Цель:
- образовательная: формирование знаний о прогнозировании и планировании, принципа прогнозирования, видах прогнозов, стратегическом планировании;
- развивающая: развиваются навыки логического мышления, формируются причинно-следственные связи.
- воспитательная: во время лекции у аудитории пробуждается оценочно–эмоциональное отношение к изучаемому предмету, формируется диалектическое мышление, происходит процесс разностороннего развития личности, ее общих и специальных способностей
Основные понятия: прогноз, прогнозирование, план, планирование, стратегическое планирование, экспертные оценки.
План семинарского занятия
1. Понятие потребительский комплекс и его краткая характеристика.
2. По каким признакам выделяют отрасли и сферы, относящиеся к потребительскому комплексу?
3. Потребительская корзина и ее элементы.
4. На основе данных официальной статистики дайте характеристику потребительского комплекса России отдельно по материальному и нематериальному секторам.
5. Какие факторы определяют развитие потребительского комплекса в современных условиях?
6. Назвать основные позитивные и негативные тенденции развития потребительского комплекса в России, наблюдаемые в последнее 10-летие.
7. Каковы объективные условия развития отдельных сфер потребительского комплекса в нашей стране?
8. Что, по вашему мнению, выступает субъективными факторами развития потребительского комплекса?
9. В чем заключаются особенности организации и управления потребительским комплексом?
10.Для чего используется ряд критериев классификации объектов потребительского комплекса в процессе управления?
Практические задания
Задача 3.1.
Численность населения города в базовом периоде составляет 360 тысяч человек. По планам развития градообразующей сферы количество работающих в ней на конец перспективного периода составляет 125 тысяч человек или 30% от общей численности населения города. По данным статистического учета естественный прирост населения на 1000 жителей составляет 4 человека. Механический прирост населения принимается на второй и третий год по 2 тысячи человек, четвертый и пятый – по 3 тысячи человек, с шестого по девятый год включительно по 5 тысяч человек, десятый – шесть тысяч человек.
Определить прогнозную численность населения города и разделить прирост населения на естественный и механический по годам прогнозного периода.
Задача 3.2.
Самодеятельное население города составляет 260 тысяч человек, несамодеятельное население составляет 40% от общей численности городского населения. Для расчета на перспективу (10 лет) принят естественный прирост населения на уровне ранее сложившегося по 5 человек на 1000 жителей. Механический прирост населения принят: с первого по пятый годы включительно – по 3 тысячи человек, с шестого по десятый год – 5 тысяч человек.
Определить численность населения города на конец прогнозного периода с разделением по годам прироста населения на естественный и механический.
Задача 3.3.
Абсолютная численность занятых в градообслуживающей сфере города составляет 180 тысяч человек или 20% от общей численности населения города. Для расчета на пятилетнюю перспективу принят следующий прирост населения:
· Естественный прирост – по 5 человек на 1000 жителей;
· Механический прирост первые три года – по 1,5 тысячи человек, следующие два года – по 3 тысячи человек.
Определить прирост населения города на конец пятого года, с разделением его на естественный и механический по годам прогнозного периода.
Задача 3.4.
В градообразующей сфере города занято 150 тысяч человек, а в градообслуживающей –80 тысяч человек. Несамодеятельная часть населения составляет 45% от общей численности населения города. Для расчета на пятилетнюю перспективу принят следующий прирост населения: естественный – по 5 человек на 1000 жителей и механический – по 2 тысячи человек ежегодно. Определить планируемую численность населения города на конец пятилетки, с разделением ее на естественный и механический прирост.
Задача 3.5.
Абсолютная численность градообразующих кадров составляет 150 тысяч человек. В общей численности городского населения доля градообслуживающих кадров и несамодеятельной части населения составляет 65%. Для расчета на пятилетнюю перспективу принят следующий прирост населения: естественный – по 3 человека на 1000 жителей и механический прирост – по 6 тысяч человек ежегодно.
Определить прирост населения на конец пятилетки и распределить его на естественный и механический погодам прогнозного периода.
Темы рефератов
1. Научный комплекс страны: его современное состояние и пути совершенствования.
2. Инвестиционный потенциал национальной экономики.
3. Потребительский комплекс национальной экономики и его особенности.
4. Рекреационный комплекс национальной экономики.
5. Внешнеэкономический потенциал России.
6. Валютная система и валютный контроль в национальной экономике России.
7. Национальная экономика и экономическая безопасность.
8. Экономические аспекты развития отраслей социальной сферы в национальной экономике
9. Экономические аспекты развития транспортного комплекса России.
10. Социально-экономическое развитие города (по выбору) в современных условиях хозяйствования.
11. Социально-экономическое развитие региона (по выбору) в современных условиях хозяйствования.