ВО ГЛАВЕ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ 10 глава




Степан не хотел сразу идти мимо Астрахани — нельзя: было без разведывания бросаться очертя голову в руки к Прозоровскому. Разин собирался: выждать, осмотреться, дождаться, как это было до сих пор под всеми крупными городами, тайных выходов к нему черных людей, разузнать у них доподлинно обо всем и лишь после этого действовать.

Два года не был Разин на Волге, о многом он знал, но о многом и не догадывался. Он все еще ждал против себя: новых ратей, новых окриков воеводы Прозоровского. Поэтому и ощетинились казаки на Четырех Буграх, поставили свой стан на самой вершине острова; кругом каменистые крутые берега, подступы к ним: поросли камышом, и есть к острову с воды лишь один узкий между камышами проход.

Любил Разин загадки своим врагам загадывать, любил селиться на кручах и на островах, также сделал он и на этот раз. Отсюда можно было сноситься с Астраханью, здесь хозяином был он, а не Прозоровский; посидим на Буграх, посмотрим, что станет делать астраханский воевода. А там видно будет.

А дела на Руси тем временем менялись. Не воровским, опальным от царя атаманом, учинившим мелкую шкоду, пришел теперь Стенька Разин под Астрахань, а опасным государевым преступником, перед именем которого трепетали воеводы и бояре по городам, стрелецкие головы, сотники и пятидесятники по крепостцам и острожкам. Бредила Стенькой вся голь перекатная от Астрахани до Нижнего Новгорода и далее. Люди бежали к нему со всех сторон, не ведая, где он и будет ли где. Донская голытьба ждала его как своего коренного атамана, черные люди по городам готовились к его встрече как к празднику, тщились хоть одним глазом посмотреть на невиданного чародея и простых людей заступника. Хорошо говорили о Стеньке и многие стрельцы — Стенька-де свой человек, за нас, за стрельцов простых, стоит и нас, стрельцов, жалует.

И над всем этим катилась по Российскому государству Степанова слава победителя бусурман и освободителя православных от шаховой неволи.

Такого запросто в колодки не забьешь, кнутом на площади не отхлещешь. Поднять руку на Разина означало для воевод — поднять руку на голодное и обозленное голутвенное казачество, на всех черных людей. Это хорошо понимала и Москва, это понимал и князь Прозоровский.

За время разинского похода волжские города были изрядно укреплены, сюда пришло еще несколько стрелецких приказов[22]с севера. По волжскому устью и на взморье день и ночь стояли береговые и морские караулы, чтобы сразу же дать знать о появлении казаков. Степан Разин должен был сразу же попасть в тесное кольцо мощных крепостей, стрелецких полков, опытных боевых воевод. Но задираться с ним желания у Москвы не было. Пусть астраханский воевода договорится с казаками миром, пусть Стенька принесет повинную царю, и тогда будут прощены все его тяжкие преступления против государя. Царь дал новую милостивую грамоту казакам и направил ее в Астрахань. Кроне отпущения вин, там говорилось, чтобы послужил теперь Разин со всем тщанием великому государю. Кроме того, воеводы сами не хотели ссориться со Степаном: может, с миром пройдет, на радостях и поминков отвалит — слухи ходили, что везет с собой Разин добра полные струги.

Но ничего этого не знал Степан, ощерившись на своих Четырех Буграх. Не знал он, что вышедший из Астрахани ему навстречу воевода Семен Львов нес с собой новую милостивую царскую грамоту, и когда неподалеку от острова вдруг показались пятьдесят львовских стругов, набитых битком стрельцами, Разин заколебался. Вот оно! Дал о себе сразу же знать воевода Прозоровский, дождался: своего врага казацкого атамана, видно, не забыли Разину за давностью ни волжского каравана, ни Беклемешева, ни Яицкого городка, а теперь вот еще — разгром Басарги и захват царских поминков.

У Разина не было на острове и тысячи казаков, лишь 22 струга привел он с собой из тяжелого персидского похода: что он мог поделать с такой невеликой силой против огромного астраханского войска? И второй раз за время похода смутился Разин.

Струги Львова подходили все ближе. Можно было уже различить пушки, поставленные у них на носах. Сейчас они ударят по разинскому стану, и полетят каменные брызги во все стороны. Львов шутить не любит, этого, как Беклемешева, в воду не кинешь. Еще утром Разин говорил казакам: «Если увидим, что равны нам силы, то будем биться, а нет — уйдем на Куму, а оттуда на Дон, по дороге еще отгоним у горских черкесов лошадей».

Теперь же у казаков была лишь одна мысль — бежать, только бежать, спасти захваченное добро, пройти незамеченными мимо Астрахани либо протоками, либо обойти ее степью, либо уйти на Куму, как говорил Степан. Но все уже смешалось, казаки бросились к стругам, стали спешно выгребать из узкого пролива в море.

Докладывал позднее князь Прозоровский в Москву великому государю: «И воровские… казаки, увидя ратных людей ополчение и стройство и над собою промысел, вметався в струги, побежали на море в дальние места. И он, князь Семен, шел за ними морем от Четырех Бугров з 20 верст и, видя, что их не угнать и поиску над ними учинить не мочно, послал к ним грамоту великого государя с Никитою Скрипицыным».

На этот раз ничего не приврал для Москвы астраханский воевода. Казаки опомнились лишь тогда, когда струги Львова остались далеко позади. В великом смущении сидел Разин в каком-то чужом, не своем, атаманском, струге. Он даже не помнил, как и оказался в нем. Все вдруг смешалось, не казацкое войско, а какая-то слепая, охваченная страхом толпа. Как бежали в одиночку из помещичьих усадеб, так и спасались кто во что горазд, как бог на душу положит. Все накопленное двумя годами его трудов и стараний рассыпалось прахом в какие-то несколько минут. Молчал Степан, молчали и казаки, будто очнулись от глубокого, дурманящего сна. И тут увидели, что от астраханской флотилии отделился один струг, машут на нем люди руками к ним, казакам, хотят говорить, а остальные львовские струги уходят обратно к Четырем Буграм.

Ко всему был готов Разин, но только не к милостивой царской грамоте. Никита Скрипицын, посланный Львова, сообщил атаману, что не биться с ним пришел князь Семен, а порешить дело миром, что в особом лар-це лежит для него, Стеньки, государева грамота и чтоб не дурил он больше в море и по взморью, а шел бы на переговоры к воеводе Львову.

Вмиг переменился Степан, поднял голову, подбоченился, прищурился, глянул быстренько щелками глаз на казаков. Пусть смотрят, каков у них атаман, — сам царь помнит о нем, шлет к нему свою грамоту. А раз не казнят, а милуют его — значит, непорядок у них на Руси, просто так Москва вины не отпускает. Что ж, грех сейчас не пойти на мировую: казаки измучены, устали, больны, боевого припаса осталось мало, что ни день, то умирают его товарищи от тяжких южных болезней, несколько человек зарыли уже на Четырех Буграх. Умел Разин падать, но умел и подниматься, и словно не было ни страха, ни бегства позорного от князя Львова. Грозно смотрел атаман на воеводского посланца.

— Что хочете от нас? — спросил Степан у Скрипицына.

— Просил сказать вам воевода, стольник князь Семен Иванович Львов, чтобы шли вы с миром в Астрахань, а оттуда к себе на Дон, а пушки свои, которые захватили на Волге и в Яицком городке, сдали бы, отдали бы и большие морские струги, отпустили людей служилых, что задержали вы у себя силой, а также купецкого сына и прочих пленников.

Ничего не ответил Разин воеводскому посланцу, а попросил время подумать. Поплыли казаки снова к Четырем Буграм, пропустил их Львов и заступил своими стругами обратный путь в море. Теперь только и могли казаки, что идти на Астрахань.

Собрал Степан круг, но не обычный — привольный да говорливый, надо было быстрый ответ давать Львову. Да и какой тут ответ может быть — и так все ясно: надо принимать воеводские условия. Хоть и обидные они были, но другого выхода не было, разве что пробиваться куда глаза глядят, и потом вновь брести безвестно протоками и степью. Здесь же казакам обещали почет и уважение, свободный пропуск на Астрахань и на Дон. И никаких там вин и опал за ними больше не останется. Об этом и говорил Разин казакам: хочет нас царь миром улещить — пусть улещивает…

Казаки согласились принять условия Львова и послали вместе со Скрипицыным к воеводе двух своих выборных людей. Те пришли к Львову и сказали ему речи, которые передал с ними их атаман Степан Тимофеевич: «Просим мы от всего нашего казацкого войска, чтоб великий государь пожаловал, велел вины их им отдать и против великого государя грамоты на Дон отпустить с пожитками их, а они за те свои вины рады великому государю служить и головами своими платить, где великий государь укажет. А пушки, которые взяли они на Волге, на насаде и на стругах, и в Яицком городке, и в шахове области, отдадут и служилых людей астраханцев и иных низовых городов, которые взяты в Яицком городке и на Волге, отпустят они в Астрахань, а струги и струговые припасы отдадут на Царицыне. А что им говорил Микита Скрипицын о купчинине сыне, чтоб ево прислать к нему, князю Семену, и купчинин сын хотел им за себя дать откупу 5000 рублев, только об одаче того купчинина сына они в войску помыслят».

Львов выслушал разинских посланцев и не упорствовал, не придирался ко всем посланным со Скрипицыным своим статьям. На том и порешили. Для достоверности воевода привел разинских посланцев к вере, и они на тех договорных статьях поклялись за все свое войско и икону целовали.

Князь Львов ждал Степана Разина на берегу. Невысокий, с изрядным брюшком, на тонких ножках, стоял воевода впереди своих стрельцов, покачивался на каблуках, важно приподымал голову. Вид смешной, а взгляд острый, умный. Казацкие струги причалили к берегу, и атаман направился навстречу воеводе. Он шел одетый в дорогой, шитый жемчугом кафтан, в дорогой шапке, блистая отделанным золотом и серебром оружием. Сзади атамана шли казаки — все в дорогих же одеждах.

— Здравствуй, князь Семен Иванович, — обратился Разин к воеводе, — бьем челом тебе всем нашим войском на твои милости, рады служить тебе.

Во все глаза смотрел Разин на неказистого воеводу: не орел, а воин, видно, славный. Разину уже рассказали, как взял воевода Яицкий городок, как выбил стрельцов, выбежавших из городка и укрывшихся на Кулалинском острове.

— Здравствуй, атаман Степан Тимофеевич, — отвечал Львов. — Все ли живы-здоровы в твоем войске, как дошли вы до родных земель? Не устали ли?

Прищурился воевода, поднял одну бровь. Понял Разин княжескую насмешку, но сдержался, не стал дерзить, ответил:

— Благодарствую, князь Семен Иванович, шли мы до вас десять дней, отдохнули изрядно. Хотим поскорее до дома добраться.

— Прими, атаман, милостивую государеву грамоту, — сказал Львов и сделал знак рукой. Один из дворян, стоявших сзади князя, вышел вперед и с поклоном протянул Степану грамоту, перевязанную дорогим шнурком. Разин с поклоном же взял грамоту, поднес ее к губам, а потом положил за пазуху.

Он сделал знак, и тут же казаки поднесли дворянину в подарок золотой кубок персидской работы и ткани: атаман знал обычаи и величал поминками человека, подавшего ему грамоту от великого государя.

Богатые поминки получил и сам Львов — шубу соболью, жемчуга, дорогую конскую сбрую, серебряные и полотые кубки и блюда. Небогат был Львов, всю жизнь провел в походах и боях; на далеких государевых окраинах верно служил Российскому государству, а таких поминков не выслужил. Заблестели глаза слезой у старого воеводы; он тут же объявил Степана своим названым сыном, дал ему в знак родства икону пресвятой богородицы. Атаман и воевода под радостные крики стрельцов и казаков обнялись, облобызались. Прошла слеза у воеводы, и подумал он, что усмирил он теперь совсем бунташного Стеньку и приведет с собой в Астрахань позади своих стругов.

Разин действительно стих, строго наказал казакам не надирать служилых людей; сам он высказывал названому отцу всяческое почтение. И не мог видеть князь, как, идя следом за воеводскими стругами, Степан с казаками посмеивался над ним, с ухмылкой разглядывал государеву грамоту, ругал ее.

 

ДЕСЯТЬ СЛАВНЫХ ДНЕЙ

 

С утра 21 августа 1669 года вся Астрахань пришла в движение. Особенно волновалась астраханская голутва. Изокраинных слободок, темных углов, далеких улиц бежали к берегу Волги работные люди, ремесленники, ярыжки, повылезли на свет все потаенные люди, пробирались на берег с оглядкой. Встречал в это утро астраханский черный люд батюшку атамана Степана Тимофеевича Разина. Вот он наступил, долгожданный миг — приходит к ним заступник и спаситель, чародей и кудесник, поглядеть на него только бы одним глазком, услышать голос его…

С крепостных стен ударили из пушек, в ответ с моря также зазвучали пушечные выстрелы — струги Львова и Разина подходили к Астрахани.

Степан стоял в своем челне одетый в тот же кафтан, в котором он вышел к Львову. Ладный, статный, блистающий дорогим оружием, он стоял на виду тысяч людей, собравшихся на берегу, и приветствовал их. А те люди вопили славу батюшке Степану Тимофеевичу, тянули к нему руки, смотрели на атамана жадными глазами.

Воеводские струги пристали к берегу, а Разин проплыл дальше, подыскивая место для своего стана: хотели казаки укрепить себя под Астраханью, а уж после этого выйти в город.

Место такое нашлось на одном из прибрежных островов. Скинули казаки дорогую одежду, остались в одних полотняных рубахах, похватали в руки лопаты, кирки, ломики и начали устраивать свой стан. Набросали вокруг землю, поставили на валок пушки, развели костры, и кашевары приступили к приготовлению ествы.

Лишь на следующий день появились казаки в Астрахани. Они шли по улицам города, увешанные золотыми и серебряными украшениями, на загрубелых от весел и сабельных рукояток пальцах горели перстни, драгоценные венцы и диадемы украшали их мохнатые шапки, из-за пояса торчали пистолеты в дорогой оправе, расцвеченные золотой и серебряной насечкой, нависали над землей сабли в дорогих ножнах, сафьяновые сапоги взбивали астраханскую пыль.

Казаки шли на базар. Каждый из них тащил с собой персидскую парчу, шелка, изделия из золота и серебра. И здесь же на ходу, не доходя до базара, началась веселая казацкая торговля. Не скупясь и не торгуясь, казаки отдавали по дешевке свои товары местным купцам, ростовщикам, дворянам, всяким приказным людям. Фунт шелка шел по восемнадцати денег. По небывало низкой цене спускали казаки и золото и серебро. Они веселились, глядя, как хватали их товары покупатели, как горели у них глаза и как готовы они были перегрызть друг другу глотку за лишний серебряный стаканчик.

Набежали в торг и иноземцы. В тот же вечер здешний голландский купец записал в своей тетрадке об этом удивительном торге: «Я сам купил за сорок рублей огромную золотую цепь, величиной в сажень, за каждым золотым кольцом было по пяти драгоценных камней».

Здесь же, на месте, казаки и тратили полученные деньги: покупали русские либо иноземные товары, вино; здесь же распивали его с городскими людьми, не скупясь и же считаясь. Удивляли народ своей щедростью.

Городская голутва с восторгом смотрела на разинских работничков. Вот она, завидная вольная казацкая доля — богатство, слава, почет. Ругали, ругали казаков: и воры-то они, и бунтовщики, и виселицу уже всем уготовил воевода Прозоровский, и на же тебе — ходят по городу, хозяева, сорят деньгами, пьют и гуляют без меры. Победители бусурман, государевы прощенники. И никаких там вин за ними больше нет, никаких грехов. Так повернул дело Степан Тимофеевич. И не беда, что ходят казаки с опухшими, желтыми лицами, с язвами на коже. Это пройдет, заживет. Важно другое — богатую и привольную жизнь добыли они себе сами, своим оружием, своим бунтовством. Нет, не воры они и не разбойники, а самые желанные и праведные люди. Еще вчера они были такими же бедняками, холопами, ярыжками, крестьянами, как и они, астраханская голь, а сегодня — большие люди, а их атамана жалует сам царь всея Великия и Малыя и Белыя России.

Разин не торопился появляться в городе, не спешил идти на поклон к воеводе, а заодно хотел присмотреться, как примут в Астрахани его казаков. Лишь через несколько дней устланный коврами струг с атаманом причалил к городскому берегу. Но и на этот раз Разин не спешил в приказную избу.

Он вышел на берег и отправился бродить по улицам Астрахани, рядом с ним плотной кучкой шли казаки из атаманской охраны, готовые в любую минуту прикрыть своими телами Степана Тимофеевича.

Разина ждали. Люди толпились вдоль атаманова пути, величали Степана. Иные в умилении становились на коле-пи и благословляли его, иные клали ему поясные поклоны, снимали перед ним шапки. Разин останавливался, говорил с бедными людьми, щедро одаривал их золотой и серебряной монетой. Особую милость оказывал он совсем нищим и убогим, а богатых купчин, дворян, приказных словно и не замечал.

С тех пор как ушел Разин из России, прошел не один долгий месяц, многое подзабылось за морем, а вернулся — все то же: голод, батоги, воеводское самоуправство, приказное лизоблюдство. Сиры и беззащитны простые люди перед большими людьми, хищными псами. На том стояла и стоит государева Русь. И снова мрачнел Разин, а казаки дивились на своего атамана, гадали, отчего не радуется он, не торгует. Но надо было соблюдать и свой уговор с князем Львовым. Иначе Прозоровский все равно не выпустит его с немногими людьми из Астрахани, задержит, запустошит, животы отнимет. Здесь не надо было лезть на рожон.

Дошла очередь и до приказной избы. 25 августа Разин появился в Астрахани в сопровождении есаулов и сотников. В приказной избе он сложил свой атаманский бунчук, знамена, отдал приказным ханова сына Шабалду, которого взял под Свиным островом; вернул Степан царю и поминки его — персидских кровных аргамаков и купецкого сына Сехамбетя отдал же приказным. Отпустил Разин по уговору и кое-кого из служилых людей, которые пошли с ним неволей и теперь пожелали уйти от него. Но пушки и струги он отдавать не торопился, не заикался Степан и о товарах, отобранных у персидского купчины под Астраханью, молчал также про полоняников, захваченных в Персии и у туркмен. Приказные нажимали, и тогда Разин, чтобы не доводить дело до ссоры, приказал выдать пять медных и шестнадцать железных пушек, а также тринадцать стругов морских, а взамен их взял у воеводы мелкие речные суда, чтобы дойти на них до Царицына и Дона. А четыре медных пушечки и шестнадцать железных затинных Разин оставил себе — надобны были те пушки, сказал он приказным людям, для прохода по степи от Царицына до Паншина городка и для обороны от крымских и от азовских воинских людей. Пообещал Степан прислать те пушечки в Царицын тотчас с приставами, как казаки придут на Дон.

Так и доложили приказные воеводе. По остальным же делам Разин желал говорить только с самим князем Прозоровским.

Били также челом казаки в приказной избе, чтобы позволил им воевода послать станицу в Москву принести вины казацкие самому великому государю. Скрепя сердце воевода согласился, очень уж ему не хотелось тех воров пропускать к государю на Москву.

Шестеро разинских посланцев во главе с Лазаркой Тимофеевым отбыли на Саратов и на Нижний, а далее на Москву.

День шел за днем, а Разин не торопился на воеводский двор и вроде бы не собирался выполнять обещанное. Зато казаки исправно появлялись в городе, лечились, отмывались в астраханских банях, торговали без удержу, пили и братались с черными людьми.

Наконец Разин появился на воеводском дворе. Князь Прозоровский встретил его на крыльце как дорогого гостя, рядом стояли воевода Семен Львов, дьяк и подьячие, стрелецкие начальники, служилые иноземцы. Разин подошел к крыльцу, поклонился воеводе в пояс, преподнес богатые поминки — ткани, ковер бухарской работы, кубок золотой. Говорил Разин речь, а сам так и впивался глазами в лицо князя. Так вот он каков, воевода Прозоровский, гроза казаков, наместник царя на юге. Высокий, сухой, с седой гривой волос, в седой же бороде.

Другие речи говорили уже в княжеской палате и за столом. Богато угостил Прозоровский атамана, но слова ого были вовсе не сладкими. Многажды говорил князь, чтоб их, казаков, всех поименно переписать, а пушки, которые они взяли с боем на Волге, и в Яицком городке, и Карабузанском протоке, и за морем в шаховой области, товары шахова купчины и всякие пожитки, которые они взяли с бусы на взморье, отдали бы сполна. И еще требовал воевода, чтобы отдали казаки всех полонных людей, захваченных в походе. Степан слушал воеводу, ел, пил, похвалил угощение, посматривал на князя Ивана Семеновича. Все выговорил воевода казакам. Теперь заговорил Разин: «Мы, казаки, бьем челом великому государю и приносим ему все свои вины. А товары, которые мы взяли в бусах и на взморье, отдать никак не можем, потому что те товары у нас, казаков, раздуванены, а после дувану уже проданы и в платье переделаны. А полон мы имели саблею, и многие наши братья за тот полон в шаховой области на боях побиты, поранены и в полон пойманы. И тот полон у нас в разделе досталось пяти, десяти, а иным и двадцати человекам один полоняник. А именной переписки казакам ни на Дону, ни на Яике нигде и никогда, ни по каким казацким правам не повелось, и в милостивой грамоте великого государя того не сказано, чтобы нам быть в переписке и пушки и рухлядь, которые мы в воровстве добыли, отдать обратно. На том тебе, боярин и воевода князь Иван Семенович, все наше казацкое войско бьет челом».

На другой день снова был Разин на воеводском дворе, снова были поминки, угощенья и речи многие, но казаки стояли на своем — переписке не быть и то, что саблею добыто — не отдавать. Когда же воевода послал Разину иноземца, полковника Видероса, и тот повторил старые воеводские требования, то Степан гордо ответил ему: «Иди и передай своему воеводе, что людей переписывать не дам, мы не крепостные, а вольные люди, и пушек не выдам. Что ж, по-вашему, я должен предать друзей своих, которые служили мне верой и правдой. Подожди, полковник, скоро я посчитаюсь с боярином за все притеснения. Ни воевода, ни царь мне не указ!»

Хоть и кричал и ругался воевода после этого, клял Стеньку, вора и бунтовщика, последними словами, но смирился, потому что вся астраханская голытьба молилась на казаков, шаталась, стервенела с каждым днем пребывания их в городе. Каждый приход казаков в Астрахань кончался тем, что на остров, в казацкий стан, сбегал то один, то другой житель. Это были холопы, всякие должники, ярыжки. Хозяева били челом воеводе, чтобы вернул людей, но воевода, боясь народного взрыва, молчал. Пусть же берут свою рухлядь и пушечки да убираются поскорее из Астрахани, а полоняников и товары с бусы пусть шаховы люди сами выкупают. На том и порешили.

Воевода бурлил, а Разин вел себя спокойно, будто все шло как надо. С утра он отправлялся в гости по воеводским дворам, и в каждом был стол, вино. Степан приходил не с пустыми руками, не-с воеводам богатые поминки. Звали его к себе и богатые купцы, здешние видные иноземцы. Воевода Прозоровский и Львов, в свою очередь, приходили к нему в гости на струг. Там на виду у всего города Степан принимал больших людей, потчевал их, одаривал. А потом, когда бояре уходили, казаки чистили их при всем честном народе, а Разин грозил, что доберется он еще до животов этих богатин, пошарпает их.

Жутко и радостно становилось на душе у черных людей, когда они слышали эти атамановы бахвальные речи. И не знали, чему верить. То пьет Разин с боярами, одаривается, то ругает их, поминает недобрым словом даже самого великого государя. А Разин хитрил. Его станица ушла в Москву к великому государю, в ларце у него лежит милостивая грамотка от царя. Чем он не слуга его царского величества, вины ему отпущены, на царскую службу взять его обещают. Попробуй тронь теперь атамана. Но и дурить в Астрахани нельзя, за каждым его тагом, за каждым словом следят воеводы, Прозоровский — старый недруг казацкий — особенно. Против него-то и можно прикрыться царской грамотой и царским именем. Пил Степан на воеводских и боярских дворах за ого, царское величество, и за благоверную царицу, и за царевичей. Поднимал кубки и за воевод, и приказных людей, но невеселые это были пиры ни для самого Степана, ни для астраханских больших людей. Тяжело было говорить, смеяться, притворяться; следили друг за другом, приглядывались. Среди пира вдруг замечал Разин чей-нибудь пристальный, тяжелый взгляд или видел, как наклонялись воеводы друг к другу, говорили что-то вполголоса, косились в его сторону.

…В это утро Степан был в добром расположении духа. Над Астраханью стояло жаркое августовское солнце. Толпы людей теснились на берегу, на припеке и, несмотря на жару, величали атамана, а он сидел в своем струге с товарищами и говорил многие речи. Вспоминали походы, поднимали чарки, пели песни. На плечах у Степана была накинута дорогая соболья шуба, та самая, что согревала его в холодные дни на Миян-Кале. Поверх меха висели полотые и серебряные украшения. Вот тут-то и подоспел Прозоровский. То ли случайно оказался он на берегу, то ли оповестили его, что сидит Разин в струге весь в дорогом и пирует, но только подкатил воевода к самой воде и направился к разинской лодке. Принял Степан воеводу как должно, поднес чарку, попотчевал. А Прозоровский глаз не сводил с разинской шубы.

— Подари-ка ты мне, атаман, свою шубу, зачем она тебе.

— К вечеру похолодает, воевода, разве можно мне без шубы, — отшучивался Степан.

— Отдай шубу, где-нибудь поволю тебе, атаман. — Прозоровский погладил веселый блестящий мех.

— Не тронь, Иван Семенович, эта шуба досталась мне в бою, не к лицу тебе у меня, простого казака, добычу выпрашивать.

— Эх, атаман, не то ты говоришь, — зло сощурился Прозоровский, — зря пренебрегаешь воеводской милостью. Мы ведь в Москве все можем учинить — и добро и дурно.

Распалился и Разин, но спорить с воеводой не стал, скинул в сердцах шубу с плеч, бросил ее воеводе. Только и сказал:

— Как бы не было тебе в ней жарко, князь, смотри, еще обожжешься.

Воевода не ответил, схватил шубу и молча сошел со струга на берег, а казаки долго еще ругали Прозоровского последними словами, сквернословили, грозили рассчитаться с вымогателем.

Любил потешиться Степан Разин на глазах у людей. Чуть не каждый день устраивал он катания на стругах напротив города, приглашал к себе на катания астраханцев всех чинов, потчевал на воде. Сказывали астраханцы, что во время одного такого катания, изрядно захмелев, утопил Степан в Волге красавицу полонянку. Как попала она к казакам, того никто не ведал. Одни говорили, что взял ее Разин в татарских улусах близ Яика и возил с собой всюду, другие говорили, что это персиянка, дочь Менеды-хана и сестра ханова сына Шабалды, которую захватил Разин под Свиным островом. Известно было, что никому ее Разин не показывал и крепко любил. А казаки были недовольны: первый раз баба объявилась среди воинов. Не к лицу это было казацкому атаману. Роптали казаки, но терпели, боялись Степана. Потом, глядя на атамана, и сами решили побаловаться. Незадолго перед этим астраханцы притащили одного казака, бросили его к ногам Разина, закричали, что насильничал казак над мужней женой. Расправа атамана была короткой. Казаку завязали над головой рубаху, насыпали в нее камней и бросили в Волгу — блюди казацкие порядки, не срами войско, уважай людей, не к врагам, а к друзьям пришли. С тех пор совсем хмуро стали смотреть казаки на Стенькину любовь. А теперь во хмелю кто-то сказал об этом слово поперек атамана. Смолчал Разин, словно и не слышал. А когда струги вышли на середину реки, вдруг поднялся, схватил свою любимицу, поднял над головой и, как была она в дорогой парче, в жемчугах и золоте, бросил в Волгу. Слыхали люди, что сказал тогда Степан так: «Ах, ты, Волга, река великая! Много ты дала мне, золота и серебра, богатства всякого, славою и честью меня наградила, а я так и не отблагодарил. Так возьми же и с меня поминок». Потом сел атаман на скамью и смахнул хмельную слезу…

4 сентября 1669 года Разин уходил из Астрахани на Дон. Перед этим он вдруг кончил пиры и катания и засел в своем стане. Целыми днями к нему из Астрахани приезжали в лодках какие-то люди, и Разин долго и много говорил с ними, а были те люди черные и «голые» из ремесленных слободок, с окраин, холопы и всякие обиженные. В эти же дни казаки ходили по городу уже не с, торговлишкой, а неизвестно зачем; подходили вплотную к крепостным стенам, глядели на пушечный астраханский наряд, крутились около крепостных ворот. Доносили верные люди Прозоровскому, что смотрят казаки крепостные астраханские укрепления, встречаются со всякими темными людьми. Воевода приказывал еще строже смотреть за казаками. Запретить же им ходить по городу он не мог.

Уходил Разин из Астрахани как победитель — при пушках и оружии, со всем своим войском и со всеми прибранными в дороге людьми, в том числе и с астраханцами, не переписанный и не сосчитанный, со многими граблеными животами и с выкупом, взятым за шахова купчинины товары и за Сехамбетя. Вопили вслед ему черные люди, величали своим батюшкой. Наказывал тайно многим из них перед тем Степан ждать его.

Видели воеводы, что уже здесь перед уходом затевал Стенька какое-то новое большое воровство, а какое — то было неведомо.

 

«…ЧТОБ БЫЛИ ГОТОВЫ»

 

Уходил Разин до срока. И он сам, и городские черные люди, и казаки знали, что эта их встреча не последняя, что настанет время, и вновь придет в Астрахань Степан Тимофеевич и призовет к себе всю астраханскую голытьбу. А пока срок еще не настал. Уносил с собой Степан прочную поддержку простых людей и крепкую свою ненависть к воеводам, боярам, дьякам, купцам. Корыстолюбивые, злобные к ним, казакам, большие астраханские люди вызывали у него омерзение.

Особую ненависть уносил он к Ивану Прозоровскому.

Незадолго перед уходом казаков на Дон воевода призвал к себе Разина.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: