Философское и религиозное мировоззрение




Религиозное мировоззрение Философское мировоззрение

Проверка таблицы должна закончиться выводом, который делается классом при помощи учителя, для чего он задает следующие вопросы:

1. Какую роль в жизни человека играет религия?

2. Какую роль в жизни человека играет философия?

3. Что общего и в чем отличия религиозного и философского мировоззрений?

В результате обсуждения устанавливается и записывается следующий вывод: религия и философия пытаются понять и объяснить устройство мира. И если религиозное сознание рассматривает данные человеку знания о мире как откровение от сверхчеловеческого существа, Бога, то философы пытаются понять и объяснить устройство мира без обращения к высшим силам.

После того как вывод будет сформулирован и записан в тетрадях, учитель приступает к дальнейшему объяснению подпараграфов «Академия и академики» и «Человек — это звучит гордо!». Для активизации интеллектуальной деятельности во время слушания можно предложить учащимся составить план изложения нового материала учителем.

В конце урока школьникам предлагается выполнить задания 5 и 7 к § 55 учебника (если времени на уроке на эту работу не хватит, можно предложить ее выполнить дома).

Ответы на вопросы и задания к § 55 учебника

2. Раньше родился Сократ, Платон был учеником Сократа.

5. Ксенофан порицает излишнее, как он считает, поощрение государством победителей спортивных состязаний. Но древнегреческое государство (как и любое другое) было заинтересовано в поощрении таких состязаний, поскольку для защиты страны требовались сильные и здоровые мужчины.

6. Я — мир: принципиальная схема философского отношения к миру.

В случае религиозного мировоззрения: Я — Бог (религиозный авторитет) — мир.

7. Декарт, Лейбниц — в области математики.

§ 56. Нравственность в обществе

Цель урока: а) выяснить причины существования общечеловеческих норм нравственности; б) раскрыть значение норм морали в человеческом обществе.

Продолжается тема духовной культуры человечества, однако в отличие от философии проблему нравственности школьники знают лучше. Кроме того, у них уже сформированы свои представления о добре и зле. Однако на уроке вряд ли имеет смысл устраивать дискуссию по поводу представлений о добре и зле. Думается, будет лучше посвятить это время выяснению того, что объединяет людей Земли.

Организация деятельности учащихся на уроке может быть любая: индивидуальная, парная и групповая.

Один из вариантов урока по данной теме предложен ниже.

Учитель на доске или на листе бумаги (так, чтобы было видно всему классу) выписывает нравственные нормы, представленные в священных книгах различных конфессий: если есть возможность, то желательно сделать это до урока.

1. «Не делайте другим того, что было бы больно вам, если бы сделано было вам» — брахманизм (Махабхарата).

2. «Не причиняйте другим того, что самим кажется больно» — буддизм (Удана-Варга: 5, 18).

3. «Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своему того же, чего желает себе» — ислам (Сунна).

4. «Что ненавистно вам, не делайте ближнему своему» — иудаизм (Талмуд, Шаббат, 31 а).

5. «Не делайте другим того, чего не хотите, чтобы они делали вам» — конфуцианство (Аналекты, ХV, 23).

6. «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» — христианство (Новый Завет. Евангелие от Матфея: 7, 12).

Учитель читает вслух названные нравственные правила и предлагает школьникам подумать:

1. Какая идея объединяет эти наставления?

2. Чем можно объяснить их появление?

3. Что можно сказать о людях Земли на основании факта существования этих наставлений?

На подготовку ответов следует отвести не более 5 мин.

Основной мыслью означенных наставлений является идея о зависимости людей друг от друга, о том, что благополучие каждого человека во многом зависит от честности и порядочности других людей.

Обреченные жить среди себе подобных, люди обнаружили зависимость между тем, как они относятся друг к другу, и благополучием общества и каждого отдельного человека. Единственный путь избежать зла — не делать зла другим. Несмотря на разность культур (природных условий, образа жизни, многих традиций, обычаев, религиозных представлений), жизнь в обществе привела к появлению нормы, которая стала универсальной, а следовательно, законом, обеспечивающим выживание общества и человека.

Таким образом, ответы на все три вопроса пронизывает одна общая идея — недопустимость нарушения норм общежития. Подводя итог обсуждения, учитель подчеркивает: 1. Это правило называют золотым правилом нравственности. 2. Оно является основой для всех остальных норм общежития.

Далее необходимо разобраться с тем, какую роль выполняет нравственность в обществе. С этой целью проводится беседа, нить которой удерживает учитель, задавая последовательно следующие вопросы: 1. Как вы думаете, что в этой норме позволяет считать ее основой для всех остальных норм? 2. Какие правила общежития можно вывести из этой нормы? 3. Каких поступков по отношению к себе мы ждем от других людей и какие поступки вызвали бы наше недовольство, возмущение?

Выяснив, что речь идет о добре и зле, учитель говорит о том, что нормы нравственности призваны регулировать отношения между людьми путем осуждения, отрицания одних поступков и поощрения других, называя одно злом, а другое добром. Именно это отношение заставляет людей воздерживаться от неблаговидного поведения по отношению к другим людям.

Представления о нормах нравственности, о том, что такое добро и зло, ребенок начинает получать в раннем возрасте, в семье. Именно семья дает первые представления о том, за что будут хвалить, а за что порицать. Эти нормы ребенок усваивает, слушая сказки, песни, стихотворения. Учитель обращает внимание школьников на то, что в детстве, читая сказки разных народов мира, они прекрасно понимали их. У арабского, французского, русского, японского ребенка одни и те же герои вызывали сочувствие, сострадание, радость победы, ожидание счастливого конца. Именно сказки, народное творчество показывают, что народы мира едины в своем понимании добра и зла, и именно эта общность свидетельствует о том, что есть основа для взаимопонимания всех людей планеты.

Желательно в процессе обсуждения нарисовать следующую схему:

По окончании беседы учитель предлагает прочитать два подпараграфа учебника: «Почему аборигены съели Кука» и «Нравственность на страже семьи и общества», а затем письменно ответить на вопрос 3 в конце параграфа.

Ответы на вопросы и задания к § 56 учебника

1. На древнегреческом языке — этика, на латыни — мораль.

3. Общечеловеческие нравственные нормы существуют, хотя и далеко не все люди им следуют. «Общее» здесь не в том смысле, что все ведут себя так или иначе или должны так себя вести. Общечеловеческие нормы нравственности выражают некий минимальный уровень нравственности, который позволяет людям разных культур, религий, традиций общаться, и их основа — в родовом единстве человечества, всех людей.

4. Национальные святыни являются предметным выражением моральных качеств патриотизма, гражданственности, проявленных в свое время нашими предками в борьбе за независимость и достоинство нашего государства, в служении ближним, благотворительности.

5. Зло на себя замышляет, кто зло на другого замыслил.

6. Учащиеся отвечают самостоятельно.

7. Русские и другие народные сказки; классическая литература — А. Н. Островский, Н. С. Лесков, Ф. М. Достоевский и др.

§ 57. Художественная культура

Цель урока: а) способствовать более глубокому осмыслению понятия «духовная культура»; б) показать особенности освоения мира в художественной культуре.

Форма проведения урока может быть любая: индивидуальная, парная, групповая работа.

В начале урока учитель напоминает о том, что на прошлых уроках учащиеся познакомились с такими способами освоения мира человеком, как философия, религия, нравственность. Сегодня им предстоит разобраться еще с одним способом освоения мира — художественной культурой. После такого краткого вступления учитель зачитывает отрывок из произведения Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне» (с. 262 учебника), дает прослушать небольшой фрагмент классического музыкального произведения. Если есть видео, то можно показать фрагмент кинофильма и т. д.1. Подобное иллюстративное начало урока позволит (после прослушивания, просматривания и т. д.) задать школьникам примерно такие вопросы: 1. Можете ли вы рассказать, что происходило с вами во время прослушивания, просматривания этих произведений искусства? 2. С помощью чего, каких средств авторы произведения добивались такого эффекта восприятия? (На подготовку ответа на вопрос не следует отводить более 3 мин.)

Внимание! Ответ на первый вопрос дается только добровольно. Ни в коем случае не заставляйте школьников отвечать, если они сами не выказывают желания поделиться своими ощущениями. Как показывает опыт, желающие обычно находятся. Но если вдруг таковые сразу не появятся, то учитель может простимулировать выступления школьников, рассказав о своих ощущениях. Подобная позиция учителя не только поможет «разговорить» учащихся, но и создаст обстановку доверия, сотрудничества, сопереживания.

В процессе обсуждения выясняется, что: а) художественные произведения воздействуют на органы чувств, вызывают различные эмоции и мысли; б) автор произведения искусства воздействует на наши органы чувств путем создания художественного образа.

Поскольку о художественной культуре школьники уже имеют определенные представления (литература, история), учитель может предложить им ответить на ряд вопросов: 1. Когда появилась художественная культура? 2. Какова была роль искусства в период его возникновения? 3. Как и в связи с чем изменилась роль искусства в жизни человека? 4. Какие виды искусства вам известны? Чем они отличаются друг от друга? Чем можно объяснить многообразие видов искусства? 5. Какие художественные стили вам известны? Чем можно объяснить разнообразие художественных стилей?

(Для подготовки ответов отводится 10—12 мин.)

Желательно, чтобы свои предположения учащиеся записали в одной части тетрадного листа, а другую оставили для уточнений, которые могут появиться во время обсуждения. Перед началом обсуждения напомните, что во время высказываний товарищей по классу или одной из групп (если работа групповая) необходимо отмечать те пункты подготовленного ответа, которые уже названы и совпадают с вашим предположением, с тем чтобы не повторяться.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: