Тема урока: «Поэты, писатели-просветители башкиркого народа»




 

Учебный материал:

Во второй половине XIX века, после упразднения в 1865 году кантонной системы управления, начинается новый этап в развитии общественной мысли Башкортостана. Этот период с полным на то основанием может быть назван эпохой башкирского просвещения, которая охватывает историческое время с 60-х годов XIX столетия до начала ХХ века. Наиболее известными деятелями башкирского просвещения были М.Бекчурин (Биксурин), А.Куватов, Б.Юлуев, М.Уметбаев, М.Акмулла, Р.Фахретдинов, М.Баишев, Ю.Бикбов и др. Если характеризовать башкирское просветительство в целом, его интеллектуальный потенциал определяется, во-первых, ориентацией на проблему человека, а отсюда и абсолютизация роли морально-этического фактора как важнейшего средства общественного прогресса. Во-вторых, башкирское просветительство выделяется своей слабой обращенностью к политическим проблемам, в нем почти не затрагиваются национальный вопрос, национальное самоопределение и национальный суверенитет.В-третьих, башкирское просветительство было устремлено к национальному самопознанию, чтобы лучше узнать свой народ. Этим объясняется увлечение многих просветителей этнографией и фольклором. Они пишут исторические статьи, публикуют песни, легенды, пословицы и поговорки.

В отличие от религиозных деятелей башкирские просветители-демократы Мухаметсалим Уметбаев (1841-1907), МифтахетдинАкмулла (1831-1895), МажитГафури (1880-1934), Шайхзада Бабич (1890-1919), ДаутЮлтый (1893-1938) обнажали остроту социальных проблем, для них был неприемлем путь сглаживания противоречий.

В этой переломной эпохе сформировались такие деятели башкирской культуры, как ЗакиВалиди, АбдулкадирИман, ГалимжанТоган, МухаметшаБурангулов. Эти деятели, работая в экстремальных условиях, смогли оставить после себя немеркнущие творения, составившие золотой фонд башкирской культуры. ЗакиВалиди (1890-1970) - лидер башкирского национального движения, один из создателей башкирской автономии, написавший сотни трудов по истории и культуре тюркских народов, в том числе и башкир. АбдулкадирИнан (1889-1974) -исследователь, вложивший немалый труд в тюркологическую науку. МухаметшаБурангулов (1888-1968) - выдающийся башкирский фольклорист, благодаря неустанной деятельности которого удалось сохранить жемчужины башкирского эпоса.

М. Уметбаев. Общественно-политические воззрения М.Уметбаева (1841-1907) тесно связаны с его социально-экономическими и правовыми взглядами. В своих работах просветитель рассматривает культуру башкир под углом зрения социально-экономических и политических отношений. О М. Уметбаеве можно говорить как о самобытном мыслителе своего народа.

Русская общественная мысль оказала определяющее воздействие на формирование мировоззрения башкирских просветителей. Их деятельность проходила в непосредственном общении с русскими учеными: историками, экономистами и публицистами. Например, М.Уметбаев был хорошо знаком с историком-краеведом Р.М.Игнатьевым, венгерским ученым ВильмашиПроле и др. Изучение творчества таких видных русских писателей, как А. С. Пушкин, И. А. Крылов, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой и других, явилось вершиной формирования мировоззрения М. Уметбаева. Так, его мысли относительно морального усовершенствования человека тесно перекликаются с высказываниями некоторых революционных демократов о том, что добродетель должна быть сознательной. По мнению М. Уметбаева, разум был одним из основных требований нравственности. В своих произведениях он стремился пробудить в народе чувство человеческого достоинства, установить такие нормы морали, которые диктовались бы здравым смыслом и справедливостью.

М. Уметбаев особенно интересовался историей, философией и литературой античного мира. Знание русского языка, ориентация на русскую культуру помогли ему разобраться в ценностях античной, западно-европейской культуры и использовать их в своих трудах, пропагандировать среди народа. Статьи М. Уметбаева «О городе Риме», «О науке мудрости» широко представляют историю, философию и литературу античного мира. Гомер, Софокл, Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Юлий Цезарь, Октавиан Август - вот неполный перечень великих представителей древнегреческой истории и культуры, имена которых фигурируют в этих статьях и других записях М. Уметбаева. М. Уметбаев не только интересовался художественными завоеваниями, историей и философией древней Эллады, но и проделал большую работу по ознакомлению народа с «мудрыми словами европейских народов», с их достижениями в областях культуры, науки и техники.

Как все просветители народов Урало-Поволжья, в фольклоре М. Уметбаев видел большую силу, способствующую развитию знаний, прогрессу. Об этом свидетельствуют его рукопись «Изречения татарских мудрецов», запись «Арабские нравоучительные слова» и труды «Башкиры». В творчестве М. Уметбаева тесно переплетаются философские и нравственно-этические воззрения. Особенно ярко прослеживается это в ранних произведениях: «Благоденствие», «Завещание и назидание» и др. Несколько его работ носят специально этнографический характер. Это “Заметки о значении слова “тюба”, некоторые разделы из его сборника “Ядкар” и несколько неопубликованных статей, которые хранятся в различных архивах.

Таким образом, просветительство М.Уметбаева может быть охарактеризовано как просвещение в рамках абсолютизма. Обучение детей на родном языке просветитель считал необходимым условием для усвоения европейских наук. Требование М.Уметбаева обучать детей на родном языке вытекает из его представлений о необходимости равенства прав в употреблении языков, а также объясняется практическими соображениями более лучшего овладения науками.

М. Акмулла. Акмуллам, настоящее имя -- МифтахетдимнКамалетдиновичКамалетдимнов, (14 (27) декабря 1831 года ТуксанбамевоКульиль-Минской волости 12-го Башкирского кантона Белебеевского уезда Оренбургской губернии -- 8 (21) октября 1895 года Сыростан Троицкого уезда Оренбургской губернии) -- башкирский, казахский и татарский поэт-просветитель, выдающийся поэт-философ, поэт-мыслитель. Начальное образование будущий поэт получил в родной деревне, учился в медресе соседних деревень Менеузтамак и Анясово, был шакирдом медресе в деревне Стерлибашево, где получал уроки у знаменитого поэта-суфия ШамсетдинаЗаки. Впоследствии Акмулла жил и работал в разных местах: учил детей, занимался различными ремеслами, в частности, работал плотником, а также получил известность как талантливый поэт-импровизатор.

Акмулла путешествовал по югу Башкортостана, а затем в Зауралье. МифтахетдинАкмулла на своей телеге, в специальных отсеках которой он хранил книги и рукописи, столярные и прочие инструменты, кочевал по башкирским аулам верховьев Урала, Агидели, долины реки Миасс, а также в степях Казахстана, распространяя среди людей гуманистические идеи, в том числе взгляды татарских просветителей. Весной и летом, переезжая из аула в аул, с яйляу на яйляу, на сабантуях состязался с известными сэсэнами в искусстве поэтической импровизации, а также читал свои стихи перед народом. Не понаслышке зная жизнь простого народа, МифтахетдинАкмулла сам сталкивался с притеснениями со стороны богачей. По доносу казахского бая БатучаИсянгильдина был осуждён за уклонение от службы в царской армии и на четыре года (1867--1871 гг.) заключён в Троицкую тюрьму. Будучи в заключении, Акмулла создал множество широко известных произведений: «Место мое -- в зиндане» («М??амыммине? -- зиндан») и другие. Смерть Акмуллы была неожиданной и трагичной. В ночь на 14 (27) декабря 1895 года по дороге из Троицкa в Златоуст недалеко от Миасского завода вблизи железнодорожной станции Сыростан был убит.

Большинство своих произведения Акмулла создавал на башкирском и казахском языках. Писал на языке тюрки (старотатарском). Однако чаще им использовался своеобразный смешанный татарско-казахский язык с некоторыми элементами разговорной речи башкир. Отдельные стихи -- на старотатарском. До Октябрьской революции его книги выходили на татарском языке, но и в них часто встречаются отдельные башкирские и казахские слова и словосочетания, идиоматические выражения и сравнения, не говоря уже о традиционных образах из башкирского и казахского фольклора.

Акмулла проповедовал просветительские идеи, рассматривал поэзию как средство непосредственного общения с народом. Поэтому язык его произведений более доступен, содержит сравнительно меньше арабизмов и фарсизмов, характерных для литературного языка того времени. Акмулла писал свои стихи большей частью в классической форме рубаи, но использовал и другие поэтические формы. Творчество Мифтахетдина было пронизано гуманистическими идеями того времени, включило в себя передовые веяния общественной жизни России. Оно заслужило любовь и признание среди населения, а также оказало благотворное влияние на развитие литературы многих тюркоязычных народов. Его псевдоним Акмулла означает «светлый, праведный учитель».

Основным способом добиться облегчения жизни простого народа он видел в просвещении, в овладении знаниями, в искоренении невежества. В мировоззрении Акмуллы центральное место занимал вопрос о месте знаний в жизни общества. Придерживался позиций идеализма в понимании законов общественного развития, считал, что социальное бесправие народа можно устранить путем просвещения. Это отразилось, например, в стихотворении «Назидания». Для Акмуллы центральное место в системе его ценностей занимали знание и воспитанность, внутренняя чистота человека, проблемы морального, нравственного порядка.

Творчество Акмуллы образовало целую поэтическую школу. Воздействие его творчества отмечали Г. Тукай, М. Гафури, Ш. Бабич, Д. Юлтый, Ш. Аминев-Тамьяни,СайфиКудаш и др. Стихи поэта распространялись в устной рукописной форме по аулам и кочевьям. В 1892 году элегия «Памяти ШихабутдинаМарджани» была издана отдельной книгой в Казани. Эта небольшая книга стала первым и последним прижизненным изданием произведений поэта.

Р. Фахретдинов. РизаитдимнФахретдимновичФахретдимнов, Риза Фахретдинов, (4 (17) января 1859, д. Кичучатово, Бугульминский уезд, Самарская губерния -- 11 апреля 1936,Уфа, Башкирская АССР) -- выдающийся башкирский и татарский писатель-просветитель, учёный-востоковед, религиозный деятель. Муфтий ЦДУМ (1922--1936). Учился в сельском медресе. Владел арабским, персидским, турецким и русским языками. Литературное и научное творчество РизаитдинаФахретдинова, его журналистская и редакторская деятельность оказали значительное влияние на развитие духовной культуры народов Урало-Поволжья. Его имя было широко известно в Средней Азии и Казахстане. (см. [11], [12])

В 1867--1868 гг. РизаитдинФахретдинов учился в медресе Чистополя у шейха Закира-ишана Камалова. В 1869--1889 гг. Фахретдинов учился и преподавал в медресе деревни Нижние Шельчелы. Здесь в 1884 году (то есть через год после создания) в его руки попала газета «Тарджеман» Исмаила Гаспринского. В последние годы учёбы Фахретдинов заинтересовался творчеством улемов-реформаторов А. Курсави, Ш. Марджани, Дж. Афгани, М. Абдо.

В 1887 году в Казани опубликована «Книга по морфологии» («Китабеэттэсриф») -- первое произведение РизаитдинаФахретдинова, посвященное арабскому языку. В 1891 году переехал в Уфу, где служил казыем в Оренбургском магометанском духовном собрании. 20 августа 1891 году утверждён в звании ахуна.

Закончил свой творческий и жизненный путь на посту муфтия России и Сибири в 1936 году в городе Уфа, не дожив несколько месяцев до массовых арестов руководства Духовного управления. РизаитдинФахретдинов является крупным религиозным философом Башкирии.

Риза Фахретдинов по прибытии в Уфу приступает к систематизации этого богатейшего на Урале архивохранилища, и деятельность его на этом поприще, которую он с не меньшей настойчивостью и с большим энтузиазмом и увлеченностью продолжил в 20-е и 30-е годы, справедливо оценивается как подлинный научный подвиг ученого. В тот же период жизни он пишет и издает основные части первых двух томов своего знаменитого биобиблиографического труда «Асар» («Сочинения»), из печати выходят книги «Воспитанная мать», «Воспитанный отец», «Воспитанный ребенок», «Воспитанная женщина», «Семья», «Назидания», «Знаменитые женщины», «Воспитание учащегося», «Учение воспитанности», «Путешествие Марджани», «Путешествие Исмаила и др. Имя Ризы Фахретдинова становится широко известным во всем российском Востоке.

Переезжает он в город Оренбург в 1906 году по приглашению редакции газеты «Вакыт» («Время»), через год после того, как, отказавшись от должности казыя в Духовном управлении мусульман в Уфе, решил полностью посвятить себя творческой работе. В Оренбурге первое время он работает в редакции названной выше газеты, печатается на ее страницах под псевдонимом Морат. А с января 1908 по январь 1918 года, с первого до последнего номера, редактирует двухнедельный общественно-публицистический и литературно-художественный журнал «Шура», издававшийся татарскими буржуазными деятелями, золотопромышленниками ШакиромСадыковичем и ЗакиромСадыковичемРамеевыми. Второй из братьев - ЗакирРамеев - вошел в историю как известный поэт под псевдонимом Дэрдменд.

С начала двадцатых годов работает над рукописью книги «Приезд Ибн-Фадлана в Булгар», составляет третий и четвертый, оставшиеся в рукописи, тома биобиблиографического труда «Асар», приводит в порядок материалы своего богатого личного архива, часть из них отправляет в Ленинградское отделение Института востоковедения АН СССР. Этот последний период в жизни ученого знаменателен тем, что, наряду с другими работами, были завершены последующие третий и четвертый тома «Асара» - одного из главных трудов Р.Фахретдинова, ставшего своеобразным памятником его подвижническому труду. Р.Фахретдинов выступил в литературе как виднейший представитель просветительской мысли в Башкортостане.

М. Бекчурин. БекчуринМирсалихМирсалимович (1819--1903,Оренбург) -- российский ученый-лингвист, переводчик, публицист, педагог, фольклорист. Имеются сведения, что М. М. Бекчурин обучался в медресе с. Стерлибашево. (см. [12])

В 1838 году Мирсалих заканчивает Оренбургское Неплюевское военное училище, получив начальный чин коллежского регистратора. В апреле 1841 года М. М. Бекчурин был командирован в Неплюевское военное училище для того, чтобы во время отсутствия учителя вести обучение арабскому и персидскому языку в Азиатском отделении. До 1878 года он с небольшими перерывами служит учителем восточных языков в этом училище (в 1844 году переименовано в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус, в 1866 году -- в Оренбургскую военную гимназию). Работает он и в других учебных заведениях -- в школе для «киргизских» детей при Оренбургской пограничной комиссии (1860--1869 гг.), 4-м Оренбургском военном училище (1867--1870 гг.). Преподает тюрки, арабский и персидский языки.

В 60-х годах XIX века М. М. Бекчурин в качестве переводчика участвует в походах российской армии в Среднюю Азию. М. М. Бекчурин состоял переводчиком при командующем войсками Оренбургского военного округа Н. А. Крыжановском. Выступал М. М. Бекчурин в качестве переводчика и в мирное время. В 1867--1868 годах он сопровождал в качестве главного переводчика депутацию жителей Туркестанской области к императорскому двору. Также, в 1881 году он сопровождает в Санкт-Петербург депутацию казахов Тургайской и Уральской областей для поздравления по случаю восшествия на престол Александра III.

Главным его достижением как лингвиста, является разработка одного из первых российских пособий по восточным языкам, которым стало «Начальное руководство к изучению арабского, персидского и татарского языков, с кратким объяснением существующих в Оренбургском крае наречий башкир и киргизов и с приложением к нему русско-персидско-татарских слов, разговоров и прописей», изданное в 1859 году. В 1869 в дополненном виде это руководство издается второй раз под названием «Начальное руководство к изучению арабского, персидского и татарского языков с наречиями бухарцев, башкир, киргизов и жителей Туркестана и с русско-персидско-татарскими словами, расположенными по предметам, разговорами и прописями».

Противник схоластических мектебов и медресе, он был последовательным защитником такой школы, которая вооружала бы учащихся разносторонними гуманитарными и естественнонаучными знаниями. В применении прогрессивных методов обучения и воспитания был последователем К. Д. Ушинского. Для обучения башкир русской грамоте М. М. Бекчурин составил "Азбуковник". Перевёл на башкирский письменный язык "тюрки" басни И. А. Крылова. В 40-х гг. 19 в. им было собрано до 500 башкирских и татарских песен, сказок, часть которых вышла в свет в 1870г.. В 1859г. им было составлено "Начальное руководство к изучению арабского, персидского и татарского языков с наречиями бухарцев, башкир, киргизов и жителей Туркестана" (2-е издание выпущено Казанским университетом в 1869г.). "Руководство" построено на сравнительном изучении арабского, персидского, татарского, башкирского и казахского языков с переводом на русский язык.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: