РЕФЕРАТ
На тему:
«Общая характеристика предприятия РУПП «БеЛАЗ» и анализ существующей системы управления материальными потоками»
МИНСК, 2008
Общая характеристика предприятия, его организационно-управленческая структура
Государственное предприятие «БелАЗ» является одним из ведущих производителей большегрузных автосамосвалов и различной техники для крупных строек, металлургических предприятий, аэропортов, карьеров по добыче полезных ископаемых.
Начало истории существования этого крупнейшего завода можно отнести к августу 1947 года, когда было начато строительство завода торфяного машиностроения недалеко от железнодорожной станции Жодино. В марте 1951 года завод «Торфмаш» был преобразован в завод дорожных и мелиоративных машин – «Дормаш», а 17 апреля 1958 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР "О создании Жодинского машиностроительного завода по производству самосвалов грузоподъемностью 25 тонн и седельных тягачей на их базе", на основе завода «Дормаш».
В 1961 году началось проектирование принципиально новой конструкции автомобилей-самосвалов для разработки полезных ископаемых открытым способом. С сентября 1965 года предприятие полностью перешло на серийный выпуск самосвалов БелАЗ-540 грузоподъемностью 27 тонн. В последующие годы предприятие постоянно стремилось к совершенствованию выпускаемой продукции, вело разработку и выпуск новых видов техники. В декабре 1990 года был собран первый опытный образец сверхтяжелого карьерного автомобиля-самосвала для горнорудной промышленности грузоподъемностью 220 тонн.
В структуре Белорусского автомобильного завода находится комплекс основных и вспомогательных цехов, необходимых для выполнения производственного процесса изготовления карьерной техники, товаров народного потребления и других видов продукции и оказания услуг. Также в состав завода входят управления и отделы, обеспечивающие создание и освоение новой техники, технико-экономическое планирование, учет, материально-техническое обеспечение, маркетинговые исследования, реализацию продукции.
Организационно-управленческая структура РУПП «БелАЗ» представлена в приложении 1.
Функции и задачи по организации и управлению производством на РУПП «БелАЗ» закреплены соответствующими положениями за конкретными подразделениями и должностными инструкциями их руководителей.
На предприятии разрабатываются более гибкие структуры управления, позволяющие улучшить управляемость структурными подразделениями, повысить оперативность в управлении и исполнительскую дисциплину.
За последнее время введены в действие новые структурные схемы управления и новые штатные расписания более 20 структурных подразделений. При этом из старых структур исключались неэффективно работающие звенья (цехи, участки, службы, бюро, группы) и отдельные должности.
Характеристика выпускаемой продукции и её рынков сбыта
РУПП ‘БелАЗ’ осуществляет разработку, производство и сбыт продукции следующих видов:
1) карьерные самосвалы большой и особо большой грузоподъемности (от 30 до 220 тонн), предназначенных для перевозки горной породы, сыпучих грузов на открытых разработках месторождений полезных ископаемых, строительстве крупных промышленных гидготехнических сооружений;
2) специальные и специализированные транспортные средства;
3) автомобильные прицепы и полуприцепы;
4) аэродромные тягачи, погрузчики, бульдозеры, передвижные емкости для жидких и газообразных продуктов;
5) товары народного потребления (ТНП).
Кроме этого, завод осуществляет фирменное обслуживание производимой автомобильной техники.
Основными потребителями продукции ПО «БелАЗ» являются предприятия СНГ и прежде всего России, с которыми налажены и поддерживаются прямые хозяйственные связи по вопросам приобретения автотехники. Осуществляется поставка автосамосвалов и на рынок стран дальнего зарубежья.
В Республике Беларусь рынок карьерных самосвалов грузоподъемностью 30-55 тонн ограничен использованием их только несколькими добывающими предприятиями, в карьерах которых РУПП «БелАЗ» проводит и испытание этой техники. Доля поставок в Беларусь составляет около 5% по всей продукции.
Структура экспорта РУПП «БелАЗ» по регионам мира представлена в приложении 2.
Основными потребителями продукции завода в России являются предприятия Кузбасского угольного бассейна, металлургические и добывающие предприятия Уральского региона, Курской магнитной аномалии, горнодобывающие предприятия Дальнего Востока и Кольского полуострова, эксплуатирующих основной парк карьерных самосвалов марки «БелАЗ» грузоподъемностью 30-220 тонн.
Сохраняя приоритетность в поставках своей продукции на рынок СНГ, предполагается также усилить работу по продвижению продукции на рынки всех регионов мира и, в первую очередь, страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки.