Учение о спасении Нового Завета




Приходит, наконец, время родиться Самому Востоку свыше. Ангел является во сне Иосифу и повелевает ему назвать рождающегося Младенца Иисусом. "Ибо, - говорит Ангел, - Он спасет людей Своих от грехов их " (Мф.1,21). В этом спасении от грехов полагал Свое призвание и Сам Господь Иисус Христос. "Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас". В чине пострижения прибавляется: "обремененные грехами, и эта прибавка вполне оправдывается дальнейшим ходом речи. В чем состоит предлагаемое Христом упокоение? "Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем: и найдете покой душам вашим" (Мф.11,28-29). Покой, спасение - в перемене нравов. Верный Своему призванию "взыскать и спасти погибшее", Сын Человеческий приходит в дом Закхея и говорит: "ныне пришло спасение дому сему, потому что и он (Закхей) сын Авраама". Слова же эти сказаны были в ответ на восклицание Закхея: "Господи, половину имения моего отдам нищим и, если кого обидел, воздам вчетверо" (Лк.19,10,9,8). Мытарь, сребролюбец по самому своему положению, вдруг разрешается от уз своей страсти. Господь и называет это спасением.

Св. Апостол Петр убеждает своих читателей благодушно переносить все скорби здешней жизни, чтобы "достигуть, наконец, верою спасения душ". "По примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках,.. зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца" (1Пет.1,9,15,18-19).

Св. Апостол Павел так описывает спасение, совершенное Иисусом Христом: Явившаяся благодать Божия потому и "спасительна всем человекам", что "научает нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благо честно жили в нынешнем веке". В этом и цель, и смысл дела, совершенного для нас Иисусом Христом, так как "Он дал Себя за нас (для того именно), чтобы избавить нас от всякого беззакония, и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам " (Тит.2,11-12,14), чтобы "избавить нас от настоящего лукавого века " (Гал.1,4).- Спасение состоит в том, что Бог "избавил нас от власти тьмы "; а тьма эта была наше отчуждение от Бога и греховная жизнь. "По расположению к злым делам", мы были враждебно настроены против Бога и "отчуждены" этим от Него (себялюбцу всякий, кто полагает предел его хотению, представляется врагом). "Ныне Бог примирил нас,.. чтобы представить нас святыми, и непорочными, и неповинными пред Собою". Но все это, конечно, под тем непременным условием, если мы пребываем в своем призвании: "Если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали" (Кол.1,13,21-23), иначе вражда наша против Бога опять воскреснет.

Главное в вопросе о спасении полагается священными писателями в грехе самом в себе, даже независимо от его последствий. Страдание не есть зло для человека, - злом является грех; от него жаждали избавиться люди Ветхого Завета; свободу от него проповедал Христос с апостолами Своими в Новом.

Учение свв. Отцов

Отцы Церкви также понимали спасение, как спасение прежде всего от грехов. "Христос наш, - говорит св. Иустин Мученик, - искупил нас, погруженных в тягчайшие грехи, соделанные нами, - чрез Свое распятие на дереве и чрез освящение нас водою и сделал нас домом молитвы и поклонения ". "Мы, - говорит св. Иустин, - еще будучи преданы блудодеянию и всякому вообще гнусному делу, совлекли в себе благодатию, дарованною нашим Иисусом по воле Отца Его, все нечистое и злое, во что мы были облечены. На нас восстает диавол, всегда действующий против нас и желающий всех привлечь к себе; но Ангел Божий, т.е. сила Божия, ниспосланная нам чрез Иисуса Христа, запрещает ему, и он удаляется от нас. И мы как будто выхвачены из огня, потому что избавлены и от прежних грехов, и от мучения и пламени, которые готовит нам диавол и все слуги его, и от которых опять избавляет нас Иисус Сын Божий". Таким образом, св. Иустин не позабывает и последствий греха, но избавление от них представляется ему последствием спасения, а не его существом и главной целью {" опять избавляет"). Сущность же спасения в том, что Господь Иисус Христос даровал нам силу, которою побеждаем прилоги нападающего на нас диавола и пребываем свободными от своих прежних страстей.

"Я, - говорит преп. Ефрем Сирин, - спасся от множества долгов, от легиона грехов, от тяжких уз неправды и от сетей греха, Спасся от лукавых дел, от тайных беззаконий, от скверны растления, от мерзости заблуждений. Восстал я из этой тины, изник из этого рва, вышел из этой тьмы; уврачуй же, Господи, по неложному обетованию Твоему, все немощи, какие видишь во мне". В этих словах преп. Ефрем не только выражает сущность спасения со стороны его содержания, но дает понять и самую форму его, способ, каким оно совершается: оно не есть какое-нибудь внешне-судебное или магическое действие, а развитие, постепенно совершающееся в человеке действием благодати Божией, так что могут быть степени искупления. "Совершенный христианин, - выражает эту же мысль св. Отец, - всякую добродетель и все превосходящие природу нашу совершенные плоды духа... производит с услаждением и духовным удовольствием, как естественные и обыкновенные, уже без утомления и легко, не борясь более с греховными страстями, как совершенно искупленный Господом ".

Ту же мысль можно найти в очень ясной форме у св. Афанасия Александрийского, "Поелику, - говорит он, - естество человеческое, претерпев изменение, оставило правду и возлюбило беззаконие, то Единородный соделался человеком, чтобы, в Себе Самом исправив сие, внушить естеству человеческому - любить правду и ненавидеть беззаконие".

Христос "именуется, по словам св. Григория Богослова, "Избавлением" (1Кор.1,30), как освобождающий нас, содержимых под грехом, как давший Себя за нас в искупление, в очистительную жертву за вселенную".

Сущность спасения

Итак, с православной точки зрения, сущность, смысл и последняя цель спасения человека состоит в избавлении его от греха и в даровании ему вечной святой жизни в общении с Богом, О последствиях греха, о смерти, страдании и прочем православный отнюдь не забывает, отнюдь не является неблагодарным за избавление от них Богу, - но это избавление не является для него главной радостию, как оно является в жизнепонимании правовом. Подобно апостолу Павлу, православный сокрушается не столько о том, что ему грозит наказание за грех, от которого (греха) он не может никак освободиться, сколько о том, что ему не "избавиться от сего тела смерти", в котором живет "ин закон, противовоюющий" услаждающему его "закону ума" (Рим.7,22-25). Не страх за себя, а желание святости, жизни по Богу заставляет скорбеть истинного подвижника благочестия.

Если же в этом сущность спасения, тогда и самый способ его становится для нас определенным.

Если думать только о том, чтобы избавить человека от страдания, тогда совершенно безразлично, свободно ли или не свободно со стороны человека это избавление. Но если человека нужно сделать праведным, нужно освободить именно от греха, тогда совсем не безразлично, будет ли человек только страдательным предметом для действия сверхъестественной силы, или сам будет участвовать в своем избавлении.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: