Личностно – аномальный ППС.




2 варианта: возбудимый и торпидный.

Ядро – аффективная обусловленность поведения.

Возбудимый. Более заметно нарушаются психические процессы у пациентов, страдающих расстройством личности возбудимого типа, с невысоким образовательным уровнем, находящихся в состоянии выраженной декомпенсации.

Заострение свойств личности выявляется в беседе, при изучении анамнеза, проективных методиках, личностных опросниках, повышенная конфликтность в ситуации эксперимента, завышенная самооценка и уровень притязаний. Нарушение аффективного контроля проявляется в неадекватных стимулу интенсивности и длительности реакции, трудности из переключения. Импульсивность в работе. Часто формирование оппозиционно – негативистических или других искажающих установок в эксперименте.

Восприятие, внимание и память обычно не страдают.

Мышление: сохранность категориального строя мышления и динамики мышления. Возможны колебания продуктивности (импульсивность, внезапные отказы), ошибки по типу актуализации личностно – значимых признаков, нарушение критичности. Выраженная аффектированность мышления.

Речь: хорошо интонированная, часто сопровождается активной мимикой и жестикуляцией.

Эмоциональная сфера: увеличение амплитуды и подвижности эмоциональных реакций. Снижение порога возникновения эмоционального ответа. Нестабильность аффективного фона, нарушение или ослабление волевого контроля над эмоциями.

Мотивационная сфера: доминирование примитивных (агрессивных, утилитарно - гедонистических) мотивов, слабость социальных мотивов. Завышение уровня притязаний, неадекватное повышение и неустойчивость самооценки.

Торпидный вариант. Сохранность аттентивно – мнестических процессов. При сохранности категориального строя и динамики может отличаться колебаниями продуктивности, искажением процесса обобщения по типу актуализации несущественных, личностно – значимых признаков (внутренних конфликтов); продуктивность воображения варьирует, отмечается его достаточная реалистичность, возможно повышение его оригинальности. Повышен уровень тревожности. Адекватная по направленности, но не адекватная по силе интропунитивная реакция на критику; Аффективная застреваемость; Заниженная самооценка, мотивация на избегание неудач; Значимость оценки экспериментатора в процессе исследования высокая. Снижен порог возникновения эмоционального ответа. Слабая произвольная регуляция деятельности. Стимулом для работы являются похвала и одобрение, при критике усиливается тревожность и снижаются результаты.

Шизофренический ППС.

Ядро – нарушение личностно – мотивационной сферы.

Снижение заинтересованности в контакте, в обсуждении эмоционально – значимых тем, контакт чаще формальный, может быть затруднен. Незаинтересованность в результатах исследования, ослаблена реакция на критику. Не ищут оценки, одобрения, легко нарушают инструкции. Отказ от выполнения задания не является эмоционально – насыщенным. Истощаемость повышена. Возможна фиксация внимания на случайных, причудливо выхваченных из общего контекста деталях стимульного материала.

Внимание: сохранность непроизвольно и нарушение произвольного внимания, может проявляться неадекватная направленность внимания.

Память: страдает мотивационный компонент памяти, может снижаться объем непосредственной памяти, нарушаться динамика мнестических функций. Более выраженные нарушения опосредованной памяти, по сравнению с непросредственной.

Мышление: нарушение мотивационного компонента и искажение процесса обобщения по типу актуализации латентных или гиперабстрактных признаков, частая опора на второстепенные, поверхностные признаки. Разноплановость, резонерство, соскальзывания. Снижение целенаправленности мыслительной деятельности. Нарушение критичности мышления. Чаще встречается ускорение динамики мышления, чем его замедление.

Воображение: отличается высокой продуктивностью на ранних стадиях развития заболевания. Сверхоригинальность образов.

Речь: недостаточная эмоциональная окраска высказываний, монотонность.

Эмоциональная сфера: обеднение эмоционального ответа, неадекватные по амплитуде и направленности реакции на стандартный стимул.

Мотивационная сфера: искажения регуляции деятельности, парадоксальность мотивов, ослабление побудительной функции мотивов.

Контакт чаще формальный;

Избирательность внимания;

Страдает мотивационный компонент памяти;

Страдает опосредованная память по сравнению с непосредственной;

Искажение процесса обобщения по типу актуализации латентных признаков;

Разноплановость мышления, резонерство;

Снижена критичность мышления;

Соскальзывание на латентные признаки;

Нарушение целенаправленности мышления;

Чаще ускоренное мышление, чем замедленное;

Сверхоригинальность образов воображения;

Монотонность, недостаточная эмоциональная окраска высказываний;

Эмоции неадекватные по амплитуде и направленности реакций на стандартный стимул;

Искажение, парадоксальность мотивов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: