Социально-экономическая сущность и признаки финансов и финансовых отношений




Финансы представляют собой систему экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов в процессе создания национального дохода. Уже в самом определении заложены основные отличительные черты финансовых отношений: 1. они носят исключительно денежный характер; 2. материальным источником денежных фондов является национальный доход; 3. финансовые отношения связаны с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов. Финансы являются основным инструментом расширенного воспроизводства в рамках национальной экономики, при этом роль государственных и частных финансов в данном процессе равнозначна. К ключевым финансовым инструментам воздействия на воспроизводственный процесс относят: социальные расходы, инвестиции, снижение налоговой нагрузки, создание льготных условий для производственного инвестирования, повышение уровня собираемости налогов, минимизация государственных заимствований, снижение неплатежей и неденежных форм расчетов.

Важнейшие свойства финансов определяются как их признаки.

Основные признаки финансов выражаются в следующем:

1) финансы выступают в качестве денежных отношений, возникающих по поводу образования, распределения, использования, перераспределения и накопления денежных средств;

2) распределительный характер денежных отношений связан с движением реальных денег;

3) движение денежных средств имеет, как правило, односторонний (однонаправленный) характер;

4) финансы как денежные отношения имеют форму централизованных и децентрализованных денежных средств;

5) финансы выступают в качестве необходимого механизма (через налоги и государственное финансирование) воспроизводственного процесса в экономике;

6) финансы являются одним из инструментов государственного управления, обеспечивающим выполнение государством его функций и задач.

Материально-вещественным воплощением финансов являются финансовые ресурсы, под которыми следует понимать часть денежных ресурсов, находящихся в распоряжении государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов и используемых ими для решения задач расширенного воспроизводства, удовлетворения социально-культурных потребностей, выполнения иных функций и задач. Использование финансовых ресурсов происходит с учетом целей и задач того уровня, на котором происходит их формирование и использование. Для государства такими функциями будут финансирование расходов на образование, здравоохранение, содержание административного аппарата, оборона, поддержание внешнеэкономической деятельности, капитальное строительство инфраструктурных объектов и т.д. Во внебюджетных фондах финансовые ресурсы используются на финансирование пенсий и социальных пособий для различных групп граждан, системы социального обеспечения страны. Некоммерческие организации используют имеющиеся в их распоряжении ресурсы для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и иных целей, не связанных с получением прибыли, в отличие от коммерческих организаций.


2. Функции финансов

Основными функциями финансов являются:

1) функция распределения и перераспределения национального дохода на федеральном, региональном и местном уровнях в форме межтерриториального, межотраслевого, внутриотраслевого и внутрихозяйственного движения финансов;

2) контрольная функция финансов, обеспечивающая проверку соблюдения законодательства в области финансов и выполнение финансовых обязательств;

3) регулирующая функция финансов, состоящая в организации финансовых отношений и в воздействии государства на развитие экономики посредством финансовых рычагов.

Воспроизводственная функция обеспечивает постоянство кругооборота средств, как в рамках страны, так и в рамках каждого предприятия.

К этой функции финансов относится регулирование темпов и пропорций развития экономики, изменений ее отраслевой и территориальной структуры, финансы способствуют воспроизводству отраслей непроизводственной сферы.

Контрольная функция финансов обеспечивает согласование финансовых интересов субъектов финансовых отношений и становится возможной, поскольку движение всех ценностей и ресурсов в экономике получает свое выражение в денежной форме и отражается в виде денежных показателей.

Контрольная функция финансов проявляется в контроле над распределением стоимости общественного продукта на различных стадиях его движения по соответствующим фондам и за расходованием их по целевому назначению.

Контрольная функция реализуется через механизм финансового контроля.

Основу контрольной функции финансов составляет контроль за движением финансовых ресурсов. Благодаря ей можно определить, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, насколько экономно и эффективно они используются и т.д. Распределительная и контрольная функции — это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Распределительная функция финансов связана с распределением стоимости произведенного общественного продукта, формированием у субъектов хозяйственной жизни доходов и накоплений, с созданием фондов денежных средств. Распределение осуществляется в процессе хозяйственной деятельности в соответствии с тем вкладом, который вносит в создание стоимости продукта тот или иной фактор производства, а финансы, опосредуя этот процесс, обеспечивают образование, распределение и использование доходов и накоплений.

В ходе создания и реализации продукции производятся затраты, создаются и распределяются доходы среди участников хозяйственной деятельности. Денежные ресурсы, задействованные в этом процессе в качестве затрат и доходов, получают свое выражение в виде финансовых потоков, движение которых встроено в процесс хозяйственной деятельности.

Конечным результатом хозяйственной деятельности в масштабах страны является валовой внутренний продукт, который характеризует объем конечной продукции (товаров и услуг), созданной в масштабах всей экономики. С точки зрения финансовых показателей в него входят величина амортизации, зарплаты и прибыли.


3. Финансовая система РФ

Финансовая система в целом – это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, участвующих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Финансовая система включает в свой состав сферы централизованных и децентрализованных финансов, основным признаком выделения которых является характер образуемых денежных фондов.

В составе финансовой системы присутствуют централизованные финансы (государственные финансы, муниципальные финансы) и децентрализованные финансы (финансы организаций и финансы домашних хозяйств). Государственные и муниципальные финансы представлены: федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, муниципальными бюджетами и внебюджетными фондами (Пенсионным фондом, Фондом обязательного медицинского страхования, Фондом социального страхования).

Основу финансовой системы составляют централизованные финансы, где формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства.

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества. Децентрализованные финансы — это денежные средства хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств.

Финансовая система как форма организации денежных отношений включает три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов:

•государства и органов местного самоуправления;

•хозяйствующих субъектов;

•населения.

Каждая из подсистем имеет специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов, собственное функциональное назначение и финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.

Финансовые подсистемы можно также рассматривать в разрезе отдельных звеньев институциональной структуры общества: финансы властных структур, финансы самодеятельных субъектов экономической сферы.

Финансы властных структур включают в себя государственные и муниципальные финансы. Они отражают формирование доходов и расходов органов государственной власти: федеральных, субъектов РФ и местного самоуправления. Таким образом, в целом финансы властных структур являются трехуровневыми, т. е. состоят из федеральных, региональных и местных финансов. На каждом уровне формируется соответствующий бюджет. Местные финансы подразделяются на финансы отдельных типов поселений, районов.

Федеральный бюджет РФ — важнейшее звено финансовой системы страны. Федеральный бюджет отражает доходы и расходы, органически связанные с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства. Аналогичную структуру имеют региональные и местные бюджеты.

Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Финансы властных структур включают также внебюджетные фонды, которые создаются федеральными и региональными органами государственной власти, а также органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, расходуемых по строго целевому назначению. В составе государственных внебюджетных фондов представлены: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

Финансы властных структур включают в себя также государственный кредит. Под ним понимаются кредитные отношения между государством, юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в основном в качестве заемщика. Финансы самодеятельных субъектов экономической сферы состоят из финансов коммерческих организаций, финансов некоммерческих организаций и финансов населения (или домашних хозяйств).

Несмотря на значительную долю государственного сектора в экономике любого государства, и России в том числе, ведущую роль в создании валового внутреннего продукта играют, тем не менее, финансы коммерческих предприятий.

Финансы коммерческих предприятий – это система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов отдельных хозяйствующих субъектов в процессе осуществления хозяйственной деятельности направленной на получение прибыли, как основной цели деятельности. Роль финансов коммерческих организаций в функционировании финансовой системы страны заключается в том, что они являются: основным источником образования централизованных денежных фондов; главным направлением регулирующих действий государственных органов власти; ведущим источником образования финансовых ресурсов домашних хозяйств; основой для организации непрерывного процесса удовлетворения общественных потребностей; ключевым звеном в распределении и потреблении произведенного валового продукта.

Финансы некоммерческих организаций это отношения, связанные с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов в процессе реализации социальных, общественных, образовательных, религиозных и иных задач, не связанных с извлечением прибыли. Предпринимательскую деятельность некоммерческая организация может осуществлять лишь в рамках решения поставленных перед ней задач.

Финансы домашних хозяйств – система формирования и использования денежных доходов отдельных групп лиц, проживающих в одном помещении и ведущих общее хозяйство в целях совместного потребления и накопления. Специфика финансов домашних хозяйств состоит в том, что эта сфера финансовых отношений в наименьшей степени регламентирована государством, которое обладает небольшим инструментарием их регулирования.

Финансы индивидуальных предпринимателей совмещают в себе особенности финансов коммерческих организаций и личные финансы, при этом акцент смещается в сторону коммерческих финансов, поскольку деятельность индивидуальных предпринимателей связана, в первую очередь, с коммерческой деятельностью, направленной на получение прибыли на свой страх и риск.


4. Содержание и направления финансовой политики государства, принципы ее формирования

Финансовая политика является структурным элементом системы управления финансами. От нее зависит эффективность использования финансовых отношений в экономике. Финансовая политика призвана обеспечивать реализацию целей и задач социально-экономической политики государства.

Под финансовой политикой понимают систему мер органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов в области формирования, распределения и использования, обеспечивающую реализацию целей и задач в области социально-экономического развития страны, территорий и субъектов хозяйствования.

Объектами финансовой политики являются финансовые ресурсы, доходы и расходы государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов. Субъектами финансовой политики выступают органы законодательной и исполнительной власти (в отношении государственной и муниципальной финансовой политики), собственники и органы управления хозяйствующих субъектов (в отношении финансовой политики хозяйствующих субъектов).

Концепция финансовой политики – это совокупность основополагающих целей, задач, приоритетов и способов управления финансами, составляющих методологию финансового обеспечения концепции экономической политики государства (муниципальных образований) и хозяйствующих субъектов. Концепция финансовой политики, как правило, носит долгосрочный характер, но она в значительной степени зависит от стадии экономического цикла, на которой находится экономика страны (территории, отрасли) и хозяйствующего субъекта. Концепция финансовой политики конкретизируется путем определения финансовых форм и методов ее реализации.

По сферам финансовой системы выделяют государственную (муниципальную) и корпоративную финансовую политику. По функциональному признаку финансовая политика государства (муниципальных образований) и хозяйствующих субъектов делится на доходную, расходную и контрольную. Они связаны между собой так же, как и функции финансов, но вместе с тем имеют и относительно самостоятельное значение.

Доходная финансовая политика представляет собой совокупность мер в области формирования доходов государства, муниципалитетов и хозяйствующих субъектов. Этот тип финансовой политики предполагает методологическое обоснование и создание условий эффективного выполнения финансами функции формирования доходов в экономике. Концепция доходной политики предусматривает оценку и определение направлений развития доходного потенциала субъектов с учетом изменений внешней и внутренней среды.

Расходная финансовая политика предполагает разработку концепции, стратегии и тактики использования государственных, муниципальных и частных финансовых ресурсов и доходов.

Государственная и частная контрольная финансовая политика направлена на реализацию контрольной функции финансов, на обеспечение условий реализации доходной и расходной политики.

По характеру целей финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия включает в себя крупномасштабные, долговременные цели и задачи финансовой политики, которым подчинены все структурные элементы последней и которые оказывают существенное влияние на развитие страны или хозяйствующего субъекта. Финансовая тактика (государственная и хозяйствующих субъектов) конкретизирует финансовую стратегию и определяет конкретные пути и меры по реализации финансовой политики на определенном этапе. Финансовая тактика, как привило, рассчитана на кратковременный период (не более года).


5. Финансовый механизм и его использование в реализации государственной финансовой политики

Финансовый механизм представляет собой совокупность элементов, форм, методов и инструментов формирования и использования финансовых ресурсов, государственных и частных доходов, призванную обеспечить полноценное функционирование системы финансов и реализацию финансовой политики государства, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов.

В соответствии с делением общей системы финансов на государственные (муниципальные) и частные финансы следует различать механизмы приведения в действие государственных (муниципальных) и частных финансов. Они различаются между собой формами, методами и инструментами управления финансовыми ресурсами. Государственный финансовый механизм, его элементы, формы, методы и инструменты жестко регламентируются нормами публичного финансового права. Финансовый механизм хозяйствующих субъектов отличается более мягкой регламентацией элементов нормами финансового права, относительной свободой выбора хозяйствующими субъектами форм, методов и инструментов управления финансовыми ресурсами, доходами и расходами.

Элементами финансового механизма выступают финансовое планирование, регулирование и контроль. Каждому из названных элементов механизма управления финансовыми отношениями присущи свои финансовые формы, методы и инструменты. Финансовые методы и инструменты зачастую называют финансовым инструментарием, имея в виду их единство и целостность в структуре финансового механизма.

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий. Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. Директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений - агент государства (финансы государственных предприятий).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные «правила игры» в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает обязательный порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, предприятие самостоятельно определяет направления их использования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-08-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: