Типология семей по уровню социальной адаптации




Работа

С родителями


Пояснительная записка

Согласно традиции, сложившейся в нашей стране, проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), рассматриваются в большинстве случаев исключительно через призму проблем самого ребенка. Считается достаточным ограничиться методическими рекомендациями родителям по вопросам обучения и некоторыми советами, касающимися воспитания ребенка. Однако, как свидетельствует практика, такое воздействие, несмотря на старания и усилия со стороны специалистов, оказывается недостаточным, так как из поля зрения исключается один из аспектов, требующих особого внимания, а именно: родители ребенка с ОВЗ.

На сегодняшний день уже многие родители осознали, что они не имеют достаточных знаний и опыта, для того, чтобы помочь своим детям в освоении знаний, умений и навыков. Особенно это касается тех семей, которые воспитывают ребенка с различными нарушениями, ребенка-инвалида.

Проблема взаимодействия школы с семьей была рассмотрена в работах Т.В. Воликовой. К.Е. Игошева, В.А. Маишевой, О.Н. Урбанской и др., исследовавших вопросы организации и содержании работы с родителями младших школьников.

Исследования семей, воспитывающих ребенка с нарушением интеллекта представлены в работах Л.Б. Баряевой, И.М. Бгажноковой, А.П.Зарина, Н.П. Вайзман и др.

Семьи, воспитывающие особого ребенка, требуют к себе индивидуального подхода, но в педагогической практике не всегда складывается система взаимодействия с семьей, основанная на изучении и решении её проблем, и организации поддержки. В педагогической практике имеет место противоречие между социальными запросами семьи в психолого-педагогическом сопровождении развития ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида и неготовностью школы к удовлетворению данной потребности родителей.

Типология семей по уровню социальной адаптации

Для выстраивания системы взаимодействия с семьями, воспитывающими ребенка с ОВЗ, прежде всего, необходимо разобраться в особенностях, типологии и характеристике данной социальной категории.

Остановимся на следующей комплексной типологии, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому:

- благополучные семьи,

- семьи группы риска,

- неблагополучные семьи,

- асоциальные семьи.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстрее адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем, им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

Семьи групп риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания с большим напряжением своих сил, поэтому педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптивными факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в зависимости от этого подбирать другие формы и методы педагогического просвещения, нежели в первом случае.

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, мало результативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны педагога.

Асоциальные семьи - те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни, воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа педагога и ОУ с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а так же органами опеки и попечительства.

Знание педагогами данной типологии позволит выстроить систему взаимодействия с учетом различных категорий семей.

Практический опыт работы с родителями показывает, что начинать работу с ними по включению семьи ребёнка во все сферы воспитания и обучения следует с того её члена, который наиболее подготовлен к этому морально, физически и психологически.

Семья-это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития. Семья и школа - два общественных института, которые стоят у истоков будущего. Их воспитательные функции различны, но для развития ребенка необходимо их взаимодействие. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и школы. Задача педагога - всеми доступными ему средствами достигать взаимодействия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности. Педагог с первых дней знакомства с родителями должен донести до них мысль о том, что источником благополучия ребенка в семье является любовь к нему родителей.

Для достижения успеха родителям и педагогам необходимо:

· осознать, что только общими усилиями семьи и школы можно помочь ребенку; с уважением и пониманием относиться друг другу;

· помнить о том, что ребенок – уникальная личность. Поэтому недопустимо его сравнивать с другими детьми, мы должны ценить их индивидуальность, поддерживать и развивать её;

· в родителях и педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь;

· педагогам – воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливыми;

· родителям – внушать ребенку доверие к педагогу и активно участвовать в делах класса;

· педагогам – учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни класса;

· родителям и педагогам – проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании и обучении детей. Учитывать точку зрения самого ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции;

· регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.

Чтобы способствовать успехам в школе детей с особыми потребностями, школа и педагоги могут:

а) стать педагогами для родителей – научить, как обрести надежду на успех в отношении обучения ребенка; показать, что достижение успеха в учебе цениться в семье высоко: создать в доме благоприятные условия для учебы; б) общаться с родителями – информировать родителей о делах школы; организовывать личные встречи, обмен мнениями, собрания, конференции; в) привлекать родителей к помощи – создавать в классах родительские группы поддержки для проведения классной и внеклассной работы;

г) предлагать родителям домашние обучающие задания (с пояснениями их выполнения).

Таким образом, изучение управленческой, психолого-педагогической и методической литературы по вопросам взаимодействия педагога с родителями учащихся начальных классов и процессам организации взаимодействием с семьей, психофизических особенностей младшего школьника с нарушениями интеллекта, индивидуальных особенностей воспитания младших школьников с умеренной умственной отсталостью в семье позволило нам выявить следующие аспекты:

· Повышение качества воспитания и обучения школьников с выраженным нарушением интеллекта требует активизации совместных усилий школы и семьи, совместного поиска наиболее эффективных путей воспитания. Организация работы школы с семьей может быть успешно осуществлена на основе комплексного подхода к воспитанию, при котором обеспечивается единство обучения и семейного воспитания, направленность содержания, форм и методов работы с родителями на достижение общих целей и задач воспитания и обучения. Под работой с родителями мы понимаем план, цель которого является распространение информации, а также формирование у родителей умений и навыков, помогающих в организации педагогически целесообразных внутрисемейных отношений.

· Психофизическое развитие младшего школьника с выраженным нарушением интеллекта значительно отличается от развития младшего школьника с сохранным интеллектом, что определяет создание особых условий для воспитания, обучение и развития такого ребенка. Для успешного развития данной категории детей необходимо создание единого воспитательного пространства, где школа будет выступать в роли помощника семье по формированию знаний, умений и навыков, и способствовать организации педагогически целесообразных внутрисемейных отношений.

· Младший школьник с выраженным нарушением интеллекта обуславливает особые педагогические условия в семье. Перед родителями стоит трудная задача найти оптимальные методы воспитания, обучения и развития. От того, насколько будут грамотны родители в данных вопросах и создадут благоприятную атмосферу в семье, зависит становление и развитие личности ребенка, развитие его способностей, социальной адаптации в окружающем мире и вся последующая жизнь.

Цель взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с выраженным нарушением интеллекта: объединение усилий педагога и родителей в процессе обучения и воспитания ребенка, повышение психолого-педагогической компетентности родителей, ликвидация неконструктивного родительского отношения к своим детям, принятие родителями на себя определенной ответственности за то, что происходит с их ребенком.

Задачи, которые решаются по ходу достижения цели взаимодействия:

· проанализировать взаимоотношения в семье к ребенку, её воспитательные возможности;

· выработать адекватные представления о возможностях и потребностях ребенка с выраженным нарушением интеллекта;

· корректировать взаимоотношений с ребенком;

· выработать единые педагогические требования к учащимся.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: