КОМПОЗИЦИЯ ПРИЧЕСКИ
Понятие «композиция прически».
Основные законы композиции
Художественным оформлением прически принято называть процесс создания по конкретным канонам красоты как отдельных элементов, так и всей прически в целях получения зрителем определенных ассоциативных ощушениЙ. Во все времена прическа особенностями своей формы выражала определенные идеи: прическа стиля барокко - высокопарность, театральность; стиля рококо - изящество, некоторое легкомыслие и т.д. Отсюда проистекают наши устойчивые представления о характере линий, деталей разных причесок и, следовательно, об их эмоциональнопсихологическом воздействии на зрителя. Таким образом, прическа как обобщенное художественное целое, способное вызвать у зрителя при восприятии определенные эмоции и ассоциативные ощушения, представляет собой в совокупности с обликом человека некий художественный образ.
Художественное оформление прически непосредственно связано с композицией, т. е. гармоничным сочетанием, расположением ее составных элементов. Композицией называется также и результат этого действия - сама прическа.
Основой композиции прически является совокупность образующих ее форму частей, соотношение этих частей, общие пропорции (масштабность), силуэт. от того, насколько удачно решена композиция в целом, зависят красота и выразительность прически. Если не будет согласованности в сочетании основных частей прически, если не найдены ее общие пропорции, никакие приемы украшения не сделают прическу красивой и привлекательной.
Парикмахеру-модельеру приходится работать с разнообразными прическами. В одних главенствует «чистая» лаконичная форма, в других под сложно разработанным декором геометрическая форма лишь угадывается, но в любом случае в основе каждой формы определенная система пропорций, обусловленная художественным замыслом.
Пропорции прически, ее соотношение с лицом, фигурой (масштабность) играют решающую роль, так как они придают ее форме, а следовательно, и силуэту определенный характер. Например, крупные формы деталей прически, имеющие больщую протяженность в горизонтальном направлении, чем в вертикальном, производят впечатление тяжеловесности, и никакие декоративные ухищрения не избавят прическу (и, конечно, образ) от некоторой приземленности (вертикальные линии чаще всего дают обратное ощущение). Следовательно, образная выразительность прически достигается путем ее определенного построения, т. е. композицией.
Целесообразной композицией прически парикмахер-модельер выражает содержание своего замысла, делает его конкретным, доходчивым и впечатляющим. Непрофессионал в оценках прически может пользоваться словами «нравится» ИЛИ «не нравится», не вникая в тонкости композиции; парикмахер-модельер в своем анализе модели должен четко определять, почему нравится или не нравится та или иная композиция.
для этого необходимо знать объективные закономерности композиции: компоненты композиции и композиционные средства.
Компонентами композиции прически (как художественного произведения) являются форма и силуэт, линии (конструктивные и декоративные), цвет, отдельные детали прически и декор (украшающие элементы).
Композиционными средствами, или приемами, композиции являются пропорции (масштабность, композиционное единство всех элементов), симметрия и асимметрия (композиционное равновесие, статика и динамика), ритм, контраст, нюанс.
Существуют еще два обязательных компонента композиции: единство стиля и образность формы. Их достижение зависит от умения парикмахера-модельера передать дух времени в самом облике прически. Образность формы в сфокусированном виде представляет собой все лучшее, что связано с нашими представлениями о прическе данного вида и времени.
Назначение прически и замысел парикмахера-модельера определяют выбор компонентов композиции и композиционных средств. Разработать композицию модели - значит определить характер всех ее компонентов, добиться их соподчинения и допол нения одного другим, выявления художественной образности, т. е. общей гармонии прически, черт лица клиента, его фигуры и котюма. Гармония как основа понимания красоты означает соглаованность в сочетании частей единого целого, в нашем случае оздающих образ человека.
Гармоническая цельность, с одной стороны, представляет собой четкость выражения замысла, с другой - обеспечивает точное его восприятие. Это составляет основополагающий закон: цельность композиции. Любая композиция может рассматриваться как определенная система, основанная на сочетании элементов главных, менее значимых и второстепенных. Отсюда можно сформу.lировать следующие законы композиции:
• подчинение компонентов композиции и композиционных редств назначению прически;
·наличие композиционного центра;
·соразмерность частей и компонентов композиции между собой, с лицом и фигурой человека.
Подчинение компонентов композиции и композиционных средств назначению прически. Нет необходимости доказывать, что сложная фантазийная прическа, например, неуместна на работе или спортплощадке. Столь же очевидна несообразность появления на приеме, имеющем подчеркнуто официальный характер, человека с длинными распущенными волосами. Все в композиции должно подчиняться назначению прически и подчеркивать это назначение. Иначе говоря, практическое назначение прически должно являться содержанием ее художественной формы. Существует три правила, выражающие этот закон:
1) органическое единство назначения прически и ее формы (функциональность);
2) соответствие исходных данных назначению и форме прически;
3) единство исходных данных и украшений (декора).
Форма любой прически должна отвечать непосредственному ее назначению, быть целесообразно построенной, т. е. прическа должна быть функциональной. Например, прическа работниuы у станка должна быть либо в виде короткой стрижки, либо иметь компактную форму - это позволит избежать опасности попадания длинных волос в движущиеся или вращающиеся части станка. Прически спортсменок чаще всего характеризуются короткими стрижками: во-первых, прав илам и соревнований (особенно в игровых видах спорта) запрещено использование металлических заколок, шпилек и т. д. - они могут оказаться причиной травмы; BO-BTOPЬ~, спортсменам часто приходится пользоваться душем, и прически из длиннь~ волос доставляют много хлопот. При создании прически необходимо предусматривать удобство ухода за ней, ее сохранность и т. п.
Парикмахер-модельер в своей работе имеет дело с особым исходным материалом - волосами. Этим во многом объясняется специфика композиционных свойств прически (не только техническая возможность создания тех или иных форм, но и композиционное обоснование).
Архитектоника, т. е. взаимообусловленность конструкции и формы, выраженная в материале, - наиболее существенное в композиции любого произведения (и прически тоже). Любая деталь прически и ее форма в целом могут выглядеть красивыми только при одном условии, если в ней отражены особенности материала, т. е. волос. Прическа всегда должна оставаться прической. Нетрудно, применяя каркасы, используя большое количество лака и т.Д., создать формы практически любого вида, но красивыми будут выглядеть только те, в которых найдут отражение естественные для волос состояния.
Долговременность повседневной прически является одним из важнейших показателей в ее оценке.
Волосы могут быть по фактуре рыхлыми, эластичными, сыпучими, тонкими, толстыми и т.Д. Художественная (и практическая) ценность прически обеспечивается учетом исходных данных и, как следствие, применением тех или иных композиционных средств и технических приемов, которые выявляют замысел художника и вполне отвечают форме и назначению модели.
для украшения прически можно использовать волосяные изделия, бижутерию, ленты, обручи, цветы, локоны из собственных волос клиентки или манекенщицы, характерное вычесывание отдельных прядей, их лакировку, различные цветные пудры и Т.П.
Применение любых видов декора в каждом конкретном случае должно композиционно соответствовать исходным данным и отвечать назначению прически. Прежде чем применить отделку в композиции прически, необходимо определить ее характер, вид и технику вьшолнения. Украшения не должны противоречить структурно-фактурным качествам волос (исходным данным), а также форме прически. Часто применение декоративных украшений, особенно в нарядных прическах, вызывается не столько желанием еще более украсить композицию, сколько необходимостью скрыть изъяны прически, которые возникают вследствие нехватки волос. Такими недостатками прически могут оказаться лишние проборы, исходные точки разворотов прядей, пустые места в объемно-пространственной структуре прически, представляющиеся по тем или иным соображениям неэстетичными. Прикрывая недостатки различными украшениями, создают «композиционные мостки», помогающие обойти неприятности такого рода.
Приблизительно с той же целью используются (чаще всего в прическах из длинных волос) разнообразные декоративные заколки, гребни и т.Д., которые, фиксируя детали причесок на оп зеленных местах, придают модели дополнительную нарядность большую образную выразительность.
Однако следует подчеркнуть, что отлично спроектированная
'одель, представляющая собой законченное композиционное це.10е, как правило, не нуждается ни в каких дополнительных украшениях, за исключением тех случаев, когда необходимо заост'лпь идейную направленность композиции и когда украшения органически входят в композицию модели, придавая ей однозначный
Характер. Когда украшения своим содержанием помогают выразить назначение и художественный замысел прически, они становятся активными и выразительными элементами в композиции, и наоборот, украшения разрушают цельность композиции, если они своим содержанием не соответствуют общему назначению прически и ее исходным данным.
Наличие композиционного центра. Существуют разные толкования понятия <<центр (акцент) композиции», однако в большинстве случаев оно трактуется как место сосредоточения основных, важнейших связей между всеми элементами прически. Как прави.10, это и смысловой центр модели.
Например, в прическе из длинных волос, собранных в небольшой узел на нижней части затылка, композиционным центром является именно этот узел. Его может быть и не видно в анфас, но смысловой акцент придает форме прически композиционную завершенность. Иными словами, композиционный центр может располагаться на любой части головы, но его местонахождение, объединение с другими компонентами в качестве главного акцента композиции должно способствовать наиболее четкому раскрытию замысла художника-модельера и образности модели.
Композиционный центр может не совпадать с геометрическим центром или осью симметрии. В таком случае возникает динамика, напряженность.
Все компоненты, составляющие композиционный центр в решении композиции модели прически, разделяются на два вида: главные, к которым относится все то, что образует объемную форму (объемная форма с контурными очертаниями), и декоративноконструктивные (локоны, челки, украшения и т.д.). Каждый из компонентов может быть единственным в качестве главенствующего композиционного центра или объединен с другими компонентами.
Как правило, совокупность двух-трех компонентов в качестве основного акцента композиции способствует более полному раскрытию замысла и образности модели.
Важным свойством композиции прически является равновесие объемной формы, т. е. такое ее состояние, при котором все элементы сбалансированы между собой. Композиционное равновесие зависит от распределения основных компонентов компози ции относительно ее центра и связано с организацией пространства, с пропорциями, пластикой формы, цветотональными отношениями отдельных частей целого.
Таким образом, основными положениями второго закона композиции являются:
• выявление акцента композиции и подчинение ему других компонентов;
• уравновешенность композиции.
На практике это означает, что характерная особенность главных компонентов, образующих композиционный центр, предопределяет стиль, форму, размеры и взаиморасположение его второстепенных, т. е. декоративно-конструктивных компонентов.
Соразмерность частей и компонентов композиции между собой, с лицом и фигурой человека. Важным фактором в этом законе выступает масштабность, т. е. отношение величины формы прически к величине головы, частям и деталям лица, фигуре человека, соотношение частей формы между собой и отношение каждой части ко всей форме прически с учетом величины главной модной детали.
Масштабность имеет прямую связь с цветом и фактурой как всей прически, так и ее отдельных деталей. Так, прическа из светлых волос кажется несколько больше, чем точно такая же из темных волос; различные в цветотональном отношении детали прически в зависимости от других элементов могут в общей композиции казаться меньше или больше.
Количество, величина и форма деталей прически, их соразмерность и согласованность с моделью в целом должны обязательно уточняться в процессе моделирования, так как изменение любого компонента, как правило, влечет за собой изменение его расположения, или формы и объема той части прически, где этот компонент располагается, что, в свою очередь, соотносится с общим объемом прически, головы и фигуры человека.
Итак, композиция может быть цельной, если при ее создании соблюдались рассмотренные выше законы и положения, ибо цельность композиции, отметим еще раз, - это подчиненность второстепенного главному, взаимосвязь всех компонентов, уравновешенность.