Гражданское законодательство и сфера туризма




Тема: Проблемы и перспективы правового регулирования туроператорской деятельности

Гражданское законодательство и сфера туризма

Туризм как социально- экономическое явление.(Студенты характеризуют рольи значение туризма).

Гражданский кодекс РФ как основной закон рыночной экономики. Основные начала (принципы) гражданского законодательства, базирующихся на положениях Конституции РФ и закрепленные в Гражданском кодексе (21 октября 1994).

Гражданское право (ГП) – система правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Принципы – закрепленные в правовых актах общеобязательные положения, идеи, начала, которые пронизывают все гражданское право, выражают тенденции развития и потребности общества и характеризуют гражданское право в целом. Это:

- юридическое равенство участников;

- неприкосновенность собственности, принудительное отчуждение допускается только в установленных законом случаях;

- недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, принцип ориентирован в основном на защиту от действий публичной власти;

- свобода договора: лицо самостоятельно выбирает партнера по договору, стороны свободны при заключении договора и определении его условий;

- принцип диспозитивности (т.е. самостоятельности и инициативы) в реализации своих прав и несении риска от участия в гражданском обороте;

- принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, их восстановления и защиты;

- недопустимость злоупотребления правом, в частности, действий, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу.

Определения понятия «предпринимательская деятельность, субъекты предпринимательства в сфере туризма. Признаки туристской организации как юридического лица.

Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК РФ.

 

Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.

 

Выделяют некоторые признаки предпринимательской деятельности.

 

1. Систематичность, то есть осуществление предпринимательской деятельности в течение определенного периода. Однако законодатель не определяет четких критериев систематичности. Поэтому для квалификации деятельности как предпринимательской применяют такие критерии, как:

 

- доля прибыли от осуществления предпринимательской деятельности в общих доходах лица;

 

- размеры прибыли;

 

- получение ее определенное количество раз за какой-либо отчетный период и др.

 

2. Самостоятельность, которая включает в себя две составляющие:

 

а) организационная самостоятельность - возможность самостоятельно принимать решения в процессе предпринимательской деятельности (волевой характер);

 

б) имущественная самостоятельность - наличие у предпринимателя обособленного имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Рисковый характер предпринимательской деятельности. Риск (от лат. risco – «отвесная скала») - вероятность неполучения запланированного или ожидаемого положительного результата.

 

3. Самостоятельная имущественная ответственность предпринимателя. Пределы такой ответственности зависят от организационно-правовой формы осуществления предпринимательской деятельности.

 

4. Легализованный характер. Наличие специального субъекта (предпринимателя) т.е. лица, зарегистрированного в этом качестве в установленном законом порядке. Предпринимательская деятельность может осуществляться только лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации является правонарушением (ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ); ст. 171 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ)).

 

5. Направленность на систематическое получение прибыли. Под прибылью понимают доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом важна именно цель деятельности лица, а не факт получения прибыли. Деятельность, направленная на получение прибыли, но приносящая убытки, также является предпринимательской.

 

6. Извлечение дохода от определённой деятельности: продажи товаров, оказание услуг, выполнение работ, получения доходов от использования имущества (например сдача помещения в аренду) и объектов интеллектуальной собственности предпринимателя.

 

7. Профессионализм - признак, предполагающий наличие у предпринимателя определенных знаний и навыков. В настоящее время такое требование закреплено в отношении далеко не всех видов предпринимательской деятельности (в основном наличие определенного образования требуется при осуществлении лицензируемых видов деятельности). Однако в качестве обязательного он указан в законодательстве Германии, Франции и др.

 

Виды предпринимательской деятельности классифицируются:

 

- по форме собственности, на базе которой осуществляется предпринимательская деятельность: частная, государственная, муниципальная;

 

- по количеству участников: индивидуальная, коллективная;

 

- по характеру деятельности: производство товаров, оказание услуг, выполнение работ и др.

Студентам охарактеризовать виды предпринимательства в туризме.

2. Правовое и организационное регулирование туристской деятельности

Определение понятия «туристская деятельность». Структура отечественного законодательства о туризме. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 30 июля 2010 г.) как основа российского туристского законодательства. Основные понятия, закрепленные в законе о туризме и их правовое значение. Классификация основных видов туризма, установленных законом. Законодательные понятия «туроператорская деятельность», «турагенстская деятельность», «тур» и «туристический продукт».

 

Глава I. Общие положения

Глава II. Государственное регулирование туристской деятельности

Глава III. Права и обязанности туриста

Глава IV. Особенности формирования, продвижения и реализации туристского продукта

Глава V. Объединения туроператоров и турагентов, объединения туристов

Глава VI. Туристские ресурсы Российской Федерации

Глава VII. Безопасность туризма

Глава VIII. Международное сотрудничество

Глава VIII.1. Государственный надзор в сфере туристской деятельности

Глава IX. Заключительные положения

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;

туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;

туризм внутренний - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;

туризм выездной - туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;

туризм въездной - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;

туризм международный - туризм выездной или въездной;

туризм социальный - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей;

туризм самодеятельный - туризм, организуемый туристами самостоятельно;

турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;

туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;

туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников;

туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;

туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор);

турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент);

заказчик туристского продукта - турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста;

формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие);

продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое);

реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором;

экскурсант - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика;

экскурсовод (гид) - профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания;

гид-переводчик - профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания;

инструктор-проводник - профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов;

экстренная помощь - действия по организации эвакуации туриста из страны временного пребывания (в том числе оплата услуг по перевозке и (или) размещению), осуществляемые объединением туроператоров в сфере выездного туризма в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Иные нормативо-правовые акты субъектов Российской Федерации о туризме и туристкой индустрии.

3. Основы государственного регулирования туристской деятельности

Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации,содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности;формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма;осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:

обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;

охрана окружающей среды;

создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем:

определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации;

нормативного правового регулирования в сфере туризма;

разработки и реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма;

содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

защиты прав и интересов туристов, в том числе оказания им экстренной помощи, а также обеспечения их безопасности;

содействия кадровому обеспечению в сфере туризма;

развития научных исследований в сфере туризма;

классификации объектов туристской индустрии;

формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров (далее также - реестр);

информационного обеспечения туризма;

создания благоприятных условий для развития туристской индустрии;

оказания государственных услуг в сфере туризма;

взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма, в том числе через представительства уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти за пределами Российской Федерации.

Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).

Основные функции федеральных органов исполнительной власти, выполняющих государственные регулирования туристской деятельности (характеристика студентами)

4. Стандартизация и сертификация объектов туристкой индустрии

Важнейшими инструментами государственного регулирования деятельности туристских организаций и защиты прав потребителей являются стандартизация, лицензирование и сертификация в туризме.

Стандарт – это документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся определенных видов деятельности. Стандарт предназначен для установления минимально необходимых требований, делающих любой продукт соответствующим своему назначению.

Под сертификацией туристских услуг понимается подтверждение органом по сертификации соответствия реализуемых потребителю услуг требованиям законодательных и нормативных документов по обслуживанию.

Закон РФ от 10 июня 1993 г. «О сертификации продукции и услуг». Классификация и оценка туристских ресурсов России. «Порядок классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи» от 7мая 2010 г. Аккредитованные органы, производящие стандартизацию, сертификацию и классификацию объектов туристской индустрии.

Министерством курортов и туризма Республики Крым по состоянию на 28 апреля 2016 года аккредитовано три организации:

- Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымский туристский центр» (Республика Крым, г. Симферополь, ул. Комсомольская, 4, тел. +7 (3652) 53-41-31, E-mail: info@gupktc.ru)

- Общество с ограниченной ответственностью «Крым-Курорт-Стандарт» (Республика Крым, г. Симферополь, ул. Красноармейская, 168, 4, тел. +7 (3652) 60-78-16, E-mail: crimea.expertise@gmail.com)

- Общество с ограниченной ответственностью «Крымский центр сертификации и качества» (Республика Крым, Ленинский район, пгт. Ленино, ул. Пушкина, 24 А, тел. +7(978) 219-80-03, E-mail: hotel.allstars@gmail.com)

Севастопольский Государственный Центр Стандартизации, Метрологии и Сертификации



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: