафалка, заявляя, что ему хочется в последний раз взглянуть на своих друзей. Здесь капитан Стромфильд, попав на небеса, немедленно устраивает состязание с первой попавшейся кометой; здесь обыкновенный велосипед едет куда хочет и как хочет, невзирая на усилия седока, тщетно пытающегося преодолеть сопротивление своенравной машины, а безобидные карманные часы умудряются с дьявольской изобретательностью придать своим стрелкам все мыслимые и немыслимые положения.

Писатель как бы высвобождает скрытую энергию жизни, обнаруживая ее не только в одушевленных, но и в неодушевленных предметах. Сила ее внутреннего напора ощущается даже в атрибутах повседневного быта, в комфорте и покое домашнего очага. В рассказах Твена чашка утреннего кофе нередко соседствует с томагавком или содранным скальпом. "Что бы вы сделали, если бы размозжили ударом томагавка череп вашей матушке за то, что она пересластила ваш утренний кофе? Вы сказали бы, что прежде, чем вас осуждать, нужно выслушать ваше объяснение..."

В произведениях Твена американский реализм обрел характерный для него художественный облик со всеми его определяющими чертами: гротескностью, символикой, метафоричностью, внутренним лиризмом и близостью к природе. Это произвело решающий сдвиг в художественном развитии Америки. При этом наследник великих американских романтиков XIX в. был и их убежденным и непримиримым противником. Его борьба с романтизмом носила на редкость целеустремленный и постоянный характер и продолжалась на протяжении всего его творческого пути. Его столкновение с ними произошло на основе разного понимания главной задачи искусства - задачи воспроизведения жизненной правды. Вслед за романтиками он воспевал красоту "естественных", не изуродованных цивилизацией явлений жизни, разделял их ненависть ко всему фальшивому, искусственному, однако все эти черты он находил и в произведениях самих романтиков.

Подлинный сын своего народа, он обладал той ясностью взгляда, той конкретностью поэтического мышления, которая составляла характерную черту народного мироощущения. Поистине "у него был ясный взгляд на жизнь и он лучше знал ее и меньше был введен в заблуждение ее показными сторонами, чем любой американец". Связь Твена с трудовой Америкой, скрепленная жизненным опытом, уже с самого начала его писательской деятельности определила живую силу его творческого воображения. Эти особенности мировосприятия Твена и позволили ему взглянуть на свою страну глазами непредубежденного человека, чистыми и открытыми для новых идей.

Он и в ранних - шутливых и гротескных - своих рассказах был реалистом, первым настоящим реалистом в американской литературе, хотя по беглому впечатлению - на его страницах реальность отступала перед яркой выдумкой и иронией, ничуть не заботящейся о правдивости создаваемых картин.

Только в конечном-то счете эти картины оказывались куда правдивее, чем простые зарисовки жизни в ее обыденном облике. Скольких людей заставляла смеяться до слез «Журналистика в Теннеси», один из самых известных рассказов молодого Твена! И конечно, все считали, что автор проявил на редкость богатую фантазию, а на самом деле ничего подобного происходить не могло. Твен был видной фигурой Американской антиимперской лиги, которая протестовала против американской аннексии Филиппин. В ответ на эти события, в которых погибло около 600 человек, Твен написал памфлет «Инцидент на Филиппинах», но произведение было опубликовано только в 1924 году, через 14 лет после его смерти. Время от времени некоторые произведения Твена запрещались американской цензурой по разным причинам. В основном это объяснялось активной гражданской и социальной позицией писателя. Некоторые произведения, которые могли бы оскорбить религиозные чувства людей, Твен не печатал по просьбам своей семьи. Так, например, «Таинственный незнакомец» остался неопубликованным до 1916 года. Ещё несколько антирелигиозных произведений оставались ненапечатанными до 1940-х годов.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: