Константин Симонов: микрогрупповая работа




Открытый урок

По теме «Константин Симонов: военный поэт»

 

(23.04.2016)

Курс

Форма урока:

Урок-конструктор.

Обучающие цели:

 

— организовать микрогрупповую деятельность учащихся, направленную на их знакомство с творчеством поэта Константина Симонова;

— научить студентов проявлять методическую активность в процессе создания урока на соответствующую тему.

Воспитательные цели:

 

— познакомить учащихся с образцами военной поэзии, связанной с трагическими событиями Великой Отечественной и являющей пример настоящего гражданского патриотизма;

— познакомить учащихся с опытом поэта Константина Симонова, показывающего пример преодоления смерти через высокую человеческую привязанность.

 

План урока:

Слово преподавателя о военной литературе 40-х гг.

Музы и пушки

Существует известный афоризм: когда говорят пушки, музы молчат. На войне приходится воевать, писать некогда: «Когда идёшь в снегу по пояс, ∕ О битвах не готовишь повесть…» (С. М. Гудзенко, 1942). И всё же настоящая литература находит для себя возможности появиться на свет.

Так было в Крымскую войну, на которой Л. Н. Толстой написал знаменитые «Севастопольские рассказы», в Русско-турецкую 1878-1879 гг., следствием которой явились многие рассказы В. Гаршина, в Гражданскую войну, после которой родились «Разгром» А. Фадеева, «Конармия» И. Бабеля, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Вечер у Клер» Г. Газданова.

Так что можно вспомнить и другое высказывание на тему «муз и пушек»: «Война рождает писателей и книги» (С. Гудзенко).

 

Писатели

 

Первые военные произведения были созданы писателями старшего поколения и журналистами, которые приезжали на передовую освещать события. Это публицистика И. Эренбурга, военные очерки А. Платонова, К. Симонова, В. Гроссмана.

Войной рождаются новые произведения А. Гайдара, Б. Горбатова, А. Твардовского.

На войне пишутся песни, которые подхватываются всей страной: «В землянке» А. Суркова, «Катюша» М. Исаковского, «Жди меня» К. Симонова.

 

[Преподаватель ставит на проигрывателе песню «В землянке» 1942 года в исполнении Л. Утёсова.]

 

К сожалению, война уносит жизни многих талантливых поэтов и писателей. Так, в 1941 году погиб А. Гайдар, в 1942 — П. Коган и Н. Майоров, в 1943 — М. Кульчицкий.

Симонов

Одним из главных поэтов военного поколения был Константин Михайлович Симонов. Так, иностранный журналист Александр Верт, который почти всю войну провёл в Советском Союзе, в своей книге «Россия в войне 1941-1945 гг.» писал: «Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый».

Константин Симонов: микрогрупповая работа

Студенты разбиваются преподавателем на 4 микрогруппы, каждой из которых предлагается подготовить свой фрагмент урока по жизни и творчеству Константина Симонова с тем, чтобы в конце большая группа представила сконструированное занятие по этому поэту.

 

1 микрогруппа:

 

Работа с биографией К. Симонова:

 

а. 7 фактов биографии К. Симонова,

б. иллюстрирование их фотографиями (1 факт — 1 фотография),

в. обложка к альтернативному сборнику Симонова.

 

2 микрогруппа:

 

Работа со стихотворением К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»:

 

а. выразительное чтение стихотворения;

б. комментарий: кому оно посвящено;

в. идея: о чём эти стихотворение;

г. иллюстрация к стихотворению.

 

* * *


А. Суркову


Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,

 

Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: — Господь вас спаси! —
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.

 

Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,

 

Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.

 

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина —
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.

 

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.

 

Ты помнишь, Алёша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

 

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала: — Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.

 

“Мы вас подождем!”— говорили нам пажити.
“Мы вас подождем!”— говорили леса.
Ты знаешь, Алёша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.

 

По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.

 

Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,

 

За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.
1941г.

 

3 микрогруппа:

 

Работа со стихотворением К. Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете…»:

 

а. выразительное чтение стихотворения;

б. комментарий: почему важно, откуда майор везёт мальчика;

в. идея: о чём эти стихотворение;

г. иллюстрация к стихотворению.

 

* * *


Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.

 

Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.

 

Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.

 

Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой…

 

Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.

 

Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.

 

За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
1941г.

 

4 микрогруппа:

 

Поэты военного поколения [обертон]: выбрать троих из 5, о каждом выбранном — по 3 факта биографии, от каждого 1 стихотворение, 1 иллюстрация к одному из стихотворений.

 

Конструирование урока

Микрогруппы по очереди представляют свою работу, предварительно закрепив её на ватмане — сверху вниз слева направо.

 

1 микрогруппа:

 

Прикрепляет портрет Константина Симонова на ватман, озвучивает и прикрепляет 7 кратко записанных фактов биографии Симонова, показывает и прикрепляет нарисованную обложку альтернативного сборника стихов Симонова.

 

2 микрогруппа:

 

Прикрепляет стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» на ватман, озвучивает стихотворение, комментирует и прикрепляет комментарий и идею стихотворения, показывает и прикрепляет иллюстрацию к стихотворению.

 

3 микрогруппа:

 

Прикрепляет стихотворение К. Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете…» на ватман, озвучивает стихотворение, комментирует и прикрепляет комментарий и идею стихотворения, показывает и прикрепляет иллюстрацию к стихотворению.

 

4 микрогруппа:

 

Прикрепляет портреты 3 поэтов военного поколения, озвучивает по 3 факта биографии каждого, 3 стихотворения, прикрепляет под портрет соответствующего поэта одно стихотворение (то, к которому была выполнена иллюстрация), прикрепляет иллюстрацию к этому стихотворению на ватман.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: