Терминологическое поле научной проблемы




Семинар 1. Методология научного исследования

Вопросы:

1. Уровни методологических оснований научного исследования.

2. Методологические принципы исследования: понятие, проявления (системности, историзма, детерминизма, соответствия, всесторонности).

3. Понятийный аппарат и стратегия научного исследования.

 

Задание:

1. Выполнить сравнительный анализ содержания терминов «идея», «теория», «концепция», «парадигма». Результаты оформить в виде таблицы:

 

  Определение Основные свойства Пример
Идея      
Концепция      
Теория      
Парадигма      

 

 

Литература

1. Богомолова Т. Ю., Дизайн исследования в социальных науках: подходы и реализация // IV Очередной Всероссийский социологический конгресс «Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие». Круглый стол 18. Дизайн исследования: вне риторики. - Уфа, 2012. – С.8640 – 8654.

2. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования: учебное пособие. - М.: Академический Проект: Мир [Фонд], 2005. - 352 с.

3. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академия, 2005. - 368 с.

4. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студентов пед. вузов. - М.: Академия, 2005. - 208 с.

5. Ильина Н.Ф. Методология и методика научных исследований: учебно-методическое пособие – Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2012 – 98 с.

6. Исследовательская деятельность студентов: Учеб. пособие / Авт.-сост. Т.П. Сальникова. – М., 2005.

7. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап: учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2006. - 394 с.

8. Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформление. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К°, 2008. - 457 с.

9. Лубовский Д.Б. Введение в методологические основы психологии: Учеб. пособие. – М.; Воронеж, 2005.

10. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Либроком, 2010 – 280 с.

11. Улановский А.М. Качественные исследования: подходы, стратегии, методы // Психологический журнал. – 2009. – Т.30. - №2. – С.18 - 28

12. Федотова Г.А. Методология и методика психолого-педагогических исследований: Учеб. Пособие. – Великий Новгород, 2006. – 112 с.

13. Философия науки: общие проблемы познания; Методология естественных и гуманитарных наук: Хрестоматия: учеб. пос. / отв. ред.-сост. Л.А. Микешина. - М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. - 992 с.

14. Харченко В.К. Как заниматься наукой. - Белгород: Белгородская обл. типография [ОАО], 2006. - 223 с.

 

Интернет-ресурсы:

https://soc-research.info

https://dis.finansy.ru/

Семинар 2. Разработка методологического аппарата исследования

Вопросы:

1. Технология определения цели и задач исследования.

2. Технология определения объекта и предмета исследования.

3. Технология формулирования гипотезы исследования.

4. Технология определения научной новизны, теоретической и практической значимости исследования.

 

Задание:

1. Разработать проект методологического аппарата исследования (проблема выбирается магистрантом самостоятельно). Оформить в виде презентации.

 

Литература:

1. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования: учебное пособие. - М.: Академический Проект: Мир [Фонд], 2005. - 352 с.

2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студентов пед. вузов. - М.: Академия, 2005. - 208 с.

3. Ильина Н.Ф. Методология и методика научных исследований: учебно-методическое пособие – Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2012 – 98 с.

4. Исследовательская деятельность студентов: Учеб. пособие / Авт.-сост. Т.П. Сальникова. – М., 2005.

5. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап: учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2006. - 394 с.

6. Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформление. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К°, 2008. - 457 с.

7. Лубовский Д.Б. Введение в методологические основы психологии: Учеб. пособие. – М.; Воронеж, 2005.

8. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Либроком, 2010 – 280 с.

9. Улановский А.М. Качественные исследования: подходы, стратегии, методы // Психологический журнал. – 2009. – Т.30. - №2. – С.18 - 28

10. Федотова Г.А. Методология и методика психолого-педагогических исследований: Учеб. Пособие. – Великий Новгород, 2006. – 112 с.

11. Харченко В.К. Как заниматься наукой. - Белгород: Белгородская обл. типография [ОАО], 2006. - 223 с.

 

Интернет-ресурсы:

https://www.аспирантура.рф

https://cito-web.yspu.org

https://cyberleninka.ru/

www.methodolog.ru


 

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Терминологическое поле научной проблемы

Вопросы:

1. Терминологический метод и терминологический анализ: понятие, специфика применения в исследовании.

2. Понятийная карта предметной области и методика ее построения.

 

Задание:

1. Определить тезаурус проблемы диссертационного исследования.

2. Разработать на основе полученного тезауруса понятийную карту проблемы, оформить ее в виде презентации.

 

Литература:

1. Аммосова Н.В., Зелинская Г.А. Понятийные карты как средство понимания учебных материалов в вузе // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2009. Т. 15. № 4. С. 67-75.

2. Бершадский М.Е. Психолого-педагогические основания метода карт понятий // Школьные технологии. 2010. № 1. С. 84-89.

3. Богданова Е. Л., Богданова О. Е. Развивающий потенциал метода построения когнитивных карт в условиях образовательной практики высшей школы // Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. №353. С.161-165.

4. Гаврилова Т.А., Лещева И.А., Страхович Э.В. Об использовании визуальных концептуальных моделей в преподавании // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8: Менеджмент. 2011. № 4. С. 124-150

5. Зелинская Г.А., Зелинский М.М. Структурирование учебных материалов на основе понятийных карт // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2008. Т. 5. № 5. С. 43-47.

6. Титова Е.В. Терминологический анализ как метод и задача исследования. // Письма в Эмиссия. Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters): электронный научный журнал. – Июнь 2010, ART 1425. - CПб., 2010г. - URL: https://www.emissia.org/offline/2010/1425.htm. – Гос.рег. 0421000031. - ISSN 1997-8588.

 

Интернет-ресурсы:

https://bershadskiy.ru

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: