Этот подход представляет собой реализацию такого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное и взаимосоотнесенное обучение иностранному языку как средству общения в условиях моделируемой (воспроизводимой) на учебных занятиях речевой деятельности — неотъемлемой и составной части общей (экстралингвистической) деятельности. Коммуникативный системно-деятельностный подход предполагает полную и оптимальную систематизацию взаимоотношений между компонентами содержания обучения. К ним относятся система общей (например, экстралингвистической, педагогической) деятельности, система речевой деятельности, система речевого общения (коммуникации, интеракции и взаимной перцепции), система изучаемого иностранного языка, системное соотнесение родного и иностранного языков (их сознательно-сопоставительный анализ), система речевых механизмов (речепорождение, речевосприятие, речевое взаимодействие и др.), текст как система речевых продуктов, система структурно-речевых образований (диалог, монолог, монолог в диалоге, разные типы речевых высказываний и сообщений и т. п.), система (процесс) овладения иностранным языком, система (структура) речевого поведения человека.
Понятие «компетенция» и «коммун компетенция». Компоненты коммун компетенции.
Понятие «компетенция» ввел Чомский в лингвистике – это знание сист языка в отличие от владения им в реальных ситуациях общения (performance).
Потом появился метод термин «ком компетенция» communicative competence – это способность осущ общение посредством яз, т.е. передавать мысли и обмениваться ими в разл ситуациях в процессе взаимод-я с др участниками общения, правильно используя сист яз и реч норм и выбирая ком поведение акекватное аутентичной сит общения.
КК «ком компетенция» - не явл личностной х-кой человека, ее сформированность проявляется в пр общения.
По Шейлзу: компоненты КК:
1.лингвистическая К linguistic competence – знание словарн ед и гр правил, кт преобразуют лек сед в осмысленные высказывания 2. sociolinguistic competence – способность выбирать и использовать адекватные яз формы и средства в завис от цели и ситуац общения, от соц ролей участников ком-и 3. дискурсивная К – способность понимать виды ком высказываний, а также строить целостные связанные и логические высказывания разн функ-х стилей (статья, письмо, essay), предполагает выбор линг средств в завис от типа выск-я 4. стратегическая К – не\вербальные средства\стратегии, к кт прибегает чел в случае если ком-я не состоялась, напр: повторное прочтение фразы, переспрос непонятного, жесты, мимика. 5. социокультурная К – исп разл предметов, знаний культ особенностей носителей яз, их привычек, традиций, норм поведения, этикета, умений понимать и адекватно их использовать в процессе общения, оставаясь при этом носителем др культуры, форм-е предполагает интеграцию личности в сист мировой и нац культур. 6. социальная К – умение и желание взаимод-ть с др, уверенность в себе для осущ ком-и, умение помощь др др, поддержпть общение, поставить себя на его место и и способность справиться с ситуациями, кт возникают в процессе непонимания партнеров.
Ком-ный подход к обучению ИЯ:
Появился в 70г в GB в связи с выдвижением новой цели обучения – владение яз как средством общения
Общение – передача и сообщ-е инф познавательного и аффективно-познавательного, оценочного х-ра, обмен знаниями, навыками, умениями в процессе речевого взаимод-я 2х или более людей.
! взаимд-е людей не всегда обозначает общение из-за несформированности ком компетенции – что явл главной целью обучения.
В соот с ком подходом обуч-е яз д учитывать особенности реального общения
В основе ПО д лежать модель реального общ-я, т.к. владение системой яз (знание гр и лексики) явл недостаточным для эфф-го пользования языком в целях комм-и.
Ком-ный подход – предполагает овладение речевыми формами, т.е форм-е умений (просьба, приказ, согласие, приглашение, упрек, совет)
Исследователи ком подхода: Брумфит, Джонсон, Литтлфуд, Роснер, Пассов
Они описали осн черты:
1. реч направленность процесса обучения, конечн цель – обучение общению (в разл видах речевых форм) 2. ориентация на содержательныю функцию общения и на форму высказывания 3. функциональность в отборе и орг-и мат, яз и реч мат д отбираться в соот с формами, кт он выражает, и теми ком интенциями, кт сможет передать говорящий используя предлагаемый яз мат 4. ситуативность в отборе мат и орг-я тренировки, яз и реч мат д отбираться применительно к опр сист общения и отрабатываться в ситуациях, типичных для использования тех или иных яз форм 5. исп-е аутентичных мат, (изданных в стране носителей яз, отражающ жизнь, соврем, актуальн), к кт относятся яз формы, типичные для выражения опр ком интенций, аутентич тексты, ситуации общения, а также не\вербальн средства, х-ные для носителей яз 6. использование подлинно ком заданий, кт способствуют форм-ю умений общаться и режимов работы, адекватных условиям реальной ком-и 7. инд-ия ПО, использование личностно-ориентированного подхода, т.е. учет потребностей Уч при планировании и орг-и урока, опора на когнитивные стили и учебные стратегии обучаемых, исп их опыта
когнитивность – осознание, стиль осознания материала
когнитивные стили: аудиал, визуал, аудиовизуал.
Ком подход – новое напр в методике преподавания ИЯ, кт трактуется по разному, что отразилось в понимании ком метода.
Яз мат – касается конкретно гр, фонетики, лексики. Речевой мат – исп-ся в ситуациях общения, опр набор для опр интенций.