УДК 339.544 И.И. Хохлова
Студентка 5 курса экономического факультета
Курганский Государственный Университет
Г. Курган, Российская Федерация
ВВОЗНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА КАК ИНСТРУМЕНТ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Основным нормативным документом в России, определяющим основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности является Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Этот закон определяет инструменты государственного регулирования этой сферы, подразделяя последние на инструменты таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.
Ввозная таможенная пошлина как инструмент таможенно-тарифного регулирования представляет собой обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.
Ставки таможенных пошлин в Таможенном союзе ЕврАзЭС (далее ТС) определяются в соответствии с Соглашением между Правительствами РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании" и зависят от вида товара (по классификации ТН ВЭД), страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин.
С 1 сентября 2013 г. вступили в силу новые ставки ввозных таможенных пошлин, утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 2 июля 2013 г. №45, как выполнение обязательств России перед Всемирной торговой организацией (далее ВТО). Снижение ставок коснулось порядка 5100 тарифных позиций, что составляет почти половину Единого Таможенного Тарифа ТС [3].
По оценкам, по истечении всех переходных периодов по снижению до финального уровня импортных пошлин около половины всех ставок останется на уровне не ниже нынешнего действующего Единого таможенного тарифа ТС. Около 30% ставок будут снижены не более чем на 5 процентных пунктов [4].
В целом снижение средневзвешенной ставки от текущего уровня до конечного уровня, согласованного в переговорах по присоединению России к ВТО, составит порядка 3 процентных пунктов. Аналогичное снижение наблюдается в части промышленных товаров. В части сельскохозяйственных товаров и продовольствия снижение составит порядка 4,4 процентных пункта (Таблица 1).
Таблица 1
Основные параметры договоренностей по ставкам импортных пошлин в сравнении с действующим тарифом
ЕТТ: средневзвешенная | ВТО: средневзвешенная | ||
Начальный уровень1 | Конечный уровень2 | ||
Вся номенклатура | 10,293 | 11,850 | 7,147 |
С/х товары | 15,634 | 15,178 | 11,275 |
Промышленные товары | 9,387 | 11,256 | 6,410 |
Источник: Архивный сайт Евразийской экономической комиссии// https://www.tsouz.ru Примечания: расчеты средневзвешенных ставок проведены на базе усредненной таможенной статистики поставок из «дальнего зарубежья» в 2008-2010 гг. 1 Максимально допустимый уровень ставок пошлин, который может применяться с даты присоединения России к ВТО. 2 Максимально допустимый уровень ставок пошлин, который может применяться по истечении переходных периодов. |
Снижение по большей части коснулось продовольственных товаров, в том числе рыбы, экзотических фруктов, кондитерских изделий, сырья для производства соков. Кроме того, снижены пошлины на оборудование (стиральные машины, тракторы), а также тропические масла, некоторые виды тканей и одежды [3].
По оценкам экспертов связанная со вступлением в ВТО либерализация внешнеторговой деятельности, вероятнее всего, приведет к усугублению положения в ряде отраслей народного хозяйства в силу их низкой конкурентоспособности, что в свою очередь приведет к снижению налоговых поступлений в федеральный бюджет от реального сектора экономики.
Таким образом, вступление в ВТО будет способствовать сокращению таможенных доходов. В структуре таможенных пошлин ввозные пошлины занимают порядка 15–20% (в 2012г. – 10%), а в структуре доходов федерального бюджета всего 5–6%. Однако даже незначительное снижение ставок ввозных таможенных пошлин будет способствовать уменьшению доходов федерального бюджета в объемах от 200 до 300 млрд. руб. в год [1].
Так, до ратификации договора о вступлении в ВТО в первоначальном проекте федерального бюджета на 2012 г. планировалось увеличение поступлений от ввозных таможенных пошлин до 803,8 млрд. Руб., а в 2013 г. — до 911, 8 млрд. руб. за счет роста налогооблагаемых объемов импорта и роста курса доллара США по отношению к рублю [1].
Однако в соответствие с «Основными направлениями бюджетной политики на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 гг.» из-за снижения средневзвешенных ставок ввозных таможенных пошлин доходы федерального бюджета в 2013 г. снизятся на 187,8 млрд. руб., в 2014 г. — на 256,8 млрд. руб., в 2015 г. — на 365,9 млрд. руб.[5].
В 2012 году ФТС России в рамках членства в ВТО проводила работу по адаптации отраслей отечественной промышленности, рассмотрены предложения бизнеса по повышению ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, конкурентоспособные аналоги которых производятся на территории России, в случае, когда это не противоречит тарифным обязательствам в ВТО [2].
Список использованной литературы:
1. Болдырева И. А Влияние динамики таможенных платежей на формирование доходной части федерального бюджета.//Проблемы современной экономики, N 4 (44), 2012. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.m-economy.ru
2. Ежегодный сборник "Таможенная служба Российской Федерации в 2012 году", Москва 2013. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.customs.ru
3. Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.iep.ru
4. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.tsouz.ru
© И.И. Хохлова, 2014