ХII ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ




ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(г. Великий Новгород, 2007 г.)

Класс

I ТУР

ЧАСТЬ 1

Ответ:

Морфема И. Бодуэн де Куртенэ
Опрощение В. Богородицкий
Модальные слова В. Виноградов
Основа слова Ф. Фортунатов
Категория состояния Л. Щерба

 

 

Ответ:

обходительный – вежливый, внимательный, тактичный, соблюдающий правила обращения («обхождения») с кем-либо;

учтивый – почтительно-вежливый, выражающий почтение;

галантный [фр. galant] — (по отношению к женщине) изысканно вежливый, чрезвычайно обходительный, с утонченно-изысканными манерами.

 

Ответ:

Все слова данного ряда образованы от фразеологических единиц (мыкать горе, скалить зубы, разинуть рот, просить Христа ради, бить челом, от чистого сердца).

Ряд может быть продолжен за счет других отфразеологических образований. К ним относятся:

а) сложносуффиксальные слова и слова-сращения, образованные на базе фразеологизма: сию минуту > сиюминутный, веки веков > вековечный, переливать из пустого в порожнее > пустопорожний, втирать очки > очковтирательство, ломать голову > головоломка, на злобу дня > злободневный, трепать нервы > нервотрепка и т. п.;

б) суффиксальные образования на базе одного из компонетов фразеологизма: белены объесться > взбелениться, тянуть канитель > канителиться, гнуть горб > горбатиться, выставлять (делать) на показ > показуха и т. п.;

в) компоненты фразеологизмов, функционирующие как самостоятельные лексические единицы, омонимичные словам свободного употребления, но сохраняющие значение фразеологизма в целом: болтать языком > болтать, подвести под монастырь > подвести (‘навлечь на кого-либо беду, неприятность, поставить в затруднительное положение’), вавилонское столпотворение > столпотворение, передергивать карту > передергивать (‘подменять одно другим, искажать’), перебиваться с хлеба на квас > перебиваться, вымотать жилы > вымотать (‘до крайности утомить, изнурить’) и т. п.

 

Ответ:

1. ‘ Быть обращенным куда-либо, в какую-либо сторону ’. Глагол выражает пространственные отношения. Значение несовместимо со значением 1 и 2 лица и побуждением к действию (* Окна, выходите в сад!). Действие мыслится как постоянное и непрерывное. Нет соотносительного глагола совершенного вида (* Окна вышли в сад).

2. ‘ Появляться, оказываться где-либо, уйдя откуда-нибудь ’. Глагол движения. В этом значении называет действия лица или животного, способного перемещаться, переступая ногами. Не имеет ограничений в образовании форм.

3. ‘ Направляться в какое-либо место, которое обозначено существительным; достигать места назначения, названного существительным’ (о транспортных средствах, военной технике; субъект – не лицо). Возможно только метонимическое употребление форм 1 и 2 лица (Выходим завтра в море; мы = техника, управляемая нами).

4. ‘ Становиться кем-либо в результате развития, обучения, труда ’. 1 и 2 лицо не употребляются; отсутствуют формы повелительного наклонения (ср.: * Из пастухов выходим мы; * Комбайнеры, выходите из пастухов!).

5. ‘ Переставать находиться в каком-либо состоянии, которое указано зависимым существительным ’; неактивное и нецеленаправленное действие, поэтому не употребляется форма повелительного наклонения (ср.: Вы выходите из терпения, но: * Выходите из терпения!).

 

Ответ:

Ошибочно попали в этот ряд слова:

а) слово всячина – происходит от местоимения весь;

в) слова вселить, всасывать, всадник, вскользь, вскоре, всласть, встарь, вступить, всуе – имеют приставку в.

б) только слова вскармливать, вскипать, вспышка, вспять, всходы имеют приставку вс -, которая происходит от др.-рус. приставки въс- < въз - со значением движения, как правило, вверх; другой вариант этой приставки – вос - < воз -: восход, воспарить, возбуждение и пр.

 

Ответ:

Можно. Слово итог произошло от наречия итого, представляющего собой застывшее бухгалтерское выражение и того, состоящего из сочинительного союза и указательного местоимения в форме ед. ч. ср. рода Род. п. Корень в этом местоимении найти нетрудно, это т-, следовательно, союз и в конце концов преобразуется в приставку; местоименное окончание Род. п. ед.ч. ср.р. переосмысляется в суффикс существительного. Поскольку оно оформляется по м. роду 2-го склонения, гласный -о в бывшем окончании отсекается, и образуется обязательная для современных склоняемых существительных основа на согласный. (См. В.В.Виноградов "Русский язык". М., 1986. С.271) О расширении употребления этого существительного говорит тот факт, что в последнее время на чеках в розничной торговле стали печатать вместо прежнего "итого" существительное "итог". Словообразование в данном случае происходит прямо в актуальном узусе, поэтому было бы неверно слово итог назвать непроизводным. Итак, в слове итог выделяем приставку и- (из союза), корень указательного местоимения -т-, суффикс -ог (из окончания Р. падежа), нулевое окончание. В результате переразложения произошло усечение основы, и новое слово вошло в формообразовательную парадигму существительного.

Слово потомство образовано от наречия потом суффиксальным способом при помощи суффикса -ств(о). Само же производящее наречие представляет собой застывшую конструкцию временного значения "по + Пр.п." (ср. по прошествии, по окончании) в которой употреблено указательное местоимение тот в субстантивированной форме ср. рода. Таким образом, выделяется приставка по-, корень указательного местоимения -т-, суффикс наречия -ом- (бывшее окончание местоимения), суффикс существительного -ств-, окончание -о.

В словах итог и потомство содержится один и тот же местоименный корень -т-

 

Ответ:

Слово предел в русском языке имеет несколько значений: ‘край, конечная часть чего-л.’ (предел Пермской земли), ‘окончание, завершение чего-л.’ (предел жизни), ‘пространственная граница’ (за пределами страны), ‘местность, территория, отделенная условной или естественной границей’ (пределы дома, лесные пределы), ‘промежуток времени, временная граница’ (в пределах суток), ‘мера, рамки чего-л.’ (в пределах приличия), ‘крайняя грань, степень чего-л.’ (дойти до предела в чем-л., предел желаний), ‘участь, судьба’ (такой положен нам предел) и др. В речи оно способно выражать пространственное понятие ‘край, страна’. В словарях это значение сопровождается пометами устаревшее или традиционно-поэтическое. В качестве термина слово предел употребляется в математике и в грамматике (аспектологии).

На пространственное значение лексемы предел в тексте А. С. Пушкина указывают слова разослать ‘отправить в разные места с кем-л.’, сосед ‘тот, кто живет вблизи, рядом’, обозначающие перемещение, расположение в пространстве, и предлог в, выражающий пространственные отношения, направление. У Б. Пастернака это значение реализуется в ряду «по всей земле, во все пределы ».

Следует определить, какой из оттенков пространственных значений (‘естественная или условная черта, граница какого-л. пространства’ – ‘пространство, местность, заключенные в какие-л. границы’ – ‘местность, край, страна’) представлено в приведенных контекстах. Семантика границы требует наличия зависимых слов, конкретизирующих значение (пределы дома, пределы страны, лесные пределы, родные пределы и др.). Значение ‘ограниченное пространство’ может предполагать соположенность слова пределы и названия пространственного объекта, связь которых подчеркивается при помощи местоимений, например, свои, у себя и др. (Родная земля приняла нас в свои пределы.). Но в обоих поэтических контекстах слово употреблено без зависимого существительного или относительного прилагательного. Таким образом, слово пределы называет собственно пространство, по значению сближается со словами край, страна. Ср. край – ‘ предельная линия, предельная часть чего-л.’ (край села, край земли), ‘страна, область’ (северный край, теплые края).

Если у Пушкина «чуждые пределы» – это чужие страны, соседние княжества, части социального пространства, то у Пастернака семантика осложняется включением слова в состав гиперболы, усиленной градацией. Во этом случае «пределы» – края, страны, территории как части земного пространства в целом, охваченные природной стихией.

Вывод: разные употребления слова пределы в приведенных поэтических фразах реализуют одно и то же языковое значение ‘край, страна’, свойственное поэтической речи. Однако нельзя утверждать, что употребления слова пределы в тексте А. С. Пушкина и Б. Пастернака семантически тождественны, что обусловлено различиями художественных образов, разными приращениями смысла в контексте поэтической речи.

 

Ответ:

только в составе устойчивого выражения из двух зол выбрать меньшее; это слово по своему лексическому значению является отвлеченным существительным, а они, как и вещественные существительные, не могут иметь форму мн. ч.; если же они употребляются в этой форме, то обозначают нечто конкретное: ср. масло и масла (разновидности масла); так и слово зло в устойчивом выражении выбирать из двух зол меньшее означает конретные неприятности, из которых приходится выбирать.

 

Ответ:

Во всех приведенных примерах слово себе является не местоимением, а частицей, которая употребляется при глаголе, указывая на то, что действие совершается свободно, независимо. Можно заметить также, что глаголы с этой частицей являются непереходными и обозначают действие, которым субъект охвачен целиком; если же, как в 3 примере, глагол является переходным, то дополнение, как правило, отсутствует.

 

Ответ

Это изолированные формы 2-го лица множественного числа повелительного наклонения, искусственно образованные от междометий разного происхождения, воспринимаемых как приказание, адресованное одному человеку, с помощью суффикса - те с целью подчеркнуть вежливое обращение на «вы» к одному человеку или, реже, обозначить множественность адресата («Нате! » Маяковского).

Их особенность – в изолированности подобных образований. Остальные глагольные формы в этом случае восстанавливаются даже теоретически далеко не всегда: стоп(ь)те – стопить – стоплю, стопит; пардоньте – пардонить – пардоню, пардонит; м(е)рсите – мерсить, *мершу, мерсит, но не от нате, нуте.

 

Ответ:

На судне все разделяли это мнение, и один из пассажиров, человек, склонный к философским обобщениям и политической шутливости, заметил,

(1) что он никак не может понять: Изъяснительное Союз что
(2) для чего это неудобных в Петербурге людей принято отправлять куда-нибудь в более или менее отдаленные места, Изъяснительное с дополнительным оттенком значения цели Союзное слово для чего (относительное местоимение)
(3) от чего, конечно, происходит убыток казне на их провоз, Придаточное следствия (указывает на следствие, вытекающее из того, о чем говорится в главной части). Возможна синонимическая замена с использованием союза так что (так что от этого происходит убыток казне на их провоз). Однако, как отмечает Н. С. Валгина, в придаточных следствия довольно слабо выражен характер подчинения, а структура главной части, как правило, не подчеркивает обязательность придаточной. Вот почему придаточные со значением следствия часто представляют собой добавочные суждения и приобретают характер присоединения. Таковы придаточные, присоединяемые при помощи сочетаний в силу чего, вследствие чего. В анализируемом случае возможна синонимическая замена (вследствие чего происходит убыток казне на их провоз). Таким образом, возможно два варианта ответа: придаточное следствия или придаточное присоединительное. Союзное слово от чего (относительное местоимение)
(4) тогда как тут же, вблизи столицы, есть на Ладожском берегу такое превосходное место, как Корела, Обстоятельственное - уступки Уступительный союз тогда как (= хотя, несмотря на то что)
(5) где любое вольномыслие и свободомыслие не могут устоять перед апатиею населения и ужасною скукою гнетущй, скупой природы. Определительное с дополнительным оттенком пространственного значения (места) Союзное слово где (местоименное наречие)

 

Ответ:

а) стихотворение написано по принципу «обратного» акростиха, когда каждое новое слово начинается с предыдущей буквы алфавита, то есть не от А до Я, как в обычном акростихе, а от Я до А;

б) алфавит есть символ всеобщей связи, единства всего со всем; однословные строки подобны ступеням лестницы, и стихотворение, благодаря своему лексическому наполнению, представляет собой восхождение от максимально земного, позающего – ящерки, через вдохновение и покаяние к максимально небесному, что есть на земле – Алтарю.

 

I ТУР

ЧАСТЬ 2

Ответ:

Бог, видя наши беззакония, ненависть братьев, непокорность друг другу, зависть, ложные клятвы на кресте, которого и ангелы не могут видеть и который мы, в руках держа, целуем скверными устами, - за то Бог навел на нас иноверных и землю нашу опустошил. А иное мы сами не сберегли и растеряли без милости свою область, и так Господь Бог воздал нам по делам нашим. Мороз на честное Крестовоздвиженье уничтожил урожай в нашей волости, и с того времени настало великое горе. Стали мы покупать хлеб по 8 кун, а кадку ржи по 10 гривен, а пшеницы по 40 гривен. И разбежался город наш и область наша, и полны были чужие города и страны наших братьев и сестер, а оставшие стали помирать. И кто не прослезится, видя мертвецов, лежащих на улицах, и младенцев, съедаемых псами.

Поганый: слово заимствовано из латинского языка, означает чужого вообще, а также чужого по вере, иноверца; в др.-рус. языке не имело уничижительной окраски.

Блюдуче: причастие от гл. блюсти ‘хранить, беречь’; ср. совр. однокоренные слова блюститель, соблюдение.

Власть и волость: неполногласный старославянский и полногласный древнерусский варианты общеславянского корня; в др.-рус. языке еще не различались по значению, как в современном русском языке.

Уличамъ: орфография отражает одну из особенностей древненовгородского диалекта – неразличение звуков ц и ч (так называемое «цоканье»).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: