Литературоведческие понятия в начальной школе




Составленный список литературоведческих понятий поможет любому учителю начальных классов и студенту в подготовке к урокам литературного чтения. В него включены все понятия, с которыми должен познакомиться ученик начальной школы.

Баллада – лирическое стихотворение на историческую, обычно легендарную тему.

Басня – жанр сатирической поэзии нравоучительного характера. Персонажами чаще всего выступают звери, птицы, рыбы, насекомые, растения.

Былина – вид устного народного творчества, героическая песня повествовательного характера. Былины повествуют в основном о богатырях – защитниках родины, отражают нравственные идеалы народа.

Гимн – торжественная песня, стихотворение на возвышенную тему.

Гипербола – (преувеличение), слово или образное выражение для усиления художественного впечатления: «море цветов».

Диалог – разговор между двумя лицами.

Драма – один из ведущих жанров драматургии. В основе драмы – частная жизнь человека в конфликтных отношениях с судьбой, обществом, самим собой. Предназначена для исполнения актёрами на сцене.

Житие – литературное произведение, рассказывающее о жизни святых. Герои жития – исторически существовавшие люди.

Завязка – событие, знаменующее начало развития действия.

Запев – краткая вступительная часть. Встречается в былинах, исторических песнях, сказках, балладах.

Зачин – традиционное начало.

Идея – основная, главная мысль, замысел, «жизненный урок», вытекающий из всего произведения.

Историческая песня – отклик народа на события общественной и военной истории.

Комедия – драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом.

Композиция – построение художественного произведения.

Конфликт – борьба, столкновение действующих сил. Он раскрывается в сюжете и композиции.

Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии действия, перелом.

Литота – намеренное преуменьшение, например: «мужичок с ноготок».

Логическое ударение – это выделение силой голоса главного (важного) слова в предложении или стихотворной строке.

Метафора – троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни, например: «весна идёт», «железное здоровье».

Метонимия – замена одного слова или понятия другим на основе внутренней или внешней связи между ними, например: «читать Пушкина» - вместо читать стихи Пушкина.

Мораль – в русской поэзии строки басни с нравоучительным выводом.

Образ – тип, характер, воображение, изображение реальных персонажей.

Ода – торжественное стихотворение, посвящённое какому-нибудь историческому герою или событию.

Оксюморон (остроумно-глупое) – сочетание противоположных (контрастных) по значению слов, например: «живой труп», «горячий снег», «убогая роскошь».

Олицетворение – описание животных с наделением их человеческими чувствами, мыслями, речью.

Песня – небольшое поэтическое произведение, обычно куплетное. Предполагается, что оно будет положено на музыку.

Повесть – литературное повествовательное произведение. Она меньше романа, но больше рассказа.

Поэма – большое стихотворное произведение на историческую, героическую или лирическую тему.

Пролог – вступительная часть, подготавливающая читателя к дальнейшему развёртыванию сюжета.

Развязка – заключительная часть произведения, исход событий, разрешение конфликта между действующими лицами.

Рассказ – малая форма эпической прозы. Имеет небольшой размер, малое число персонажей, быстрое развитие сюжета.

Рифма – созвучие концов стихотворных строк.

Роман – повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма эпической прозы.

Сага – эпические сказания о богах и легендарных героях, исторических деталях.

Сарказм – высокая степень иронии, злая насмешка.

Сатира – вид художественной литературы в прозе и стихах, высмеивает отрицательные явления действительности.

Сказание – рассказ исторического или легендарного содержания.

Сказка – древнейший жанр повествовательной литературы преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.

Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам, например: «лук – дед», «морковь – девица».

Стихотворение – поэтическое произведение. Обычно изображает человеческое переживание, вызванное различными жизненными обстоятельствами.

Строфа – сочетание двух или более стихотворных строк с определённой рифмовкой, проводимой через всё стихотворение.

Сюжет – последовательность и связь описания событий, развитие действия, ход событий (план).

Тема – то, что положено в основу, главная мысль литературного произведения, основная проблема, поставленная писателем.

Трагедия – один из видов драмы, в основе которого лежит конфликт. Трагедии заканчиваются, как правило, гибелью героя.

Фабула – цепь событий в их логической последовательности.

Характер – отличительная черта, признак, особенность.

Экспозиция – вступительная часть литературного произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем.

Эпиграмма – (греч., надпись), короткое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-нибудь определённое лицо.

Эпитет – образное определение предмета или явления в виде скрытого сравнения, например: «добрый молодец», «красна девица», «чистое поле», «громкий голос».

Эпос – род литературы, литературно-художественное произведение по повествовательного характера. Жанры эпоса: роман, повесть, рассказ.

 

Образовательная программа начального общего образования

 

Приложение

No 1

СПИСОК ТЕРМИНОВ И ПРИНЯТЫХ В ПРОГРАММЕ СОКРАЩЕНИЙ

Основные термины, используемые в программе

Основная образовательная программа -документ, раскрывающий основные цели, содержание, методы организации образовательного процесса, совокупность условий его успешного осуществления, исходя из требований современного социокультурного развития

страны отдельных регионов, интересов семьи и самих обучающихся.

Образовательная среда-совокупность факторов, формируемую укладом жизнедеятельности школы: материальные ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинской помощи, психологический климат.

Предметные результаты образовательной деятельности-конкретные элементы социального опыта –знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.

Универсальные учебные действия -совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Личностные результаты образовательной деятельности-система ценностных отношений обучающихся –к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе.

Портфолио –это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов ученика в определенный период его обучения.

Сокращения, используемые в предлагаемой программе:

ГБОУ СОШ —государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

НОО —начальное общее образование;

ОУ —образовательное учреждение;

ООП —основная образовательная программа;

ОПНШ —образовательная программа начальной школы;

ФГОС —федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения;

ОП —образовательная программа;

БУП —базисный учебный план;

УМК —учебно-методический комплекс;

УВП —учебно-воспитательный процесс

 

Педагогические технологии, используемые в образовательном процессе на

ступени начального общего образования

Образовательные технологии

1.

Технология объяснительно-иллюстративного обучения

2.

Технология крупно-блочного обучения

+ в 4 классе

3.

Технология проблемного обучения

элементы

4.

Технология игрового обучения

5.

Технология интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

6.

Технология уровневой дифференциации

7.

 

8.

Технология мастерских

элементы

9.

Интегральная технология

10.

Технология работы в группах

11.

Информационно-коммуникативные технологии

12.

Метод проектов

элементы в 3-4 классах

13.

Здоровьесберегающие технологии

14.

Технология критического мышления

 

 

адресат речи (перципиент) – тот, к кому обращена речь, кто ее воспринимает. Говорящий и пишущий всегда учитывает своего А., возможности его восприятия и понимания, его интересы и пр. Умение правильно учитывать А.р. является одним из неотъем-

Азбука 14

лемых качеств хорошей речи, и этому обучают в школе, разрабатывается соответствующая методика. От А.р. к говорящему поступают сигналы о результатах восприятия – так называемая обратная связь: ответы, реплики, а также выражение лица, мимика, жесты. Контакт с А.р. облегчает процесс речи

азбука. 1. Совокупность букв, письменных знаков, принятых в той или иной графической системе языка; алфавит. Буквы располагаются в определенном (алфавитном) порядке. Алфавит как система изучается в I, затем в IV классе. Алфавитный порядок используется в учебных словарях, справочниках для поиска статей, слов.

2. То же, что букварь: учебная книга для обучения грамоте; другие пособия для первоначального обучения: разрезная А., А. в картинках, А. рассыпная, А. на кубиках и пр.

активизация словаря учащегося – работа учителя и учащегося, направленная на расширение активного словаря каждого учащегося; А.с.у. состоит во включении новых, еще не активизированных слов в различные упражнения с заданием исполь-

15 Активность в обучении русскому языку

зовать их в составляемых предложениях, словосочетаниях, текстах.

активный словарь учащегося – та часть его словаря, которая используется им в его самостоятельной устной или письменной речи: в диалогах, рассказах, пересказах прочитанного, в сочинениях и пр., т. е. без специального задания учителя употребить именно указанные слова.

 

алгоритмы в обучении русскому языку. Алгоритм – точное и легко понимаемое описание (или предписание) выполняемого шаг за шагом единообразного решения любой задачи определенного типа.

анализ языка художественного произведения – вид языкового анализа; предполагает работу учащихся (под руководством учителя) по обнаружению, выделению и объяснению значения и функций изобразительно-выразительных средств языка

аргументация – доказательство, обоснование высказанной мысли

артикулирование звуков – образование звуков речи посредством движений органов речи: языка, губ, мягкого нёба; анализ положения и движений органов речи при произношении того или иною звука; подготовка органов речи к произношению того или иного звука.

аудиовизуальный метод – один из методов обучения языку, предполагающий использование одновременно звуковых и зрительных технических средств обучения: кинофильмов, телепередач, озвученных диафильмов, видеозаписей, экранных пособий, а также других форм совмещения зрительных и слуховых восприятий.

беседа на уроках русского языка – метод обучения, предполагающий диалог между учителем и учащимися преимущественно по вопросам учителя. Представляет собой цельное, логически связанное рассуждение, начинающееся постановкой цели и завершающееся выводами. Учитель, опираясь на имеющиеся у школьников знания, с помощью вопросов подводит учащихся к пониманию нового и к выводам, к обобщениям. Б. активизирует умственную работу учащихся, поддерживает внимание и интерес, развивает речь: каждый вопрос – задача, которую решают учащиеся. Виды бесед: подготовительная, сообщающая, эвристическая, воспроизводящая, обобщающая, повторительная; беседы различных видов могут совмещаться, пересекаться, перемежаться наблюдениями над языком, выполнением упражнений по орфографии,

букварный период обучения грамоте – время изучения в I классе букв по букварю (в отличие от добукварного и послебукварного периодов). На протяжении Б. п. дети овладевают слоговым чтением.

внутрипредметные связи – связи между различными сторонами (уровнями) изучаемого языка: его фонетикой и фонологией, графикой, орфографией, словообразованием, лексикой, образованием морфологических форм, сочетаний слов и предложений, сверх-фразовых единств, значением слов и других единиц языка.

воображение в развитии речи – процесс мысленного создания новых образов па основе элементов прошлого опыта. Обеспечивает создание программы действий в тех случаях, когда проблемная ситуация неопределенна.

воспитание внимания на уроках русского языка – одно из условий успешного обучения. Внимание – направленность сознания на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуационную значимость.

воспитывающее обучение русскому языку – один из главных дидактических принципов. Основные воспитательные возможности уроков русского языка: а) четкая организация познавательной деятельности учащихся, применение активной методики, атмосфера поиска, высокий уровень интересов, требовательность, творческая взаимопомощь, атмосфера честности и правдивости; б) привитие уважения и любви к русскому языку, понимание его богатства, выразительных возможностей, его международной роли, создание хорошей речевой среды на уроке, воспитание умения ценить родной язык, развитие чувства языка, хорошего вкуса: использование лучших произведений литературы, высокая культура устной и письменной речи, звучащей на уроке; в) использование на уроках для анализа и упражнений таких текстов, которые своим содержанием воспитывают любовь к Родине и ее природе, стремление к подвигу, ко всему прекрасному, благородному, высоконравственному, текстов, отражающих жизнь нашего народа, в том числе – местных материалов, использование соответствующей лексики; г) формирование материалистического мировоззрения и диалектического мышления на основе материала по языку

выбор метода, приема, упражнения определяется: во-первых, спецификой изучаемого материала (так, при изучении склонения имен прилагательных целесообразен выборочный диктант – школьники записывают имена прилагательные в сочетании с теми существительными, к которым они относятся); во-вторых, воспитательно-образовательными целями и задачами (для воспитания познавательной активности школьников используются те методы и приемы, которые требуют высокой самостоятельности учащихся, ставят их в условия необходимости решения проблемных задач); в-третьих, возможностями самих учащихся, особенностями их интересов, уровня знаний и умений (хорошо подготовленные учащиеся могут выполнить упражнения с более высокой степенью самостоятельности, решить проблемную задачу по грамматике, составить алгоритм орфографического действия и т. п.); в-четвертых, особенностями языковой среды, окружения (в диалектной среде шире привлекаются литературные образцы, звукозаписи; в нерусской среде используется метод сопоставления языков и т. д.). В какой-то степени В. м. определяется особенностями личного опыта и мастерства учителя. Так, у одного учителя шире применяется метод беседы, другой больше внимания уделяет письменным работам учащихся. В. м. рассматривается как одно из важнейших условий оптимизации обучения.

выразительное чтение. 1. Одна из сторон навыка чтения. Под В. ч. в школе понимают устное чтение наизусть или по книге, правильно передающее идейное содержание произведения, его образы и предполагающее строгое соблюдение орфоэпической нормы. Признаки В. ч.: 1) хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, их сочетаний, слов, достаточная громкость, темп, умение их регулировать; 2) умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора; 3) умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, отрицания, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски – радостную и грустную, восторженную и ироническую и пр. Образцом В. ч. служит профессиональное художественное чтение, которое отличается от школьного В. ч. степенью глубины, полноты и яркости передачи идейного содержания и образов произведения. Методические средства развития В. ч. у учащихся: анализ содержания и образов, подготовка к В. ч., слушание образцового чтения, особенно – одного произведения разными чтецами, анализ этого чтения; различные формы инсценирования: от чтения по ролям – до подготовки спектакля; составление «партитур» предстоящего чтения; подготовка «словесного действия» (по К. С. Станиславскому); конкурсы на лучшего чтеца, литературные утренники и вечера, концерты. Основой В. ч. учащихся служит тренировка их речевого аппарата, развитие дикции (для этого используются специальные упражнения, скороговорки, «распевки» и пр.), а также изучение закономерностей русского произношения, ударения и интонаций.

грамматические игры – методические приемы, обеспечивающие занимательность обучения; применяются на уроках и во внеклассной работе.

группировка – упражнение, широко применялось в методике русского языка в XIX в. В современной школе используется в I классе наряду с классификацией. Состоит в распределении данных слов по группам на основе каких-либо определенных признаков: например, Г. данных слов по частям речи; по назначению или принадлежности (тарелка, кастрюля – в одну группу; сосна, береза, дуб – в другую). Рекомендуется группировать слова также по типу орфограмм: слова с безударными гласными в корне, слова с приставками.

декламация – выразительное чтение художественного произведения, один из эффективных приемов обучения орфоэпии, интонациям, логическим ударениям, паузам и пр., развития дикции. Способствует общему повышению культуры речи, формирует чутье языка, развивает фонематический слух.

диалог – вид устной речи (реже – письменной), характеризующейся сменой высказываний двух или нескольких (в этом случае иногда употребляют термин полилог) говорящих лиц.

дифференцированный подход в обучении русскому языку – форма организации учебного труда учащихся (по мнению некоторых авторов, метод) на основе объединения их в рамках классного коллектива в небольшие группы по интересам, по уровню готовности, а в смешанных по национальному составу классах – по степени владения русским языком.

закрепление знаний, умений и навыков – вид учебной деятельности учащихся, организуемой и проверяемой учителем, направленной на осуществление принципа прочности усвоения материала. 3. з. осуществляется путем повторения нового материала в разных вариантах и сочетаниях, в перестроенном виде, с новыми примерами, а также путем выполнения практических действий – упражнений

звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте – метод, впервые в России введенный К. Д. Ушинским (по его терминологии, метод письма-чтения, или исторический) и усовершенствованный В. П. Вахтеровым, В. А. Флеровым, С. П. Редозубовым и др. Основные черты метода: за основу обучения берется звук; звуки выделяются из речевого потока, из слов путем их анализа; вся работа опирается на живую, звучащую речь, на развитие речи учащихся; синтез идет вслед за анализом: составление слов, предложений; единицей чтения является слог (так называемое позиционное чтение); чтение с первых шагов – осознанное, поэтому читаемые тексты близки и понятны детям; обучение направлено на развитие мышления: аналитико-синтетические упражнения, беседы, наблюдения, работа с картинками, с наглядным материалом и пр.; обучение письму не отрывается от чтения, идет либо впереди чтения (в системе К. Д. Ушинского), либо после него (в современных букварях). З. а.-с. м. о. г. используется в русской школе с середины 60-х годов XIX в. с небольшим перерывом (1923 – 1935) по настоящее время. Современные буквари (В. Г. Горецкого и др.) составляются в соответствии с основными, принципиальными положениями этого метода.

зоркость орфографическая – способность, умение быстро обнаруживать в тексте, который предназначен для записи или уже написан, орфограммы, а также определять их типы.

имитационный метод обучении языку – метод, в котором преимущественное внимание уделяется не задачам коммуникации, выражения своей мысли, не теории изучаемого языка, а подражанию предлагаемым образцам.

индивидуальный подход в условиях коллективной работы класса –

один из принципов обучения. Предполагает знание и учет интересов, склонностей, уровня развития, пробелов в знаниях и умениях каждого ученика. На уроке – это внимание учителя к каждому учащемуся, помощь индивидуального характера, вопросы и задания, учитывающие индивидуальные возможности и недочеты в знаниях,

исследовательский метод в обучении русскому языку – совокупность приемов, обеспечивающих привлечение самих учащихся к наблюдениям, к накоплению фактов, на основе чего они устанавливают связи явлений, делают обобщения, выводы, познают закономерности.

касса букв и слогов – пособие, используемое в работе с учащимися I класса в период обучения грамоте. Представляет собой набор карточек из твердой бумаги, на которых напечатаны буквы и слоги. Из этих карточек учащиеся составляют слова и предложения на наборном полотне или на классной доске. К. б. и с. изготовляются разных размеров – для работы у доски или за партой. Составление слов из букв и слогов способствует их запоминанию, учит соотносить звук и букву, развивает орфографическую зоркость. (Ср. Азбука подвижная (разрезная).)

коммуникативные методы обучения языку – методы, комплексы методических приемов, опирающиеся на речь, на живое общение, на языковую коммуникацию

культура речи учащихся – владение нормами устного и письменного литературного языка (орфоэпия, ударение, словоупотребление, орфография, морфология, синтаксис), а также умение использовать выразительные возможности языка в соответствии с целями высказывания, с коммуникативной целесообразностью, с условиями общения.

логические упражнения – вид упражнений по языку, включаемых обычно в систему развития речи в младших классах. Широкое развитие получили в пособиях XIX в. – у Е. О. Гугеля, К. Д. Ушинского, Н. А. Корфа. В основе Л. у. лежат операции группировки, выделения частей целого, подчинения видовых понятий родовым, классификации, сравнения, описания, определения понятий, построения суждений и умозаключений, противопоставления и другие аналитические и синтетические операции. Л. у. выполняются на словарном материале, а также путем составления словосочетаний, предложений и связных текстов (например, типичным Л. у. является сочинение типа сравнительного описания). Л. у. включаются в современные учебники и методические пособия.

методические (поурочные) разработки – вид практического пособия для начинающего учителя; содержит примерное планирование материала по курсу русского языка на полугодие, на год, а также примерные конспекты (планы) уроков. М. р. помогают учителям (иногда – даже опытным) глубже понять идеи и возможности, заложенные в учебниках русского языка и других пособиях, облегчают труд учителя. М. р. – это образцы, которые могут помочь учителю построить свой урок.

Наблюдение – один из методов обучения. Состоит в организации планомерного, целенаправленного восприятия учащимися явлений, в частности – языковых явлений, фактов. Н. организуется по определенному плану, в ходе беседы, где вопросы учителя дают направление Н. Н. индуктивное: в процессе Н. накапливаются факты, выделяются признаки явления, предмета, они обобщаются, делается вывод; Н. дедуктивное: до Н. формулируется гипотеза, а в процессе Н. накапливаются факты, подтверждающие или опровергающие гипотезу, затем следует вывод. Н. сочетается с беседой, словом учителя, упражнениями.

наборное полотно – пособие, используемое главным образом в I классе в период обучения грамоте. Представляет собой планшет, на котором учащиеся расставляют карточки с напечатанными на них буквами. Служит для выполнения синтетических упражнений – для составления слогов, слов, предложений. Вырабатывает у учащихся умения в области соотнесения звуков и букв, формирует орфографическую зоркость. Н. п. используется как на доске для всего класса, так и каждым учеником на парте, индивидуально.

пассивный словарь учащегося – совокупность слов, понимаемых им, но не употребляемых в собственной речевой практике.

подготовка учителя к уроку – комплекс действий учителя, направленных на достижение оптимального результата урока. Складывается из: а) определения места данного урока в цикле уроков по теме или разделу; б) анализа результатов предыдущих уроков, проверки тетрадей и пр.; в) осмысления образовательной и воспитательной цели данного урока; г) установления объема учебного материала, меры умений, над которыми будет проводиться работа на уроке, д) выбора материала из учебника, сбор-пика диктантов, других пособий для данного урока; е) выверки материала с точки зрения культуры речи, обогащения словаря учащихся, развития их речи; ж) определения необходимой индивидуальной работы на уроке; з) подготовки наглядных и иных пособий для урока; и) составления плана (конспекта) урока; к) прогнозирования итога урока, определения перспективы последующих уроков.

Приступая к новой теме, учителя готовятся одновременно к нескольким урокам, создавая их систему, определяя преемственную связь между ними, распределяя материал, виды работы, обеспечивая разнообразие типов уроков.

познавательная активность учащихся в процессе обучения русскому языку – проявление дидактического принципа активности в обучении. Состоит в самостоятельной познавательной деятельности, направляемой учителем, в овладении учащимися умениями и навыками учебного труда. П. а. у. характеризуется возрастанием степени самостоятельности, степени сложности познавательных умений. П. а. у. имеет место при изучении нового материала, при закреплении, при повторении, при выполнении упражнений. В педагогической науке разрабатываются уровни познавательной

активности и самостоятельности учащихся в обучении. Выделение уровней позволяет говорить о степени самостоятельности и познавательной активности учащихся и с этой точки зрения оценивать

практическая направленность обучения русскому языку – один из аспектов дидактического принципа единства теории и практики. П. н. отражает цели и задачи обучения русскому языку. Предполагает преимущественное внимание учителя к вооружению учащихся практическими умениями и навыками по языку, которые им необходимы в жизни и в дальнейшем обучении разным предметам: овладению речью, чтением, письмом, орфографией, орфоэпией, интонациями, выразительностью устной речи и чтения, навыком восприятия чужой речи, умениями в области грамматического анализа, в пользовании словарями и т. п. П. н. обучения русскому языку не противоречит теоретической работе, усвоению знаний: вся практическая работа, где это возможно, опирается на теоретические знания, на правила, закономерности, языковые понятия. В то же время П. н. не может замыкаться лишь на выполнении упражнений, способствующих закреплению теории, ее цель – обслуживание многосторонних потребностей учащихся в коммуникации, познавательной деятельности, письме, чтении и пр.

приемы обучения русскому языку – составные части методов, конкретные действия учителя и учащихся, подчиненные общему направлению работы, общим установкам, которые определены требованиями метода. Примеры П. о.: составление плана сочинения, построение алгоритма орфографического действия, объяснительный диктант, использование перфокарты, определение формы склонения имени существительного для проверки правописания падежного окончания, использование словаря и др. Одни и те же приемы могут использоваться в различных методах; например, приемы языкового анализа используются и в лекционном методе, и в беседе, и в упражнениях; но есть приемы, закрепленные за одним методом; так, прием создания проблемной ситуации характерен лишь для проблемного обучения, является его признаком.

проблемное обучение русскому языку – такая учебно-воспитательная система (иногда П. о. определяется как метод обучения), в которой постоянно создаются проблемные ситуации, перед учащимися ставятся проблемные вопросы, школьники вовлекаются в процесс решения проблемных задач, в результате чего ими усваивается опыт творческой деятельности и формируются творческие способности. Проблемная ситуация – это ситуация, порождающая задачу, необходимость ее решения, т. е. побуждающая школьников к мышлению. Например: ситуация требует выяснения, как образовалось слово предстоящий. Проблемный вопрос помогает учащимся определить суть задачи. Задача считается проблемной, если в ее решении школьники должны не только уяснить, что известно, что нужно найти, проверить, она предполагает поиск самими учащимися новых способов решения, выбор новых материалов, нужных для решения. Проблемная ситуация – это не просто трудная ситуация, складывающаяся в результате недостаточного знания: она предполагает заинтересованность учащихся, потребность решения, творческий вклад в ее решение.

развитие логического мышления на уроках русского языка. Логическое мышление (понятийное, отвлеченное, речевое) – один из видов мышления, наряду с предметно-действенным и наглядно-образным мышлением; непосредственно связано с языком, осуществляется в форме речи – внутренней или внешней. Речь – канал развития мысли, способ ее формирования и формулирования. Поэтому развитие речи учащихся рассматривается как важнейший способ развития логического мышления. Последнему способствуют все виды работ по развитию речи: обогащение и активизация словаря, усвоение грамматических форм языка, работа над связным текстом, сочинения, рассказы учащихся и т. п. Р. л. м. происходит в учебной деятельности, при выполнении задач по грамматике и орфографии, в языковом анализе.

развитие познавательного интереса к русскому языку. Один из элементов мотивации учения, активное отношение учащихся к материалу и к самому познанию, соответствующий настрой учащихся. У младших школьников преобладает интерес к формам, приемам познавательной деятельности, у старших – к содержанию, к самому предмету «русский язык». По данным обследований, русский язык не занимает двух первых мест в шкале интересов учащихся; многие из них считают русский язык трудным предметом. В методике разрабатываются приемы, виды работ, возбуждающие интерес: занимательные приемы, игровые моменты, элементы соревнования, подбираются яркие по содержанию и форме тексты, используются картины и другие наглядные пособия, вводится юмор.

развитие речи учащихся – процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи – ее восприятия и выражения своих мыслей.

ролевая игра – методический прием обучения речи по коммуникативной методике. В родном языке – при усвоении речевого этикета, при развитии полемических умений и диалога вообще, при изучении иностранного – в разнообразных ситуациях. Состоит в создании таких ситуаций, в которых каждый участник Р. и. получает вымышленное имя, социальную роль – туриста, экскурсовода, медсестры, журналиста и пр. Ведущий, т. е. учитель (преподаватель), руководит ходом беседы. Р. и. создает мотивацию, близкую к естественной, возбуждает интерес, повышает эмоциональный уровень учебного труда учащихся.

самостоятельная работа учащихся по русскому языку – познавательная, учебная деятельность, выполняемая по заданию учителя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия. Может иметь место при изучении нового, закреплении, повторении и обобщении.

словарная работа в школе – область методики русского языка; охватывает усвоение учащимися новых слов и значений, усвоение оттенков значений, эмоционально-экспрессивных окрасок слов, сфер их употребления, их многозначности и переносных значений, усвоение синонимов, антонимов, паронимов, омонимов; активизацию словаря, т. с. использование новых усвоенных слов в собственных высказываниях, включение их в число постоянно используемых учеником слов; очищение словаря, т. е. устранение из активного словаря учащегося диалектных, просторечных, вульгарных слов. С. р. проводится на всех уроках: литературы, русского языка, географии, биологии и пр. В С. р. используются учебные словари, а также собственные словарики, составляемые учащимися.

творческая деятельность учащихся по русскому языку – совокупность тех видов работ, в которых проявляется наиболее высокая их самостоятельность; упражнения, в которых учащиеся создают новый текст, составляют устные и письменные рассказы, очерки, зарисовки, юморески, статьи, отчеты, сообщения о результатах наблюдений, исследований. В творческих работах учащихся отражается личность школьника, его чувства, взгляды, его жизненная позиция.

тетрадь с печатной основой – пособие для самостоятельной работы учащихся. В Т. с п. о. напечатаны темы курса, названия видов работ, задания и некоторые части текста; оставлены пробелы для записей учащихся. Т. с п. о. позволяют экономить время, дают направление работе учащихся – строго в рамках темы и задачи обучения,

урок закрепления знаний, умений и навыков – вид уроков грамматики, орфографии, лексики и пр., наряду с уроками сообщения новых знаний, контрольными и обобщающими уроками и т. д. У. з. включает повторение изученного на предыдущем уроке, упражнения различных типов, развитие речи учащихся, проверку усвоения. На У. з. нет новой темы, но углубление знаний происходит за счет все возрастающей сложности примеров, за счет практического применения полученного знания по теме все в новых и новых условиях, с возрастающей степенью самостоятельности; происходит также перестройка последовательности, перегруппировка материала. На У. з. формируются навыки письма, чтения, речи, орфографии, пунктуации, орфоэпии, совершенствуется культура речи учащихся.

урок комбинированный – название, введенное в конце 50-х годов; обозначает сочетание в одном уроке разных элементов: нового материала, закрепления, повторения, проверки знаний, обобщения. Можно говорить о преобладании того или иного элемента. У. к. широко применяется в обучении русскому языку, однако его обычно называют, по преобладающему элементу, уроком сообщения новых знаний, уроком закрепления и пр.

урок обобщающий – вид уроков грамматики, орфографии, чтения (в начальных классах), наряду с уроками сообщения новых знаний, закрепления, проверки знаний. Проводится в конце изучения крупной темы и раздела курса,

урок сообщения новых знаний – вид уроков русского языка, главным образом по граммати



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: