КОНФЛИКТОВ И РАДИКАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ОГРАНИЧЕННОСТЬ И ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВЫХ ФОРМАТОВ РАБОТЫ




ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫПРОФИЛАКТИКИ

 

Татьяна Петровна Минченко

д. филос. н., профессор кафедры педагогики и психологии

Томский государственный педагогический университет

Аннотация: В статье обосновывается необходимость комплексного подхода к профилактической работе с молодежью, делается акцент на приоритете воспитательной работы посредством просвещения и личного примера педагога, использование цифровых форматов является лишь дополнительным средством. Рассматриваются преимущества и «темная» сторона цифровизации, как средства влияния на молодежь.

Одной из важнейших задач современного педагогического воспитания является формирование гармонично и разносторонне развитой личности. Этот идеал, впервые реализованный еще в античности и давший великие результаты [1], в современную глобализации является не менее, а еще более востребованным.

С позиций философского подхода можно выделить 3 основных вида познания, посредством которых человек получает жизненный опыт: рациональное, чувственное и иррациональное познание. Каждый из этих видов имеет соответствующие формы, и для разных людей более убедительной является информация, получаемая в тех формах, к которым эти люди по генетическим, социальным или иным причинам, более открыты.

При этом нужно отметить, что не все формы познания, формы получения информации, поддаются цифровизации в принципе. Если рациональные формы познания могут быть оцифрованы, можно говорить также о частичной оцифровке чувственных образов, то в отношении иррациональных форм мгновенного получения знания, таких, например, как интуиция, вера, инсайт и т.д. цифровизация в принципе невозможна.

Общую картину процесса познания усложняет также наличие бессознательных форм воспринятия информации. По мнению ряда исследователей, в частности представителей теорий психоанализа или психосинтеза, бессознательные процессы у большинства людей играют доминирующую роль в соотношении с сознанием и самосознанием в определении поведения.

Что касается цифровых форматов работы, их применение очень неоднозначно.

С одной стороны, в современном «цивилизованном» мире цифровизация отношений в различных сферах жизни общества идет семимильными шагами, значительно облегчая многие социальные процессы. В системе образования ставятся задачи цифровизации, более того, некоторые руководители (Сбербанка, Министерства образования и науки, Министерства просвещения, ректора вузов) полагают «цифровую революцию» главный трендом в образовании [см., например, 2].

Однако, есть существенные вопросы, в первую очередь, связанные с тем, кто и с какими целями применяет цифровизацию.

Эта проблема ставится в настоящее время на самом высоком уровне, в частности Генеральный секретарь ООН А. Гутерриш в своём выступлении перед делегатами Генассамблеи ООН рассказал о «темной стороне» и вреде цифровизации, которая становится инструментом подстрекательства, распространения ложной информации и совершения преступлений, назвав ее одним из четырех всадников апокалипсиса [3].

На один из самых существенных рисков активного применения цифровых технологий во все большем количестве систем общественных отношений обращают внимание специалисты, разрабатывающие юридическое закрепление цифровых прав человека: «…если эти системы [общественных отношений – Т. М.] являются старыми и неэффективными, то цифровизацией мы лишь негативно усилим их работу. за счет «цифровой оболочки» старых иерархических и централизованных форм управления мы не придем к позитивному будущему, а обречем себя на погибель» [4, С. 54-55].

Таким образом, сама по себе цифровизация как средство нейтральна, так же как электричество или любое другое средство, которое можно использовать как во благо, так и во вред человеку.

Если наши цели состоят в том, чтобы с помощью новых технологий расширять возможности участников образовательного процесса удобным для них образом, опираясь на позитивные ценности всестороннего развития учащихся – это одна ситуация, если же внедряемые системы цифровизации в большей степени ориентированы на систему тотального контроля большинства со стороны «невидимого» и неподконтрольного обществу меньшинства, эта ситуация в конечном счете разрушительна для обеих сторон.

Нужно осознавать, что за каждой технологией стоят определенные ценности, формируемые теми социальными группами, которые продвигают данные технологии.

Если новая технология агрессивно и безальтернативно навязывается – это серьезный повод для исследования исходных целей ее бенефициаров. Проводя политику цифровизации, необходимо анализировать ценностные основания и учитывать последствия и риски, в том числе для физического, психического и духовного здоровья участников процесса.

Основная идея конструктивного использования цифровых форм состоит в том, что цифровизация отношений должна быть ориентирована на реализацию прав человека, а не служить инструментами контроля публично-правовых институтов. Иначе мы получим уродливые формы в виде, например, описанного М. Фуко паноптикума, в котором нет «такого могущества, которым полностью кто-то наделялся и которое он самостоятельно и безраздельно осуществлял бы над другими, ибо это машина, которая охватывает весь мир, как тех, кто осуществляет власть, так и тех, над кем эта власть осуществляется» [5, С. 235].

В отношении форм профилактики конфликтов и радикализма, помимо выявления и осознания основных причин радикализации (в том числе системных нарушений гл. 1 и 2 Конституции РФ; принятия законодательства, предопределяющего коррупцию и произвол), более эффективными представляются формы живого общения в коллективах, ориентированных на позитивную деятельность, а также просветительская деятельность с возможностью диалога, проведение очных конференций, круглых столов с участием молодежи, обсуждение и публикация исследований.

В качестве примеров можно привести следующие разнообразные формы, в которых автор принимала участие:

- Система обучения и воспитания в школе № 9 в Академгородке под руководством ее первого директора Г. А. Псахье, где при школе были организованы возможности разнообразных интересных форм внеучебной деятельности (спортивная школа, танцевальный клуб, музыкальная школа, художественная школа, летние трудовые лагеря (с оплачиваемым трудом) и др.) в тесном сотрудничестве с «шефами» - академическими институтами в Академгородке;

- Воспитательные аспекты в рамках проведения курса философии, исследование отношения студентов к очной и дистанционной формам обучения (подавляющее большинство студентов, в том числе и тех, кто отметили «плюсы» дистанционного обучения, указали, что очное обучение было гораздо более эффективным);

- Опыт проведения религиоведческих курсов в камчатских вузах и в ТГПУ, с акцентом на выявление общечеловеческих ценностей, объединяющих как неверующих, так и представителей различных конфессий. Также более 10 лет велась профилактическая работа с национальными и религиозными объединениями в составе консультативного Совета по национально-религиозным вопросам при Администрации Камчатского края, связанная с реальным предотвращением конфликтов на этнорелигиозной почве, организацией межконфессиональных конференций и круглых столов [см., например, 6-11];

- Работа в качестве организатора и координатора от Сибири по летним культурно-образовательным программам в Греции (для школьников и студентов) [см., например, 12];

- Участие в работе «Межрелигиозного диалога» - группы Томского круглого стола научной и религиозной общественности и собраний дискуссионного клуба.

На основе более чем 30-летнего опыта разнообразных форм педагогической и научной деятельности, естественным результатом которой является профилактика асоциальных проявлений обучающихся, представляется, что цифровые форматы работы могут быть только дополнительными средствами профилактики, основное внимание педагогов в этом отношении целесообразно направлять на очную воспитательную работе с использованием всех возможностей познавательной деятельности обучающихся, на просвещение и вовлечение школьников и студентов в позитивные виды деятельности, связанные с их всесторонним развитием.

 

Литература

1. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Том 1. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2001. - 594 с.

2. Главный тренд российского образования – цифровизация // https://notrusproduct.ru/articles/tsifrovizatsiya/glavnyy-trend-rossiyskogo-obrazovaniya-tsifrovizatsiya/ (дата обращения: 10.02.2021).

3. Генсек ООН: Четыре «всадника апокалипсиса» угрожают миру // https://24.kz/ru/news/in-the-world/item/369248-gensek-oon-nasha-planeta-v-ogne (дата обращения: 10.02.2021).

4. Бурьянов М.С. Глобальные цифровые права человека в контексте рисков цифровизации // Век глобализации. - № 3. - 2020. - С. 54–70.

5. Фуко. М. Око власти // Фуко М. Интеллектуалы и власть. Избранные политические статьи, выступления и интервью. Ч. 1. М.: Праксис, 2002. - С. 220-249.

6. Минченко Т.П. Криминальные религиозные объединения и противодействие их влиянию// Правовая политика субъектов Российской Федерации. – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2001. – С. 290-297.

7. Минченко Т.П. Формирование религиозно-правовой культуры у студентов // Этика и эстетика человеческих отношений: Доклады Бушелевских чтений. – Петропавловск-Камчатский: Изд-во КГПУ, 2002. - С. 56-62.

8. Минченко Т.П. Религиоведческое образование в структуре подготовки специалистов // Пространство свободы совести на Камчатке: сборник материалов круглого стола IV-ой ежегодной науч.-теор. конф. «Человек в истории. Часть 1I. – Петропавловск – Камчатский: Изд-во КГПУ, 2005. С. 2-12.

9. Минченко Т.П. Понятие религиозной свободы и некоторые проблемы ее осуществления (на примере Камчатской области) // Вестник Томского государственного университета. Серия «Философия. Социология. Политология. Культурология». - 2005. - № 287.

10. Минченко Т.П. Проблема свободы совести на Камчатке: история и современность // Материалы Четвертых международных исторических и Святоиннокентьевских чтений. – Петропавловск-Камчатский, 2006. – С. 32-39.

11. Минченко Т.П. Проблема религиоведческой культуры как составляющей гуманитарной компетентности личности // Конструирование человека: Сборник трудов Всероссийской научной конференции с международным участием. – Томск. Изд-во ТГПУ, 2008. – С. 224-229.

12. Минченко Т. П. Культура как фактор развития (на примере программ «Аполлон» и «Посейдон» в летних лагерях Греции под эгидой Club for Unesco оf Piraeus & Islands) / Экономика. Менеджмент. Сервис. Туризм. Культура (ЭМСТК-2018): XX Международная научно-практическая конференция: сборник статей / Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2018. - С. 85-90.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: