Виды государственной службы
Виды государственной службы обусловлены специализацией, которую определяют цели, уровень и функции соответствующих органов. Под этим понятием понимается особая профессиональная работа, направленная на обеспечение предоставленных законом полномочий аппарату власти.
Различные виды государственной службы возникли в связи с устройством РФ, имеющим федеративный характер. На эти разграничения повлияло также разделение властей и особенности различных секторов и сфер, относящихся к исполнительному аппарату.
По принципам федерализма различают следующие виды государственной службы РФ:
служба субъектов государства, которые находятся в его ведении;
федеральная.
Совместным ведением государства и его субъектов являются только кадры, относящиеся к правоохранительным и судебным органам.
Также подразделяют виды государственной службы на:
гражданскую;
общеадминистративную;
специализированную;
правоохранительную;
военную;
войсковую;
военизированную.
Госслужба обладает многоцелевым функциональным характером. Ее основной задачей является обеспечение исполнения всех полномочий, которые возложены на аппарат управления обществом. Именно это многообразие функций диктует специализацию и дифференциацию профессиональной служебной деятельности государственных органов. Глубокое понимание структуры этого механизма способствует решению проблемы модернизации и совершенствования работы всех его подразделений с целью повышения эффективности их функционирования.
Виды государственной службы, которые классифицируются в зависимости от типа власти, можно разделить на несколько категорий. К ним относят:
парламентскую службу;
работу исполнительных органов (правительственную);
судебную деятельность.
Различные элементы структуры государственной службы обладают специфическими особенностями и функциональными возможностями, которые зависят от предмета деятельности и компетенции соответствующего аппарата власти.
К управленческим или общеадминистративным органам относят:
службу Президента и его Администрации;
парламентские органы;
правительственную службу;
исполнительные органы.
Вид государственной службы, являющийся специализированным, решает задачи по реализации особых полномочий. Они предоставляются служащим со специфической профессиональной подготовкой. Как правило, их целью является регулирование определенной однородной деятельности. Служба в специализированных государственных подразделениях относится к гражданскому виду. Деятельность таких госорганов основана на правовых актах, которые издаются для их функционирования. К ним можно отнести:
дипломатическую службу;
налоговые органы;
правозащитный аппарат;
службу контроля и надзора;
финансово-кредитные госорганы;
гражданскую службу, являющуюся альтернативной;
избирательные комиссии.
Понятие и виды государственной службы со специальными компетенциями и функциями включают в себя также органы, которые решают правоохранительные задачи. Их деятельность основана на применении мер воздействия юридического характера, которые соответствуют действующему законодательству. Такая служба осуществляется в органах:
суда;
прокуратуры;
налоговой полиции;
внутренних дел;
таможни;
юстиции;
нотариальной службы.
По своей специфике к правоохранительной службе тесно примыкает военная. Это особый вид, отличающийся от гражданской рядом особенностей:
условиями труда, сопряженными с риском;
специфическими профессиональными особенностями;
должностными обязанностями, в основе которых - защита здоровья и жизни граждан, а также обеспечение их безопасности;
наличие дисциплинарного устава;
особыми условиями приема на службу и порядком ее прохождения.
Должность государственной службы: понятие, категории, группы
В каждом органе государства наряду с организационно и юридически значимыми действиями осуществляются разного рода материально-технические, финансовые и другие операции по обеспечению данных действий и многосторонних взаимосвязей соответствующего органа с другими органами. Определенный по характеру, содержанию и объективному выражению
Согласно Закону о государственной службе должность и рабочее место в аппарате в зависимости от содержания их функций, источников полномочий и способа занятия данных должностей подразделяются на административные и вспомогательные (ст. 10). Административные должности - это должности руководителей аппаратов и подразделений государственных органов 1 - 7 категорий, их заместителей, а также должности специалистов, занятых на государственной службе. Должность как организационно-правовая категория присуща только служащим: другие группы населения работают по специальности. Поэтому не следует отождествлять понятие должности с понятием специальности, определяющим наличие специальных знаний и навыков.
Определение понятия государственного служащего имеет большое практическое значение. В Законе государственная служба не распространяется на работников учреждений, находящихся в подчинении соответствующих органов исполнительной власти. Вопросы, связанные со службой данных работников, регулируются Трудовым кодексом.
В литературе вопрос классификаций государственных служащих получил достаточно широкое освещение. Во многих работах понятия "классификация должностей" и "классификация служащих" отождествляются. Причем там, где ставится задача классифицировать служащих, речь идет по сути дела о классификации в зависимости от занимаемых должностей. Классификация служащих - понятие более широкое.
Существуют различные классификации государственных служащих: по административно-правовым критериям - представители власти, должностные лица, технические исполнители; по функциональным критериям - руководители, специалисты, технические исполнители. Понятие должностного лица является одним из важных в юридической науке. В Законе о государственной службе должностным лицом является государственный служащий, занимающий административную должность и получающий властные полномочия (ст. 14.2). Должностные лица подразделяются на: руководителей государственных органов, функциональных работников, специально уполномоченных представителей власти.
Принципы государственной службы. К общим принципам организации и функционирования государственной службы относятся: принцип законности; установления пределов компетенции законодательных, исполнительных органов и органов судебной власти; принцип подконтрольности и подотчетности решений государственных органов и должностных лиц, принятых в пределах их компетенции, обязательности соответствующих решений для нижестоящих государственных органов и должностных лиц; принцип обязанности всех граждан и должностных лиц исполнять законные требования государственных служащих и защищать их законные действия; принцип открытости и поступления на государственную службу; принцип поступления граждан на государственную службу на основе конкурса; принцип равноправия граждан в занятии той или иной должности государственной службы в соответствии со своими способностями, успехами по службе и профессиональной подготовленностью;равноправия государственных служащих независимо от расы, национальности, языка, пола, социального происхождения, семейного, имущественного и служебного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других причин, не относящихся к деловым качествам служащих; принцип экономичного использования потенциала государственных служащих, ротации в целях повышения их служебного и профессионального уровня; принцип социальной и правовой защищенности государственных служащих, обеспечения для них и их семей достойного уровня жизни; принцип ответственности государственного служащего за выполнение им служебного долга, а также ответственности государственного органа за действия государственного служащего.
Все эти принципы можно объединить в четыре группы принципов: законность, демократизм, профессионализм, социально-правовая защищенность