Работа состоит из пяти заданий:
Задание 1. Составить профиль исследуемой социально-экономической системы.
Задание 2. Выполнить диагностику организации.
Задание 3. Выявить проблематику исследования.
Задание 4. Составить программу исследования.
Задание 5. Оценить качество исследования и его результаты.
Задание 1. Профиль организации.
На основе экспресс-анализа составить профиль выбранной организации по следующим разделам:
1.1 Название и реквизиты организации (полное название, местонахождение, юридическая форма);
1.2 Историческая справка, основные этапы развития (в каком году создана организация, основные этапы развития, на каком этапе жизненного цикла находится организация – обосновать выбор этапа);
1.3 Цели и задачи функционирования (миссия организации, стратегические и оперативные цели представить в виде построения древовидного графа – «дерево целей» организации);
1.4 Отраслевая принадлежность (отрасль к которой относится данная организация, основные направления деятельности);
1.5 Структура организации (представить блок-схему организационной структуры системы управления предприятием; определить тип структуры; осуществить анализ структуры – определить функциональное назначение подразделений в соответствии с целями организации, существует ли дублирование функций и полномочий; отвечает ли данная структура современным условиям развития организации, необходимы ли изменения в структуре; дать рекомендации по ее совершенствованию).
Задание 2. Диагностика организации.
С помощью специальной литературы и Интернета осуществить поиск существующих способов диагностики организации (социально-экономической системы), проанализировать их и выбрать предпочтительный вариант. Осуществить диагностику выбранной организации (по предложенной схеме или использовать свой вариант диагностики).
2.1 Внутренняя диагностика – анализ пяти функциональных зон:
1) производство (анализ производственных процессов: производственные мощности, основные этапы технологического цикла в виде схемы, структура производственного оборудования, уровень НИОКР и инноваций, утилизация производственных средств и сырья);
2) финансы (анализ финансово-хозяйственной деятельности за последние два-три года - прибыль, рентабельность, себестоимость и др.);
3) персонал (кадровый состав и потребность в кадрах, компетентность и подготовка высшего руководства организации, система мотивации работников);
4) маркетинг (доля рынка и конкурентоспособность организации, разнообразие и качество ассортимента товаров/услуг, рыночная демография, исследования и разработки, сервис, сбыт, реклама, продвижение товара);
5) информационная система (характеристика информационных потоков, их направления, информационные взаимосвязи между подразделениями организации и внешней средой, построить схему информационных связей, произвести анализ эффективности документооборота, используемые компьютерные программы и средства связи).
В ходе анализа необходимо выделить основные количественные показатели по каждому функциональному направлению организации за последние два-три года, представить их в табличной и графической формах. Например,
№ | Показатели | Единица измерения | % от 2009 | План на 2012 | ||
2.2 Внешняя диагностика:
1) Оценка ситуации на рынке (выявление экономических, политических, социокультурных, технологических факторов, оказывающих влияние на деятельность организации – РEST-анализ);
№ | Сфера влияния | Факторы | Знак влияния +, – |
1. | Экономическая | ||
2. | Технологическая | ||
3. | Политическая, правовая | ||
4. | Социокультурная |
2) Анализ основных конкурентов (анализ конкурентов по основным группам товаров и услуг организации);
№ | Группа товаров/услуг | Конкуренты | Рынок сбыта | Цены | Качество | ||||||
Выс. | Ср. | Низ. | Выс. | Ср. | Низ. | Выс. | Ср. | Низ. | |||
3) Анализ основных клиентов и партнеров (анализ клиентов осуществить по группам за последний отчетный год, присвоить каждой группе соответствующую категорию: «А» - высокая частота обращений и объем заказов, «В» - средняя (высокая) частота и невысокий объем продаж, «С» - низкая частота и объем заказов; анализ основных партнеров сделать самостоятельно).
№ | Группа клиентов | Профес., отраслев. принад. | Частота закупок, обращений | Платеже-способность | Относ. доля в объеме продаж(%) | Кате-гория А, В, С | ||||
Выс. | Ср. | Низ. | Выс. | Ср. | Низ. | |||||
2.3. Какими свойствами обладает исследуемая социально-экономическая система? Поясните.
Какие новые свойства сформировала и проявила исследуемая система в процессе взаимодействия со средой в последние годы.
Задание 3. Проблематика исследования.
На основе выполненного анализа (внутренней и внешней диагностики) составить рейтинг проблем, существующих в деятельности рассматриваемой социально-экономической системе с использованием следующих критериев:
1) острая необходимость разрешения проблемы;
2) ценность ожидаемого результата;
3) возможность решения проблемы в данный момент.
Задание 4. Программа исследования.
Составить программу исследования одной из выделенных проблем по следующей схеме:
4.1 актуальность исследования проблемы (обоснование необходимости проведения исследования - 2-3 стр.);
4.2 цель и задачи исследования (цель – ожидаемый результат от проведения исследования, задачи детализируют цель, определяют основные направления для исследования);
4.3 объект и предмет исследования (объект – организация или ее структурное подразделение, которые являются носителем проблемной ситуации, предмет исследования – проблема, требующая разрешения);
4.4 гипотеза исследования (научное предположение об изучаемой проблеме);
4.5 методы исследования (рассмотреть подробно каждый предложенный метод и его применение в исследовании);
4.6 необходимые ресурсы (материальные, финансовые, технические, кадровые, информационные);
4.7 предполагаемый результат исследования (варианты решения проблемы, модель, программа, технология, методика и др.).
Задание 5. Качество исследования и его результаты.
Оценить качество проведенного исследования и предложить варианты решения проблемы в рассматриваемой организации.
Задания оформляются в виде творческой исследовательской работы и защищаются на занятиях, оцениваются преподавателем и экспертной комиссией, состоящей из числа лучших студентов.