Анализ афиши комедии «Горе от ума». Особенности сюжета и конфликта комедии.




Современник

Задание № 1.

  1. Познакомьтесь с биографией Александра Сергеевича Грибоедова.
  2. Составьте тезисный план.
  3. Отразите в нём подробности личной и общественной жизни писателя.
  4. Свои наблюдения оформите в виде таблицы.

Тезисный план.

Даты. События и люди. Выводы.
04.01.   - 1803 1. Детство в дворянской Москве. Александр Сергеевич Грибоедов объединил два старинных дворянских рода, носивших одну и ту же фамилию, корни этих родов уходят в глубь XVI в. Сергей Иванович женился на Настасье Фёдоровне приблизительно в 1791 или 1793 году. От этого брака было двое детей: Марию и Александра. Несмотря на то, что мать поэта была моложе мужа на 8 лет, она взяла верх в семейной жизни. Родители развелись. Грибоедов никогда не вспоминал об отце. Очевидно, личность отца не оставила впечатления в памяти ребёнка. Мать Грибоедова была из богатой и большой семьи. Она была нехороша собой, но хорошо образованна для того времени. Однако это была натура властная, нетерпимая, резкая и деспотичная. Она очень напоминает мать И.С. Тургенева, а своею резкостью - героиню комедии «Горе от ума» Хлёстову и Ахросимову из романа «Война и мир». Единственным человеком, который понимал Александра, была его старшая сестра Мария, хорошо игравшая на пиано и арфе. Будущий писатель вырос в московской патриархальной семье, где почитали старину, восхищались екатерининскими вельможами, ценили родство и гостеприимство. Загадка рождения. Быт и нравы старинной дворянской семьи нашли своё отражение в комедии. Домашнее воспитание.
    1803 – 1806     30.01. 1806 - 03.06 1808 -   15.06. 1810 -     - 1812 2. Годы учёбы в Благородном пансионе и в Московском университете. В возрасте 7 – 8 лет Грибоедов поступил в благородный пансион при Московском университете. Это была уже хорошо организованная школа с обширной программой, с опытными преподавателями, с тяготением в сторону литературы. Воспитанники старших классов могли слушать лекции уже в университете. Кроме прекрасных преподавателей, был и хороший подбор воспитанников: В.А. Жуковский, кн. В.Ф. Одоевский, А.С. Грибоедов, позднее М.Ю. Лермонтов и т.д. – вереница поэтов и государственных деятелей. Пробыв около 3 лет в пансионе, Грибоедов поступил в университет. В 11 лет! Рано проявившаяся склонность к литературе позволила выбрать словесное отделение философского факультета, который он блестяще закончил через 2,5 года, получив чин 12-го класса и степень кандидата словесных наук. Но Грибоедов не пошёл на службу, а продолжил образование. Через 2 года Грибоедов закончил юридический факультет и получил степень кандидата прав. И снова остался в университете изучать математику и естественные науки. Грибоедов готовился к защите докторской, но… Блестящие дарования: удивительные способности к иностранным языкам (французский, немецкий, английский, итальянский и ещё 5), серьёзные занятия музыкой, любовь к литературе и театру.   Словесный, юридический, естественно-математический факультеты. Формирование передовых взглядов: студенческая среда, будущие декабристы, увлечение освободительными движениями, знакомство и изучение мировой культуры, чтение произведений Радищева и Фонвизина.   Увлечение театром и музыкой: прекрасно играл на фортепиано, органе, флейте, занимался теорией музыки, сочинял – сохранились два вальса Грибоедова.   Один из образованнейших людей своей эпохи.
  1812 –     3. Служба в Московском гусарском полку. В первые дни Отечественной войны Грибоедов поступает добровольцем в гусарский полк. Непосредственно в военных действиях он не участвовал, но истории очевидцев глубоко потрясли его. Война, несмотря на неучастие в военных действиях, принесла Грибоедову много личных переживаний: на фронт он не попал благодаря преградам, поставленных матерью; он не получил наград, не продвинулся по службе. Его друзья возвращались в орденах, с массой впечатлений от заграничного похода, а он, как Чацкий, имел полный неуспех по службе. Его возможности, уровень образования не совпали с его местом в жизни. После войны он, находясь с матерью в одном городе, старался с ней не встречаться и не жить вместе. Грибоедов вышел в отставку и уехал в Петербург. Он решил служить в Коллегии иностранных дел, т.к. мать по-прежнему мечтала о блестящей карьере сына. До поступления он ведёт вольную жизнь, вращается в кругу литераторов. Пламенная любовь к Родине. «Я хочу быть русским». Впечатление от войны 1812 года.
      4. Служба в Коллегии иностранных дел, дипломатическая служба в Персии. Грибоедов поступает в Коллегию иностранных дел вместе с Пушкиным и Кюхельбекером, совмещая дипломатическую службу с литературной деятельностью. Грибоедов назначен секретарём русской дипломатической миссии в Персии. По пути он заехал в Москву. В Персии Грибоедов изучает персидский и арабский языки. По службе Грибоедова переводят в Тифлис на должность секретаря при генерале А.П. Ермолове. Здесь начинается работа над первыми двумя актами комедии «Горе от ума». Сближение с Пушкиным, будущими декабристами: Кюхельбекером, Рылеевым, А. Бестужевым и др. Изучение персидского и арабского языков.
        5. Работа над комедией «Горе от ума». Её оценка в общественных и литературных кругах. Грибоедов надеется напечатать законченную комедию, но печать была запрещена цензурой. Однако комедия расходится в рукописных списках по всей России. Пушкин познакомился с комедией в Михайловском, куда рукопись привёз И.И. Пущин. Грибоедов возвращается на Кавказ. Здесь его застают декабрьские события. Генералу Ермолову поступает предписание об аресте Грибоедова. Но тот предупреждает писателя. грибоедов успевает сжечь все компрометирующие его документы и письма. Распространение комедии в списках по всей России. Высокая оценка критиками.
  1826 –       август   сентябрь   декабрь 6. Арест и «политическая» ссылка в Персию. Арест всё же последовал. 4 месяца Грибоедов провёл в Петербурге под следствием. Но доказать его причастность к тайным обществам так и не смогли. Однако Грибоедову не прощают его комедию и высылают опять в Персию. Подписанный Туркманчайский мирный договор, выгодный для России, в разработке которого участвовал Грибоедов, был оценён царём. Николай II наградил Грибоедова и назначил полномочным министром в Персию. Грибоедов прекрасно понимал, что это не повышение, а ссылка. По пути в Персию Грибоедов венчается с дочерью известного грузинского поэта, своего друга, княжне Ниной Чавчавадзе. Грибоедов с женой, членами и служащими посольства, с конвоем выезжает из Тифлиса в Персию. Оставив беременную жену в Тавризе, едет в Тегеран для представления шаху. Вера в высокие идеалы декабристов, но скептическое отношение к возможности их осуществления в тогдашней России.
  30.01 18.07. 7. Гибель. Русская миссия была разгромлена. Толпа фанатиков, подстрекаемая муллами и английскими агентами, учинила разгром русского посольства. Грибоедов погиб. Состоялись похороны Грибоедова в Тифлисе, в ограде монастырской церкви св. Давида на горе Мтацминда. «Смерть постигла его посреди смелого, неравного боя». «Ум и дела твои бессмертны в памяти людской, но для чего пережила тебя любовь моя?»

 

Задание № 2.

 

  1. Что в биографии Грибоедова вас поразило?
  2. Можно ли сказать, что жизнь Грибоедова полно и ярко отразила судьбу всего поколения дворянской интеллигенции 10-20-х гг. XIX в.? Обоснуйте свою мысль.

 

Домашнее задание.

 

  1. Выясните историю создания комедии «Горе от ума».
  2. Вспомните традиционные каноны известных вам направлений и жанра комедии.
  3. Определите, в чём заключается новаторство Грибоедова в создании комедии.

«Загадка комедии «Горе от ума»: история, жанр, композиция».

 

Тексты… внешне даже самые ясные и податливые, говорят лишь тогда, когда умеешь их спрашивать.

Марк Бок

«Горе от ума»… до сих пор неразгаданное и, может быть, величайшее творение всей нашей литературы…

А. Блок

Задание № 1.

 

Познакомьтесь с историей создания комедии «Горе от ума».

В чём, по вашему мнению, заключается «загадка» истории комедии?

 

В 1816 году в Санкт – Петербурге возник замысел будущего произведения. Написано несколько сцен. Но в Персии и Грузии замысел меняется.

17 ноября 1820 года в Тавризе, в Персии, Грибоедеву снится сон: Петербург, дом князя Шаховского, друга, драматурга и театрального деятеля. В этом доме каждый вечер собирались друзья – Грибоедов, Пушкин, Катенин. Грибоедов рядом с князем. Слышит его голос. Шаховской допытывается, написал ли Грибоедов что-нибудь новенькое. Досадует, что у Грибоедова давно нет охоты к письму.

- Дайте мне обещание, что напишите.

- Что же вам угодно?

- Сами знаете.

- Когда же должно быть готово?

- Через год непременно.

- Обязываюсь.

- Через год, клятву даёте…

Пробудившись Грибоедов поклялся: «Во сне дано, наяву исполниться…».

В 1821 году складывается окончательный план комедии. В Тифлисе написаны 1 и 2 действия.

В начале марта 1822 года Грибоедов уезжает в длительный отпуск в Россию. Живёт в Москве: ходит по клубам, ездит на балы и обеды, чтобы вернее отобразить в своей комедии светское общество.

В конце лета 1823 года в поместье друга, Бегичева, под Тулой заканчивает произведение.

С мая по осень постоянно дорабатывается комедия. Но цензура не допускает в печать. Однако, начиная с друзей декабристов, произведение расходится в рукописях. Вместо планируемого тиража в 1,5 тысячи комедия расходится в рукописных списках в 40 тысяч экземпляров.

В январе 1825 года И.И. Пущин привозит в Михайловское к Пушкину рукопись комедии. В этом же году в альманахе «Русская Талия на 1826 год» публикуют половину 2 и 3 действие.

Полностью комедия была напечатана в Росси в 1862 году.

 

Задание № 2.

Проанализируйте материал об особенностях жанра, композиции и конфликта в комедии.

 

Традиции драматургии. Новаторство Грибоедова.
Комедия – произведение «низкого» жанра. Два вида: - комедия положений (смешные недоразумения, грубо-комические эффекты – падения, глухота и т.д.) - комедия характеров (характеристика и самохарактеристика персонажей) Это трагикомедия - положений и характеров (смешные ситуации, характеры) - семейно-бытовая - комедия сватовства - общественная с благородным героем - политическая - трагизм противостояния главного героя и общества - реалистическая установка на достоверность - сценическая поэма (романтическое изображение героев, высокий влюблённый герой).
Действие происходит в течение одних суток. Внешне! Но - есть воспоминания о детстве Чацкого и Софьи - рассказ о путешествии героя - сведения о службе Чацкого - упоминается жизнь во времена правления Екатерины Великой и Александра I.
Действие происходит в одном месте. Внешне! Дом Фамусова, но - упоминается английский клуб - путешествие героя - Дом – Москва – Россия – Европа – мир.
Действий всегда пять: - один конфликт (любовный) - одна сюжетная линия - победа добродетели над пороком. Нет 5 действия. Расширены рамки любовного конфликта: - Софья – Молчалин – Чацкий, Софья – Молчалин – Лизанька, Софья – Молчалин – Скалозуб, Софья – Чацкий – Скалозуб, Молчалин – Лизанька – Фамусов - множество любовных конфликтов - любовный конфликт разрешён к концу комедии. Вторая сюжетная линия и конфликт связаны со взглядами героев – социально – политические: - Чацкий противостоит фамусовскому обществу - решение конфликта вынесено за рамки произведения. Обе сюжетные линии развиваются параллельно, но пересекаются в кульминационном моменте – бал. Внесценические сюжеты.
Система персонажей предполагает: - говорящие имена - традиционные амплуа (влюблённый, возлюбленная, субретка – служанка, помогающая влюблённым и дурачащая всех, стари – отец, которого надо перехитрить, военный – соперник в любви, недалёкого ума человек, резонёр – выразитель идей автора и т.д.) - принцип однозначности характеров: - воплощение только одной черты (положительной или отрицательной) - неизменяемость характера. Создана новая система персонажей: - все говорящие имена имеют несколько смыслов - двойственность поступков - зеркальность образов - амплуа соблюдены внешне (характеры даны в развитии; Чацкий и герой влюблённый и резонёр, романтический и трагический герой) - много второстепенных и внесценических персонажей, расширяющих рамки хронотопа и конфликта - создана система социально-культурных типов, изображённых по принципу типизации и индивидуализации (представители двух поколений и взглядов на мир – московское барство (отцы) и декабристы (дети – Чацкий и внесценические персонажи)).
Сниженный язык: - разговорные слова - просторечные, грубые выражения - проза или шестистопный ямб. Новое слово в драматургии: - афористичность - высокая лексика (книжный язык, на котором писали и говорили декабристы) - индивидуальный язык (барин, слуга, декабрист, влюблённая девушка, военный, крепостница и т.д.) в зависимости от социального и культурного статуса - стихотворная форма (разностопный ямб).
Торжество просветительских идей. Важен идейный спор об уме.

 

Задание № 3.

 

  1. Найдите подтверждение (цитаты) тому, что комедия связана с традициями предшествующей литературы.
  2. Найдите и докажите наличие комического и трагического в произведении.
  3. Подтвердите расширенные рамки хронотопа.
  4. Составьте сюжетно-композиционный план комедии. Обратите внимание на развитие двух конфликтных линий.
  5. Определите значение имён персонажей. Узнайте, кто являлся прототипом героя и как это повлияло на характер персонажа.
  6. Докажите, что характеры даны в развитии. Рассмотрите связи между персонажами. Определите точки сближения или столкновения героев (критерии: отношение к службе, чинам, карьере, богатству; к Москве, старому и новому, к крепостному праву; к просвещению, образованию; к русскому языку, национальной самобытности и западной «культуре»; к человеческим качествам – любви, заботе о ближнем, уму и т.д.).
  7. Докажите афористичность лексики комедии.
  8. Решите, кто же одержал победу в социально – политическом конфликте. Обратите внимание на название произведения. Как решается проблема ума?

 

Домашнее задание.

 

  1. Ознакомьтесь с афишей к комедии. Проанализируйте её.
  2. Прочитайте I действие пьесы.
  3. Проанализируйте по группам характеры 1) Фамусова, 2) Софии, 3) Чацкого, 4) Молчалина, 5) московского дворянства.

 

Анализ афиши комедии «Горе от ума». Особенности сюжета и конфликта комедии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: