Понятие предметов ведения и полномочий местного самоуправления.




РАБОЧАЯ ЛЕКЦИЯ

по дисциплине

«МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО»

на тему: «Полномочия органов местного самоуправления»

Цель лекции: дать характеристику предметов ведения и полномочий органов местного самоуправления, рассмотреть полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения, отдельных государственных полномочий.

План лекции

1. Понятие предметов ведения и полномочий местного самоуправления.

2. Полномочия органов местного самоуправления в социально-экономической, социально-культурной и других областях.

3. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

 

Литература

Основная:

1. Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 36. – Ст. 4466.

2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 15. - Ст. 1691.

3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Собрание законодательства РФ. 2003. - № 40 - Ст. 3822.

4. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. №25 – ФЗ «О муниципальной службе в РФ» // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 10. - Ст.1152.

5. Алексеев И. А. Муниципальное право Российской Федерации [Текст]: учеб. пособие / И. А. Алексеев, Д. С. Белявский, М. С. Трофимов - М.: Альфа-М, 2014 - 256 с.

6. Братановский С. Н.. Муниципальное право России [Электронный ресурс]: учебник / С. Н. Братановский, А. П. Алексеев.-Электрон. текстовые данные. - Саратов: Вузовское образование, 2012.-344 c. - ЭБС "IPRbooks".

7. Муниципальное право [Текст]: учебник для бакалавров / отв. ред. В. И. Фадеев; Мин-во образования и науки РФ; Московская гос. юрид. академия им. О. Е. Кутафина - М.: Проспект, 2013 - 336 с.

8. Упоров И. В. Муниципальное право Российской Федерации [Электронный ресурс]: учебник / И. В. Упоров. – Электрон. текстовые данные. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 519 c. - ЭБС "IPRbooks".

Дополнительная:

1. Демидов, М. В. Право глав местных администраций и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления на совершение нотариальных действий [Текст] / М. В. Демидов, Е. И. Соколова // Конституционное и муниципальное право. — 2016. - № 1. — С. 74-79.

2. Джагарян, Н. В. Конкурсный глава муниципального образования (местной администрации): особенности легитимации и проблемы совершенствования правового статуса [Текст] / Н. В. Джагарян // Конституционное и муниципальное право. – 2016. - № 6. – С. 66-72.

3. Джагарян Н.В. Конституционное партнерство представительных органов публичной власти как фактор повышения эффективности представительной системы местного самоуправления [Текст]: Право и политика. – 2015. - № 2. – С. 213-226.

4. Ирхин, И. В. Правовой статус главы муниципального образования: актуальные проблемы поиска оптимума [Текст]: Журнал российского права. — 2016.- № 3. - С. 18-27.

5. Заболотских Е. М. Ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления [Текст]: науч.-практич. пособие / Е. М. Заболотских - М.: Проспект, 2014 - 230 с.

6. Загидуллин, Р. И. Использование методических рекомендаций органов государственной власти в муниципальном правотворчестве [Текст]: Конституционное и муниципальное право. — 2016. - № 1. - С. 71-73.

7. Захаров И. В. Муниципальное право в схемах [Текст]: учеб. пособие / И. В. Захаров - М.: Проспект, 2015 - 176 с., 2014 - 176 с.

8. Муниципальное право России: учебник для бакалавров / под ред. А. Н. Кокотова - М.: Юрайт, 2014 - 567 с.

9. Пешин Н. Л. Муниципальное право Российской Федерации [Текст]: учебник для бакалавров / Н. Л. Пешин - М.: Юрайт, 2014 - 462 с.

10. Соловьев, С. Г. Система целей российского местного самоуправления и правовой механизм перераспределения муниципальных полномочий [Текст] / С. Г. Соловьев // Право и государство: теория и практика. — 2016. - № 4(136).— С. 81-86.

11. Соловьев, С. Г. Институт перераспределения полномочий - конец российского самоуправленческого фундаментализма [Текст]: Современное право. — 2016. -№ 3. - С. 22-28.

12. Лаврентьева, О. В. Полномочия органов местного самоуправления в сфере благоустройства [Текст]: Российский юридический журнал. — 2016. - № 1. - С. 66-70.

 

Введение

Местное самоуправление представляет собой деятельность местно­го сообщества по решению вопросов, связанных с обеспечением жизне­деятельности муниципального образования. Эта деятельность осущест­вляется как непосредственно населением, гак и через выборные и иные органы местного самоуправления и затрагивает различные сферы - благоустройство, охрану общественного порядка, социально-экономические вопросы и т.д. Направления деятельности (сферы дея­тельности), в которых органы и должностные лица местного самоуправ­ления правомочны действовать, составляют предметы ведения местного самоуправления.

 

Понятие предметов ведения и полномочий местного самоуправления.

 

Компетенция органа публичной власти является сложной правовой категорией, структура которой включает предмет ведения, права и обязанности.

Под предметами ведения в юридической литературе понимаются сферы общественной жизни, в которых действует орган публичной власти и в которых он юридически компетентен. Под сферами общественной жизни понимается среда, где действует орган управления, то есть круг его деятельности. А это есть функции.

Свои функции органы государственной власти и органы местного самоуправления реализуют путем осуществления принадлежащих им прав и обязанностей, которые характеризуются как полномочия. Как правило, право органа публичной власти выступает одновременно и как его обязанность, однако при этом они сохраняют в рамках компетенции относительно самостоятельный характер.

Понятие вопросов местного значения использовано в Конституции РФ (ст. 130, 132). Из нормы ст. 130 следует, что решение вопросов местного значения является неотъемлемой частью местного самоуправления, в ст. 132 указан ряд вопросов, квалифицируемых Конституцией как вопросы местного значения, а именно: управление муниципальной собственностью; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; осуществление охраны общественного порядка, установление местных налогов, сборов и др. при этом данный перечень является открытым. В Федеральном законе от 6 октября 2003 г., «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также определен перечень вопросов местного значения. Однако и здесь этот перечень не является исчерпывающим.

В соответствии с определением местного самоуправления, сформулированном в Федеральном законе существом местного самоуправления является решение населением вопросов местного значения. Названный Закон определяет вопросы местного значения как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и этим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Право на решение вопросов местного значения может рассматриваться как элемент права населения на местное самоуправление.

Вопросы местного значения. Федеральный закон разграничил вопросы местного значения для различных типов муниципальных образований и закрепил их соответственно: 1) вопросы местного значения городского, сельского поселения (ст. 14); 2) вопросы местного значения муниципального района (ст. 15); 3) вопросы местного значения городского округа (ст. 16); вопросы местного значения внутригородского района (ст.16.2).

В ведении муниципальных образований могут находиться также вопросы, связанные с реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий (ст. 19, 20, 21).

Наряду с этим необходимо учитывать, что закрепленные Федеральным законом полномочия представительного органа, главы муниципального образования, главы местной администрации позволяют отнести к предметам ведения местного самоуправления и вопросы формирования, организации работы органов и должностных лиц (представительного органа, местной администрации и др.). Эти вопросы, отнесенные к ведению муниципальных образований, в своей совокупности также составляют предметы ведения местного самоуправления.

В ведении местного самоуправления могут находиться и иные вопросы, которые в соответствии с требованиями Закона 2003 года могут принимать к своему рассмотрению и решению органы местного самоуправления. Это вопросы, отвечающие следующим требованиям:

- они не входят в законодательно установленный перечень вопросов местного значения и не относятся к отдельным государственным полномочиям;

- не отнесены к ведению других муниципальных образований, к компетенции их органов, а также не входят в компетенцию органов государственной власти;

- не исключены из компетенции органов местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Федерации.

При этом органы местного самоуправления вправе решать указанные вопросы только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: