Золотое сечение и пропорции.




Золотое сечение, также известное как “фи” по-гречески, это математическая константа. Оно может быть выражено уравнением a/b=a+b/a=1,618033987, где a больше, чем b. Это также можно объяснить последовательностью Фибоначчи, другой божественной пропорцией. Последовательность Фибоначчи начинается с 1 (некоторые говорят с 0) и добавляет к нему предыдущее число, чтобы получить последующее (т.е. 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21 …)

Если вы попытаетесь найти частное от деления двух последующих чисел Фибоначчи (т.е. 8/5 или 5/3), результат очень близок к золотому сечению 1,6 или φ (фи).

Золотая спираль создается с помощью золотого прямоугольника. Если у вас есть прямоугольник из квадратов 1, 1, 2, 3, 5 и 8 соответственно, как показано на рисунке выше, вы можете приступить к строительству золотого прямоугольника. Используя сторону квадрата, как радиус, вы создаете дугу, которая касается точек квадрата по диагонали. Повторите эту процедуру с каждым квадратом в золотом треугольнике, и в конечном итоге вы получите золотую спираль.


Золотое сечение и последовательность Фибоначчи можно найти в лепестках цветов. У большинства цветков количество лепестков сводится к двум, трем, пяти или больше, что походит на золотое сечение. Например, у лилий 3 лепестка, у лютиков 5, у цветков цикория 21, а у ромашек 34. Вероятно, семена цветков также следуют золотому сечению. Например, семена подсолнечника прорастают из центра и растут к внешней стороне, заполняя головку семени. Обычно они спиралевидные и имеют сходство с золотой спиралью. Более того, количество семян, как правило, сводится к числам Фибоначчи.

Руки и пальцы также являются примером золотого сечения. Посмотрите ближе! Основание ладони и кончик пальца разделен частями (костьми). Соотношение одной части в сравнении к другой всегда 1,618! Даже предплечья с руками находятся в таком же соотношении. И пальцы, и лицо, и можно продолжать список…

 


№ 22. Ритм. Простой и сложные ритмы.

 

Ритм-это чередование элементов с определенной частотой.

 

Простой ритм – это однообразный повтор одного элемента через одинаковые промежутки. Такой ритм можно назвать статичным.

 

Сложный ритм – это когда изображаемый элемент и промежуток не равны. Но при этом периодичность их чередования сохраняется. Такой ритм можно назвать динамичным.

 

№23 Природные мотивы (растительные и животные) в творчестве дизайнера.

 

Прежде всего дизайнер изучает природный объект, наблюдая за ним, причем если это представитель животного мира, то важное значение имеет не только его внешний вид, но и манера поведения, позы, характер передвижения.

 

Затем можно переходить к следующему этапу - выполнению набросков с натуры, отмечая наиболее характерные особенности природной формы и принципы ее внутренней орнаментации. Натурные наброски нужно делать достаточно быстро лаконичным, выразительным графическим языком. На основе зарисовок с натуры выполняется серия рисунков, где реальный образ природного источника трансформируется в более условный, обобщенный. Самая трудная задача на этом этапе эскизирования - определить, что в мотиве подлежит преобразованию и в чем суть этого преобразования, т. е. как превратить натуралистичную форму в декоративную.

 

В декоративном эскизировании ведущая роль принадлежит линеарному рисунку, так как именно линия передает наиболее остро и точно все нюансы изменения формы, особенности пластических переходов одних элементов в другие, ритмическую организацию этих элементов. Определенная скупость линеарного графического языка невольно заставляет дизайнера обращать внимание на главные признаки мотива, отбрасывая все вторичное, что может помешать цельному восприятию формы. Очень важно на этом этапе, изображая условный образ, не потерять естественность и живость природного оригинала.

 

№24 Значение набросков зарисовок природных мотивов в творчестве дизайнера.

 

Зарисовки растительных и природных форм с натуры, с их пластическим разнообразием, с интересными ритмическими членениями наилучшим образом способствуют развитию воображения, осознание истинного разнообразия возможных композиционных решений.

 

30. Определение композиции. Определение раппортной композиции. раппортная композиция -Композиция, в которой многократно повторяется один и тот же мотив (образ, изображение). Подобная композиция характерна для орнамента (например, в вышивке, резьбе по дереву, вытинанке и т. д.).

35. https://www.admagazine.ru/mebel/59719_istoriya-samykh-populyarnykh-uzorov-i-ornamentov.php

 

29. Определение композиции. Определение фризовой композиции. Фриз - декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

 

33Раппортом Называется минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотивы и расстояние до соседнего мотива. Закономерное повторение раппорта по горизонтальным и вертикальным рядам образует раппортную сетку – конструктивную основу рисунка. Такой раппорт получил названиесплошногосетчатого, или коврового, раппорта (ковры, ткани, обои и т.п.). В нем мотив вписан в прямоугольную или наклонную сетку, т.е. в прямоугольник или ромб. Часто встречается необходимость раппортного повторения рисунка не в двух направлениях, а только в одном. Это так называемыйленточныйраппорт: мотив закономерно повторяется только в одном направлении, образуя вертикальные или горизонтальные орнаментальные ряды. Например, ткани с каймовым рисунком, всевозможные декоративные обрамления, полосы, фризы, филенки и т.п. Мотив чаще всего вписывается в прямоугольник или ромб; в случае ленточных омрамлений сложных фигур, многоугольных или круглых, мотив может быть вписан в трапецию. Кроме того, также существует центральный лучевой розетчатый раппорт (розетки, метопы, кессоны и т.п.), в котором мотив вписывается в треугольник, и обратный, илигеральдический, раппорт. Последний может входить во все приведенные выше раппорты и создавать самостоятельные законченные мотивы. Он основан на симметрии вертикального отражения, когда мотив изображения симметрично переносится в обратном виде в другую сторону оси симметрии. Мотив может быть вписан в различные геометрические фигуры.

 

Здесь подробнее о каждом с картинками:

https://studopedia.ru/5_12224_r-a-p-p-o-r-t-n-i-y.html

 

34. Стилизация - это один из приемов визуальной организации образного выражения, при котором выявляются наиболее характерные черты предмета и отбрасываются ненужные детали. Стилизуют по собственному существующему принципу и по привнесенному свойству.

 

Главной задачей стилизации является достижение его максимальной выразительности и эмоциональности в ущерб реалистичности и правдивости. Все несущественные детали отбрасываются, а характерные признаки и особенности, отражающие суть, акцентируются и выделяются.

 

Основные общие черты стилизованных объектов и декоративных изображений: лаконичность форм, обобщенность и символичность, красочность и геометричность.

 

При стилизации характерные особенности изображаемого объекта в различной степени утрируются и искажаются. Чем больше преувеличений и искажений, тем больше изображение становится обобщенным и условным, а на самой последней стадии - абстрактным.

 

Трансформация - это изменение формы предмета, то есть трансформирование ее в необходимую сторону: округление, вытягивание, увеличение или уменьшение в размере отдельных частей, подчеркивание угловатости и т. д.

Всегда при изображении одни свойства объектов выделялись, другие игнорировались. Так древнегреческие вазописцы игнорируют объем, создавая точные пропорциональные двухмерные изображения людей, а монахи, рисовавшие миниатюры в Средние века, трансформируют пропорции тела, чтобы выразить некие духовные истины.

Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов с помощью ряда условных приёмов изменения формы или цветовых отношений.

 

Последовательность стилизации:

 

а). Подбор аналогов, которые опосредованно, через чувственную ассоциацию позволили бы получить представление о наиболее существенных характеристиках объекта.

 

б). Визуальная трансформация основных структурных элементов исходного объекта.

 

4. Виды стилизации:

 

а). По собственному существующему признаку. Например, изящество движений тела, волос и растений сознательно утрировалось в модерне, доводилось до крайности.

 

б). По привнесенному свойству. Например, стилизация поп-арта подразумевала разукрашивание тела и лица изображаемого человека в неестественные яркие цвета.

 

в). Стилизация под определенный стиль или манеру. Например, стилизация рисунка под Обри Бердслея, стилизация композиции под барокко.

 

Данный вид стилизации подразумевает не точное воспроизведение данного стиля или манеры, а условное создание образа, в котором используются лишь определенные характерные черты или некоторые детали.

 

39. Зрительные иллюзии. Иллюзия переоценки вертикали. Иллюзия – это искаженное восприятие действительности, обман зрения. Это ошибка зрительного восприятия объектов: их цвета, величины, формы, удаленности и др. Изменить восприятие объекта предметно-пространственной среды возможно посредством цвета, света и членения, а впечатление от композиции часто зависит от явления зрительного восприятия– оптических иллюзий. Вертикальное кажется больше равновеликого ему горизонтального. Иногда эта иллюзия очень значительна и может приближаться к разнице в 1/3. Расстояния, находящиеся в верхней части поля нашего зрения, кажутся больше, чем расстояния, находящиеся в нижней его части. Эта иллюзия характерна для определения пропорций верхней и нижней частей одежды. Тождественные отношения, например, длины блузы и юбки, зрительно чуть сдвигаются в пользу верха, и эта неявная разница вносит беспокойство, так как глаз начинает сравнивать: что больше и что меньше по длине Разница должна быть явной, т. е. «читаться глазом».

 

40. Зрительные иллюзии. Иллюзия ассимиляции. Иллюзия – это искаженное восприятие действительности, обман зрения. Это ошибка зрительного восприятия объектов: их цвета, величины, формы, удаленности и др. Изменить восприятие объекта предметно-пространственной среды возможно посредством цвета, света и членения, а впечатление от композиции часто зависит от явления зрительного восприятия– оптических иллюзий. Ассимиляция(от лат. assimilatio - слияние, уподобление, усвоение). Иллюзия заключается в том, что «похожее повторяется похожим», усиливая свойства обоих предметов.

 

Например, квадратный вырез на одежде при квадратном подбородке подчеркнет его угловатость. Обладатели круглой формы лица еще больше усилят плавность и пухлость линий, если будут носить вещи с круглым вырезом.


41. Иллюзия замкнутого и не замкнутого контура.

Пояснение:

Фигура с незамкнутым контуром кажется больше, а с замкнутым — наоборот, меньше. К примеру, водолазка под горло визуально укорачивает не только шею но и уменьшает рост. А чем больше вырез, тем длиннее кажется шея и более вытянутым — силуэт. А вот если плечи широкие, то, наоборот, замкнутый контур ворота смотрится лучше


42. иллюзия сокращения объема
при делении фигуры по вертикали контрастными по цвету тканями

Эта основанная на асимметрии иллюзия, к примеру, может создаваться тем, что левая половина костюма белая, правая - черная, левый рукав - черный, а правый - белый. Благодаря делению по вертикали можно сократить объем полной фигуры, придав ей некоторую стройность и динамичность.

49.Светлотный диапазон цветов. В композиции могут участвовать любые оттенки ахроматических цветов, однако преимущество светлых или тёмных тонов влияет на передачу определённого эмоционального состояния. Разделяют условно четыре светлотных диапазона тонов, отличающихся по производимому впечатлению. Светло-серый диапазон включает белый цвет и светлые оттенки серого цвета до среднего серого тона. Композиции воспринимаются цвета лёгкие, нежные, мягкие и спокойные. Темно-серый диапазон тонов простирается от средне-серого цвета до черного включительно. Впечатление от композиции в таком диапазоне достаточно тяжелое: печаль, сумрачность, драматизм, таинственность.
Полный светлотный диапазон охватывает белый, черный и любой оттенок серого цвета. Композиции в силу своей контрастности характеризуется активностью, напряженностью и динамичностью. Средне-серый диапазон не включает белый и черный цвета, а состоит только из оттенков серого цвета. Поэтому композиции строятся на мягких отношениях, передающих состояние от грусти в более светлых тонах до тоскливости в темноватых тонах. В целом такие композиции спокойны, монотонны и бесконфликтны.

 

56. Цветовой тон. Цветовая гармония.
Хроматические – «цветные».
Ахроматические – белый, серый, черный.
Цветовой тон – наличие основного цвета в сложном цвете, который определяет его место в цветовом круге. Цветовой тон определяется названием цвета: алый, малиновый.
Цветовая гармония = цветовое равновесие.
Гармония - это философско-эстетическая категория, означающая целостность, слитность, закономерную связность всех частей и элементов формы.
Цветовая гармония - это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующие органическое целое и вызывающие эстетическое переживание.

1. Монохромная гармония построена на основе одного цвета. Она создается путем комбинирования выбранного цвета с его светлыми и темными оттенками, полученными путем добавления белого и черного цветов. В результате можно добиться, с одной стороны, сильного тонального контраста, а с другой – тонких цветовых отношений.
2. Гармонические сочетания родственных цветов достигаются благодаря использованию трех цветов, находящихся рядом в цветовом круге. Благодаря близости расположения, такие цвета легко сочетаются.
3. Гармонические сочетания контрастных цветов создаются посредством использования двух цветов, которые расположены друг напротив друга в цветовом круге. Этот прием обычно применяется для создания акцентов. Это позволяет одному цвету дополнять другой таким образом, что один из них привлекает внимание, а другой является фоном. Приступая к созданию, сначала выбирают исходный цвет, затем определяют соответствующий ему контрастный цвет. Создавая гармонию контрастных цветов, можно добавить к каждому из сочетаемых цветов ахроматические цвета.
4. Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов – наиболее распространенный вид цветовых гармоний, образующий равнобедренный треугольник в цветовом круге. Здесь гармония достигается через использование какого-либо цвета и цветов, смежных с его дополнительным. Такие цвета более мягкие, нежели сочетание просто двух дополнительных цветов. Характерной особенностью составления гармонических сочетаний родственно-контрастных цветов является присутствие в сочетаниях одинакового количества главного и контрастирующего цветов.
5. Гармонические сочетания «Триада» – сочетание трёх цветов, равноудаленных друг от друга и образующих равносторонний треугольник в цветовом круге. Чтобы добиться гармоничности в триаде, один цвет берут за главный, а два других используют для акцентов.

57. Фактура. Виды фактур. Фактура – это характер поверхности предмета, определяющийся свойствами материала, из которого он состоит, и способом его обработки, воспринимается нами обычно зрительно и осязательно, проводя рукой по поверхности предмета. Элементы фактуры могут быть различными и могут занимать промежуточное место между такими состояниями плоскостной композиции, как гладкая поверхность и рельеф.
Шероховатые и гладкие, твердые и мягкие, блестящие и матовые, прозрачные и непрозрачные.

58. Контрастные сочетания фактур. Примеры. Дерево + натур, камень; рельефная + гладкая поверхность; кожа + дерево.

· Нюансное цветовое сочетание

Отношение цветов между собой могут быть контрастными, а могут быть и сближенными — нюансными. Гармонизировать нюансные цвета сравнительно легче, чем контрастные, но это не означает, что они всегда предпочтительнее.

Нюанс — это едва уловимый переход, оттенок в цвете, звуке, форме.

Задача нюансной согласованности цветовой среды требует для моноцветности композиции, использования принципов нюансной растяжки цвета и цветового вхождения.

Распространенным примером построения нюансно-согласованной цветовой среды является использование сближенных цветов, цветов одной группы.

Органичное сочетание цветов с целью их нюансной согласованности достигается при использовании цветов и их оптической смеси, что видно на примере колористического решения предлагаемой композиции.

В природе нюанс, в основном, служит средством маскировки, как для сохранения своей жизни, так и для охоты. Нюансные сочетания наиболее характерны для животных и растений средних широт, севера, непроходимых тропических джунглей и т. п. Там, где в меньшей степени наблюдается контраст света и тени, связанных с солнцем. Нюансные сочетания подчеркивают взаимосвязь всех элементов природы, объединяют все живые существа в единую гармоничную цветовую гамму.

Нюанс несет в себе едва заметный переход, оттенок, сглаживает монотонность и жесткость формы.

Важным фактором, влияющим на производственную среду, являются цветовые и световые нюансы.

В художественном конструировании малых форм (электробритв, транзисторов, авторучек, ювелирных изделий и т. п.) нюансировка создает высокие индивидуальные качества формы изделия. Нюанс — одно из самых тонких средств в палитре художника-конструктора.

60,Фактура. Это строение поверхности природного ма териала или приданное ему в процессе обработки (рустовка).

Фактура создает зрительный образ изделия и выступает одним из основных источников осязательной информации. Именно различие фактур дает нам возможность различать на черно-белом изображении воду и металл, снег и бумагу.

Масштабность. Одно из основных качественных свойств архитектурного сооружения и важнейшее средство архитектурной композиции, определяющее такое соотноше ние размеров частей, членений и деталей сооружения, которое дает гармоничное сочетание их с размерами человека и окру жающей средой.

1. Человек есть мера всех вещей.

внутреннего пространства.

3. Масштаб определяется соотношением частей и целого.

Характерными случаями нарушения масштабности яв ляются:

1. Композиционный прием, свойственный большому зданию и примененный к малому сооружению (и наоборот).

2. Несоответствие размеров отдельных частей или дета лей сооружения общему масштабному строю.

3. Несоответствие масштаба здания окружающей среде.

 

61. Понятие знака в дизайне. Структура знака. Знак – это материальный, чувственно воспринимаемый предмет (вещь,

явление, действие, признак), выступающий в качестве представителя другого

предмета, свойства или отношения, и используемый для получения,

хранения, переработки и передачи информации.

Наука, изучающая знаки и знаковые системы называется семиотика.

Также семиотикой называют сами знаковые системы. Например,

графический дизайн – это семиотика.2. Структура знака. Любой знак состоит из следующих частей:

- Означающее – материальная сторона знака, план выражения.

Например, в графическом дизайне, это само изображение.

- Означаемое – идеальная сторона знака, план содержания. В

графическом дизайне это может быть рекламируемый товар, или идея

плаката.

- Знак – результат взаимодействия означающего и означаемого.

Например, это может быть мысль о том, что только данный товар обеспечит

путь к счастью (изображенному посредством красивой картинки -

означающего).

Таким образом, в композиции знак – это соотношение графического

носителя и его смыслового содержания.


62. иконический знак. Иконический знак характеризуется совпадением графического
носителя и его смыслового содержания. То есть изображение достаточно сильно похоже на изображаемый объект. Означающее и означаемое иконического знака связаны сходством, подобием. Другим словами, иконический знак мотивирован, то есть изображение полностью оправдано изображаемым. Можно поставить знак равенства между изобразительностью и иконичностью. Любое более-менее реалистическое изображение уже является иконическим знаком. К иконическим знакам относятся фотографические изображения, наиболее понятные пиктограммы. Иконические знаки невозможны для абстрактных понятий. Невозможно с достаточной степенью реалистичности изобразить «добро» или «вечность». В современном дизайне иконический знак отличается тем, что это изображение, предназначенное для визуальной коммуникации. То есть когда речь идет об иконическом знаке в дизайне, имеется в виду не столько реалистическое изображение, сколько несколько упрощенное, стилизованное изображение, сохраняющее, тем не менее, сильное сходство с изображаемым объектом. Иконический знак, предназначенный для визуальной коммуникации, упрощен, чтобы быстрее читаться. Таковы, например, значки, маркирующие туалет или гардероб.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: