Зачем надо ходить в школу? Ищем мотив у ребенка к обучению




Учиться с желанием. Возможно ли это?

Хочу учиться! Как бы нам родителям хотелось слышать эту воодушевленную фразу нашего ребенка. Практика показывает, что родители взрослеющего ребенка особенно обеспокоены вопросом мотивации к обучению.

Зачем надо ходить в школу? Ищем мотив у ребенка к обучению

Почему так важно, чтобы у ребенка вырабатывался внутренний мотив?

1. В первую очередь мы учимся для себя.

2. Научить человека можно, если он сам этого захочет.

Надо постараться перейти мостик от мотива «так надо», к мотивации «нужно мне самому!» Легко сказать, однако не так это и сложно, если поменять стереотипы в своей речи. Подростку не нравятся нотации и длинные объяснения, тем более на решение одной и той же проблемы. Как часто и в каких ситуациях вам приходится говорить ребенку по 10 раз? Если ваш ребенок выполняет задание, когда вы скажите 10 раз, это проявление не его воли, а вашей, как и ответственности и самостоятельности.

Любой мотив, который нас по жизни ведет, связан с базовыми потребностями человека. Известно, как сильно влияют потребности на мотивацию обучения.

Удовлетворение физической потребности – это фундамент. Банальная вещь – соблюдение режима дня (сон, питание, воздух, спорт, движение). Ребенок может рассчитывать на благополучное существование без стрессов и подавленного иммунитета. Если же физиологические потребности не удовлетворяются, состояние проявляется в переживании тревоги, разочарования и раздражительности. Единые правила, требования семьи и школы являются энергетическим ресурсом.

Потребность в безопасности, значит ребенку комфортно, он защищен. Не растрачиваются его ресурсы на желание избежать наказания.

Потребность в принятии как дома родителями, так и в школе в коллективе, дает подростку ощущение эмоционального тепла, поддержки. «Я значим, меня уважают и ценят, ощущение доверия и безусловной любви родителей, меня любят, за то, что я есть, а не сквозь призму школьных оценок». В семье не путаются два понятия: «ты - ученик» и «ты - мой любимый ребенок». Принимаются недостатки ребенка и не осуждают за несовершенство. В семье проявляют искренний интерес и внимание к чувствам друг друга. Между чувствами и поведением существует прямая связь. Когда дети испытывают правильные чувства, они правильно себя ведут.

Принятие в школе. Дети всегда стремятся занять в коллективе достойное место. В любом классе существуют свои социальные статусы (в какой разряд попадает ребенок – во многом зависит его успешность в обучении!):

· лидеры – самые авторитетные, популярные ученики;

· принятые (компанейские) – чувствуют себя в классе комфортно;

· изолированные – к ним другие ребята относятся, не замечая;

· отвергнутые – практика показывает, что поведение таких детей, превращает их в «классных шутов».

Если не получается на каком-то периоде школьной жизни конструктивно выстраивать взаимоотношения – это не вина ребенка, возможно, у ребенка неблагополучие в личной жизни, внутренний дискомфорт (низкая самооценка, повышенная тревожность, не сформированы коммуникативные навыки). Это значит неправильные чувства, соответственно неправильное поведение, которое сигнализирует нам, взрослым, о потребности в эмоциональном тепле, поддержке. В этом случае следует обращать больше внимания на успехи, а не на неудачи, акцентировать внимание на достижениях ребенка, соотносить свои требования с его возможностями.

Существует категория таких родителей, у которых внутри что-то постоянно жужжит «надо лучше, еще лучше, надо, чтобы лучше всех». Они придумали идеал, как должен ребенок учиться, как много уметь, как отлично все-все должно получаться. И в результате перед ребенком вечно маячит высо-о-о-о-окая планка достижений, успехов. И ребенок начинает бояться, что не допрыгнет, не дотянет. Заранее начинает бояться, что может не получиться! Страх, как известно, опасный партнер: он держит человека в напряжении, мысли туманит, реакция замедляется. Да, этот тайный страх оказаться в глазах дорогих своих мамочек-папочек ребенком плохим – не таким умным, старательным, каким они его представляли, буквально «сковывает» возможности ребенка. Какая уж тут от обучения радость? Важно, чтобы ребенок знал: родители из-за того, что что-то у него не получиться не осудят.

Как вовремя распознать усталость ребенка и не подменить это состояние ленью? Лень – когда есть силы и возможность что-либо делать, но не хочется. Усталость – когда есть желание к совершению действий, но нет сил. Изменился режим дня и степень нагрузки, повысилась утомляемость, подростку приходится многое контролировать самостоятельно. Лень у детей бывает связана с нежеланием осваивать что-то новое, страхом перед возможной неуспешностью. Усталость вполне закономерно вызывает желание отдохнуть. Оцените загруженность ребенка заданиями и делами и, по возможности, оставьте ему время для «ничегонеделания». Психологи подчеркивают необходимость таких пауз: со стороны кажется, что подросток ленится, но на самом деле, он думает, размышляет, строит планы на будущее – в общем, развивается как личность. Важно также найти или создать для ребенка «зону успешности» – возможность и пространство для того, чтобы он чувствовал себя уверенно, мог видеть собственные достижения и гордиться ими. Кстати, это не обязательно должны быть школьные дисциплины, спорт или творчество: возможно, ваш ребенок талантлив в дружбе, умеет прийти на помощь или способен тонко чувствовать?

Если, подросток ощущает уважение со стороны других, он уверен, что окружающие признают и ценят, что он делает, тогда наш юный человек ощущает успешность, он способен справляться с встающими перед ним задачами и требованиями, испытывает чувство собственного достоинства. С формированной внутренней мотивацией у подростка возникает потребность узнавать новое, получать радость творческого озарения. Он подходит к пониманию, что я хочу (интересно), что я могу (мои способности, особенности).

Итак, одиннадцать школьных лет это не только уроки-задания, но и школа жизни. Здесь ребенок с первой ступени осваивает жизненно важное:

· Учиться учиться (получать от этого удовольствие).

· Учиться дружить (находить контакт с другими, уметь с ними взаимодействовать).

· Учиться уважать и верить в себя, в свои возможности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: