ГОсударственный медицинский университет г.семей
кафедра неврологии, психиатрии и наркологии
Силлабус
Модуль
Дисциплина: Основы неврологии
Специальность: Общая медицина
Объем учебных часов/кредитов*:
Курс и семестр изучения: 5 курс, 1 и 2 семестр
Семей 2017
Силлабус дисциплины составлен кафедрой___________________ ___________________________________(наименование кафедры)
Автор(ы):
Обсужден на заседании кафедры от «____» _________201__г.
Протокол №____
Зав.кафедрой _______________ (Ф.И.О., подпись)
Обсужден на заседании КОП специальности __________________
от «____» _________201__г. Протокол № ____
Председатель _________________ (Ф.И.О., подпись)
Утвержден Учебно-Методическим Советом
от «____» _________201__г. Протокол № ____
Председатель _______________ (Ф.И.О., подпись)
1. Сведения о преподавателях:
№ | ФИО | Должность, ученая степень, ученое звание, | Научные интересы и достижения/категория |
1. | Кириллова Елена Викторовна | Ассистент кафедры неврологии, психиатрии и наркологии | «Клинико-эпидемиологические особенности рассеянного склероза в регионе города Семей». Одна их ответственных по инновационно-методической деятельности кафедры. E-mail – arona99@mail.ru |
2. | Кунафина Дарья Ришатовна | Ассистент кафедры неврологии, психиатрии и наркологии | «Этногенетические особенности у больных с болезнью Паркинсона». Ответственная за учебную и методическую работу на русском отделении. E-mail- doctor_dasha89@mail.ru |
3. | Мусина Шынар Ермековна | Ассистент кафедры неврологии, психиатрии и наркологии | «Повышение информированности населения г. Семей о факторах риска развития и первых клинических признаках мозгового инсульта». Ответственная за воспитательную работу на кафедре. E-mail Shika__90@mail.ru |
4. | Енсибаева Шолпан Дүйсенханқызы | Ассистент кафедры неврологии, психиатрии и наркологии | «Реабилитация больных с мозговым инсультом». Ответственная за учебную и методическую работу на казахском отделении. E-mail- Sholpan_kurchum@mail.ru |
Контактная информация:
Кафедра неврологии находится на 4- ом этаже нейрохирургического отделения МЦ ГМУ г. Семей.
Адрес: г. Семей, ул. Сеченова 1. Тел.: 534022
Проезд автобусами № 12, 35, 5, маршрутными такси № 1, 39, 23, 24 до остановки «Областная больница».
2. Политика дисциплины:
3. Пререквизиты:
анатомия-2, коммуникативные навыки-2, патологическая анатомия, основы доказательной медицины, пропедевтика внутренних болезней.
4. Постреквизиты:
скорая неотложная медицинская помощь, неврология (интернатура), детская неврология (интернатура)
Конечные результаты обучения согласно Дублинским дескрипторам
А. Знание и понимание
n Демонстрировать знания и понимание, полученные на уровне бакалавра, которые являются основой или возможностью для оригинального развития или применения идей, часто в контексте научных исследований.
В. Применение знаний и пониманий
n Могут применять знания, понимание и способность решать проблемы в новых или незнакомых ситуациях и контекста в рамках более широких (или междисциплинарных) областей, связанных с областью изучения.
С. Выражение суждений
n Могут интегрировать знания, справляться со сложными вопросами и выносить суждения на основе неполной или ограниченной информации с учетом этической и социальной ответственности за применения этих суждений и знаний.
D. Коммуникативные способности
n Могут четко и ясно сообщать свои выводы и знания и их обоснование специалистам и неспециалистам.
E. Способность к учебе
n Могут продолжать обучение самостоятельно.
Распределение часов по модулю/дисциплине
№ | Наименование дисциплин | Всего часов | Аудиторных занятий | СРО | Форма промежуточного контроля | |
Лекции | Практические занятие | |||||
Итого: |
7. Тематический план лекций:
№ | Темы лекций | Основные вопросы лекций | Часы |
1дисциплина/компонент модуля (если модуль) | |||
Всего часов: | |||
2 дисциплина/компонент модуля (если модуль) | |||
Всего часов: | |||
3 дисциплина/компонент модуля (если модуль) | |||
Всего часов: | |||
Итого: |
8. Задачи, формы, методы обучения и оценки учебной дисциплины (пример):
Код компетенции | Темы практических (семинарских, лабораторных) занятий | Оценка | Методы обучения | Основные вопросы темы | |||||||||
Метод оценки | Форма контроля | КИС | |||||||||||
1 дисциплина/компонент модуля (если модуль) | |||||||||||||
1.1 | А.А.Михайленко Клиническая неврология:симиотика и топическая диагностика, 2012 год. Стр. 8 -15, 20-29, 31-35 | Чувствительность и ее расстройства. | Входной контроль (письменный ответ на вопросы) | ТК, РК, ИК | Банк тестов, чек-лист | решение ситуационных задач, освоение практических навыков, просмотр учебных видеофильмов | 1. Определение чувствительности 2. Виды чувствительности. Классификация. 3. Методы исследования болевой, вибрационной чувствительности и суставно-мышечного чувства. 4. Схема пути поверхностной чувствительности 5. Схема пути глубокой чувствительности 6. Симптомы чувствительных нарушений: гипестезия, гиперестезия, дизестезия, анестезия, парестезия, каузалгия, аллодиния, полиестезия, гиперпатия. 7. Типы (синдромы) нарушения чувствительности: a. периферический (корешковый, невральный, полиневральный) b. спинальный (сегментарный, проводниковый) c. с.церебральный (корковый, проводниковый) | ||||||
1.2 | А.А.Михайленко Клиническая неврология:симиотика и топическая диагностика, 2012 год. Стр.40-62, 63-68, 68-70 | Произвольные движения и их расстройства. Синдром центрального и периферического паралича. | Входной контроль (письменный ответ на вопросы) | ТК, РК, ИК | Банк тестов, чек-лист | решение ситуационных задач, освоение практических навыков, просмотр учебных видеофильмов | 1. Методы исследования сухожильных (биципитальный, триципитальный, карпорадиальный, коленный, ахиллов) рефлексов, уровни замыкания 2. Мышечная сила, методика ее исследования. 3. Мышечный тонус, понятие, методика исследования. 4. Патологические рефлексы: разгибательные – рефлекс Бабинского, Оппенгейма, Гордона, Шеффера; сгибательные – рефлекс Жуковского, Бехтерева, Россолимо. Методика исследования. 5. Синдром пареза/паралича – определение. 6. Особенности клинической картины периферического паралича. 7. Особенности клинической картины центрального паралича. 8. Организация произвольных движений – схема корково-мышечного пути. 9. Топическая диагностика поражений корково-мышечного пути. | ||||||
1.3 | А.А.Михайленко Клиническая неврология:симиотика и топическая диагностика, 2012 год. Стр.206-207, 213-221, 227, 229-233 | Синдромы поражения периферической нервной системы. | Входной контроль (письменный ответ на вопросы) | ТК, РК, ИК | Банк тенстов | решение ситуационных задач, просмотр учебных видеофильмов | 1. Поражение срединного нерва 2. Поражение лучевого нерва 3. Поражение локтевого нерва 4. Поражение большеберцового нерва 5. Поражение малоберцового нерва 6. Поражение латерального кожного нерва бедра | ||||||
1.4 | А.А.Михайленко Клиническая неврология:симиотика и топическая диагностика, 2012 год.Стр.160-162, 163, 165-169, 170, 172-174,175-178, 179. Марко Мументалер Неврология,2011 год.Стр.233-239, 262-263 | Экстрапирамидная система. | Входной контроль (письменный ответ на вопросы) | ТК, РК, ИК | Банк тестов | решение ситуационных задач, просмотр учебных видеофильмов | 1. Экстрапирамидная система, ее отделы. 2. Стриарная и палидарная системы, функциональное значение. 3. Синдром паркинсонизма – клинические проявления. 4. Гиперкинезы – виды (тремор, миоклонии, тики, хорея, атетоз, торсионная дистония, спастическая кривошея, гемибаллизм, писчий спазм, лицевой гемиспазм), их клинические проявления. | ||||||
1.5 | А.А.Михайленко Клиническая неврология:симиотика и топическая диагностика, 2012 год. Стр.149-158. | Мозжечок. Методы исследования и синдромы поражения Рубежный контроль №1 | Входной контроль (письменный ответ на вопросы) | ТК, РК, ИК | Банк тестов, чек-лист | решение ситуационных задач, прием практических навыков, просмотр учебных видеофильмов | 1. Поражение мозжечка – синдром атаксии. 2. Методика проведения координаторных проб. 3. Дифференциальная диагностика различных видов атаксии – мозжечковая (статико-локомоторная, динамическая), сенситивная, вестибулярная, корковая. | ||||||
1.6 | А.А.Михайленко Клиническая неврология:симиотика и топическая диагностика, 2012 год. Стр.72-79, 80-81, 82-83, 36-38 | Семиотика поражения спинного мозга. | Входной контроль (письменный ответ на вопросы) | ТК, РК, ИК | Банк тестов | решение ситуационных задач, просмотр учебных видеофильмов | 1. Анатомия строения спинного мозга 2. Семиотика поражения спинного мозга 3. Поражение спинного мозга по поперечнику: (сегментарный) - синдром заднего рога - синдром переднего рога - синдром бокового рога - передняя серая спайка - задних канатиков - боковых канатиков 4. Поражение спинного мозга по длиннику: (проводниковый) - верхнешейное утолщение - шейное утолщение - грудной отдел - поясничное утолщение - эпиконус - медулярный конус - конский хвост | ||||||
1.7 | А.А.Михайленко Клиническая неврология:симиотика и топическая диагностика, 2012 год.Стр.133-139, 125-128,132-133, 118-120 | Черепно-мозговые нервы-1. II, III, IV, VI пары черепно-мозговых нервов. Исследование функций и синдромы их поражения. | Входной контроль (письменный ответ на вопросы) | ТК, РК, ИК | Банк тестов, чек-лист | решение ситуационных задач, прием практических навыков, просмотр учебных видеофильмов | 1. Функциональная анатомия, методы исследования и семиотика поражения II пары черепно-мозговых нервов. 2. Гемианопсия, ее виды, топическая диагностика. 3. Функциональная анатомия и семиотика поражения III пары черепно-мозговых нервов 4. Понятие альтернирующих синдромов. 5. Функциональная анатомия и семиотика поражения IV пары черепно-мозговых нервов 6. Функциональная анатомия и семиотика поражения VI пары черепно-мозговых нервов 7. Методика исследования глазодвигательных нервов (III, IV, VI пары). | ||||||
1.8 | А.А.Михайленко Клиническая неврология:симиотика и топическая диагностика, 2012 год.Стр.120-125, 111-117. Марко Мументалер Неврология,2011 год.Стр. 175 (табл) | Черепно-мозговые нервы-2. V, VII, пары черепно-мозговых нервов. Исследование функций и симптомы их поражения | Входной контроль (письменный ответ на вопросы) | ТК, РК, ИК | Банк тестов, чек-лист | решение ситуационных задач, прием практических навыков, просмотр учебных видеофильмов | 1. Функциональная анатомия, методы исследования и семиотика поражения V пары черепно-мозговых нервов. 2. Зоны периферической (ветви нерва) и сегментарной (зоны Зельдера) иннервации кожи лица. 3. Функциональная анатомия, методы исследования VII пары черепно-мозговых нервов. 4. Дифференциальная диагностика периферического и центрального пареза мимических мышц. 5. Особенности клиники поражения лицевого нерва на различных уровнях повреждения 6. Альтернирующий синдром Мийяра-Гублера. | ||||||
1.9 | А.А.Михайленко Клиническая неврология:симиотика и топическая диагностика, 2012 год.Стр.99-101, 103-106 | Черепно-мозговые нервы-3. IX, X, XII пары черепно-мозговых нервов. Исследование функций и синдромы их поражения. | Входной контроль (письменный ответ на вопросы) | ТК, РК, ИК | Банк тестов, чек-лист | решение ситуационных задач, прием практических навыков, просмотр учебных видеофильмов | 1.Функциональная анатомия и семиотика поражения IX пары черепно-мозговых нервов. 2.Функциональная анатомия и семиотика поражения X пары черепно-мозговых нервов. 3. Функциональная анатомия и семиотика поражения XII пары черепно-мозговых нервов. 4. Дифференциальная диагностика бульбарного и псевдобульбарного паралича. | ||||||
1.10 | А.А.Михайленко Клиническая неврология:симиотика и топическая диагностика, 2012 год.Стр. 184-190, 191-196, 197-200 | Высшие мозговые функции. Кора больших полушарий, методы исследования и симптомы поражения. Рубежный контроль №2 | Входной контроль (письменный ответ на вопросы) | ТК, РК, ИК | Банк тестов, чек-лист | решение ситуационных задач, прием практических навыков, просмотр учебных видеофильмов | 1. Функциональная анатомия коры больших полушарий, соматическая проекция функций в коре головного мозга 2. Речь и ее нарушения (Афазия). Моторная, сенсорная, амнестическая афазии. 3. Гнозис и его нарушения 4. Праксис и его нарушения 5. Семиотика поражения лобной доли – симптомы выпадения и симптомы раздражения 6. Семиотика поражения теменной доли – симптомы выпадения и симптомы раздражения 7. Семиотика поражения височной доли – симптомы выпадения и симптомы раздражения 8. Семиотика поражения затылочной доли – симптомы выпадения и симптомы раздражения | ||||||
План организации самостоятельной работы студента (СРС)
№ | Тема/подтемы СРС | Основные вопросы темы | Задания/ формы проведения СРС | Формы контроля СРС | Кол-во часов |
1. | Боль | 1. Понятие боли 2. Классификация боли (по времени, локализации, патогенезу) 3. Особенности патогенеза боли (нейропатическая, ноцицептивная, дисфункциональная) 4. Патогенетический подход к терапии болевого синдрома | Самостоятельная подготовка по вопросам темы по указанным литературным и элекронным источникам | Решение ситуационной задачи на последнем занятии | 3,0 |
2. | Синдром Гийена-Барре | 1. Определение, этиология 2. Клиническая картина 3. Диагностика 4. Подходы к терапии | Самостоятельная подготовка по вопросам темы по указанным литературным и элекронным источникам Мументалер Неврология,2011 год.Стр. 543-546 | Решение ситуационной задачи на последнем занятии | 3,0 |
3. | Корешковые синдромы | 1. Клиника радикулопатии L5, S1. 2. Клиника радикулопатии С6, С7, С8 3. Методика исследования симптомов натяжения (Ласега, Нери, Вассермана, Мацкевича) | Самостоятельная подготовка по вопросам темы по указанным литературным и элекронным источникам А.А.Михайленко Клиническая неврология:симиотика и топическая диагностика, 2012 год.Стр. 19 Мументалер Неврология,2011 год.Стр.682-683 (табл), 688-689, 692. | Решение ситуационной задачи на последнем занятии | 3,0 |
4. | Болезнь Паркинсона | 1. Определение, этиология 2. Патогенез 3. Формы, клиническая картина | Самостоятельная подготовка по вопросам темы по указанным литературным и элекронным источникам РЦРЗ 2016 Клинический протокол Раздел: неврология Болезнь паркинсона | Решение ситуационной задачи на последнем занятии | 3,0 |
5. | Фуникулярный миелоз | Самостоятельная подготовка по вопросам темы по указанным литературным и элекронным источникам Мументалер Неврология,2011 год.Стр. 422-423 | Решение ситуационной задачи на последнем занятии | 3,0 | |
6. | Экстрамедуллярное и интрамедуллярное поражение спинного мозга. Синдром Броун-Секара | 1. Возможные причины 2. Клиническая картина | Самостоятельная подготовка по вопросам темы по указанным литературным и элекронным источникам А.А.Михайленко Клиническая неврология:симиотика и топическая диагностика, 2012 год.Стр.34 А.А. Скоромец, А.П. Скоромец, Т.А. Скоромец Топическая диагностика заболеваний нервной системы, 2007 год. Стр. 51 | Решение ситуационной задачи на последнем занятии | 3,0 |
7. | Синдром верхнеглазничной щели. Альтернирующий синдром Вебера | 1. Возможные причины 2. Клиническая картина | Самостоятельная подготовка по вопросам темы по указанным литературным и элекронным источникам Мументалер Неврология,2011 год.Стр. 175 (табл) | Решение ситуационной задачи на последнем занятии | 3,0 |
8. | Нейропатия лицевого нерва. Невралгия тройничного нерва | 1. Этиология 2. Клиника (основные симптомы) 3. Диагностика 4. Основы (патогенетического) терапии нейропатии лицевого нерва 5. Принципы консервативного и хирургического лечения невралгии тройничного нерва. | Самостоятельная подготовка по вопросам темы по указанным литературным и элекронным источникам Мументалер Неврология,2011 год.Стр.774-775, 636-639 | Решение ситуационной задачи на последнем занятии | 3,0 |
9. | Альтернирующие синдромы Джексона, Валленберга- Захарченко. | 1. Клиническая картина | Самостоятельная подготовка по вопросам темы по указанным литературным и элекронным источникам Мументалер Неврология,2011 год.Стр. 175 (табл) | Решение ситуационной задачи на последнем занятии | 3,0 |
Общемозговой, менингеальный синдром | 1. Определение 2. Клиническая картина | Самостоятельная подготовка по вопросам темы по указанным литературным и элекронным источникам А.А.Михайленко Клиническая неврология:симиотика и топическая диагностика, 2012 год.Стр.268-273 А.А. Скоромец, А.П. Скоромец, Т.А. Скоромец Топическая диагностика заболеваний нервной системы, 2007 год. Стр. 349-353 | Решение ситуационной задачи на последнем занятии | 3,0 |