Правовые методы регулирования монополий




Введение

 

В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности. Однако в некоторых отраслях народного хозяйства нашей страны возникли естественные монополии, которые не могут быть однозначно определены как негативное явление, поскольку при разумном к ним отношении могут позволить стране занять в XXI в. одно из ведущих мест в мире. Для этого государству необходимо лишь правильно регулировать их деятельность.


Государственное регулирование деятельности естественных монополий

 

Естественная монополия - это такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. В связи с этим спрос на данный товар в меньшей степени зависит от изменения цены на него, чем спрос на другие виды товаров.

Естественная монополия существует, когда эффект ее масштаба настолько велик, что один хозяйствующий субъект может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки, чем у целого ряда конкурирующих с ним организаций. Крупные предприятия обладают лучшей технической оснащенностью и большей мощностью, более высокую производительность труда и низкие издержки на единицу продукции, а, следовательно, более эффективное использование ресурсов. В связи с этим естественная монополия становится желаемым явлением для общества, но подлежащим государственному регулированию их деятельности.

Следует отметить, что в капитале рассмотренных ниже монополий значительная доля принадлежит государству, что позволяет ему влиять на их деятельность.

В российской электроэнергетике естественная монополия представлена РАО "ЕЭС России". В структуре капитала этой компании государству принадлежит 52,6% акций, на долю иностранных инвесторов - 30,7%. РАО "ЕЭС России" контролирует 77,7% суммарной мощности электростанций страны.

В сфере газовой промышленности - ОАО "Газпром" На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет. ОАО "Газпром" принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу).

За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. "Газпром" включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие "Газэкспорт"; они осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа.

Естественная монополия в железнодорожном транспорте - ОАО "Россиìйские желеìзные дороìги". Это владелец инфраструктуры российской сети железных дорог, одна из крупнейших в мире транспортных компаний. На долю железных дорог приходится около 77% грузооборота всех видов транспорта общего пользования страны и 45% пассажирооборота, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками.

Во всех узаконенных сферах деятельности естественных монополий образуются органы регулирования естественных монополий. Один федеральный орган исполнительной власти может регулировать сразу несколько сфер деятельности естественных монополий. История российского законодательства о естественных монополиях насчитывает всего несколько лет.

Правовые методы регулирования монополий

 

С середины 90-х годов началась практическая работа по формированию нормативно-правовой основы естественных монополий. Установление оптимальных цен на товары естественных монополий - особая забота государства. Ценообразованию в сферах естественных монополий посвящены многие акты всех уровней, что зафиксировано в ст.76 Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов Федерации.

Методы регулирования:

. Органы регулирования естественных монополии могут применять ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

. Определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии. Производимые товары нередко объективно ограничены по своим ресурсам, а то и вовсе исчерпаемы (полное использование разведанных месторождений, сокращение добычи и т.п.). Это обстоятельство позволяет субъектам естественных монополий выборочно, по своему усмотрению, продавать товары одним потребителям и лишать этих товаров других потребителей.

Вмешательство государства призвано защитить интересы всех потребителей. В России в рамках единой корпорации часто объединяется как производство естественно-монопольных благ, так и производство таких благ, которые эффективней изготовлять в конкурентных условиях. Это объединение носит, как правило, характер вертикальной интеграции. В результате образуется монополист-гигант, представляющий целую сферу национальной экономики. ОАО "Газпром", ОАО "ЕЭС России", ОАО "РЖД", - это три кита "монополизма по-русски", ярчайшие примеры подобных объединений. Реформирование структуры естественных монополий может принести определенную пользу.

Структурная реформа наряду с другими важными моментами включает совершенствование нормативной базы регулирования естественных монополий. Необходимость реформы вызвана негативными последствиями функционирования ранее узаконенных естественных монополий - снижением эффективности их деятельности, нерациональным использованием производственного потенциала, свертыванием и фактически отсутствием в них конкурентных отношений, хотя такие возможности и имеются. Как следствие, гигантски выросли цены в сферах, где действуют естественные монополии, что повлекло общий скачок цен на товары, создаваемые с участием продуктов хозяйственной деятельности естественных монополий. Естественным монополиям присущ высокий уровень концентрации капитала, который позволяет осуществлять крупномасштабную вертикальную интеграцию процесса производства и реализации товаров и услуг.

Поэтому современная российская антимонопольная политика переносит центр тяжести с борьбы с монополиями как хозяйственными организациями, достигшими высокой степени концентрации капитала, на борьбу с злоупотреблениями монопольным положением. Экономическая деятельность естественных монополий должна рассматриваться в контексте глобализации мировой экономики и ужесточения международной конкуренции транснациональных корпораций, т.к. именно они выступают основными субъектами глобальной экономики, аккумулирующими большую часть образующихся в ней доходов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: