Говоря об инновационном развитии библиотеки, необходимо помнить, что этот процесс имеет две главные составляющие — реализацию инновационных проектов и развитие инновационного потенциала.
Под инновационным библиотечным проектом часто понимается программа развития, комплекс действий (мероприятий), обеспечивающих получение инновационного результата — внедрение и распространение различных новшеств в деятельности библиотеки. Следует учитывать, что практически все библиотечные проекты — некоммерческие, то есть не преследуют своей основной целью получение финансовой и иной прибыли.
Опираясь на другие определения проектов, можно сказать, что инновационный проект в библиотеке — это система взаимосвязанных и взаимообусловленных (по ресурсам, срокам и исполнителям) мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач), которые будут способствовать развитию (изменению, модернизации) деятельности библиотеки.
Инновационные проекты удобно разделить на внешние и внутренние. Внутренние (библиотечные) проекты реализуются внутри библиотеки и направлены на модернизацию и оптимизацию ее деятельности. Часто такие проекты «незаметны» пользователям; иногда они не сознаются как инновационные. Основными группами таких проектов можно считать:
-Формирование и эксплуатацию электронных ресурсов.
-Сохранение библиотечных фондов.
-Повышение квалификации, подготовку и переподготовку библиотечных кадров.
-Развитие дополнительных видов деятельности.
-
Ярким примером таких проектов в муниципальном бюджетном учреждении культуры «Сланцевская центральная городская библиотека» могут служить следующие проекты: Программа работы с персоналом муниципального учреждения культуры «Сланцевская центральная городская библиотека» (автор: заместитель директора муниципального учреждения культуры «Сланцевская центральная городская библиотека» Марина Борисовна Орлова); проект «Документальный поток: библиотека в интеграции информационных ресурсов населению» (автор проекта главный библиограф МБУК СЦГБ Вера Михайловна Гуслина);проект «Реклама ресурсов Молодежного библиотечного центра МОСТ» (автор специалист молодежного библиотечного центра МОСТ Дмитрий Александрович Головачев).
Внешние проекты можно обозначить и как социально-культурные, причем именно они чаще всего позиционируются как инновационные. Такие проекты можно сгруппировать следующим образом:
1. Социализирующая и просветительская деятельность с определенными группами населения (пенсионеры, инвалиды, дети, подростки, предприниматели). На 2012 год муниципальным бюджетным учреждением культуры «Сланцевская центральная городская библиотека» заявлены следующие проекты, которые можно отнести к указанной группе:
Проект «Портрет современного молодого человека» Проект направлен на создание развивающей книжной и информационной молодежной среды.
Программа «Классное чтение»: программа литературно-художественного развития детей и Программа направлена на создание условий доступа ребенка к лучшим образцам современной качественной литературы, создание среды, в которой ребенок может наиболее полно раскрыть свои возможности и реализовать свои способности.
Проект «Я+МИР »: открытие зала актуальной информации для подростков, их родителей и учителей для помощи в самоопределении, самоутверждении и творческом самовыражении подростка, для ориентации его в правильном выборе жизненного пути.
Программа «Теплый дом»: программа объединения людей старшего и пожилого возраста, жителей города с ограниченными возможностями с целью создания центра общения, способствующего нахождению интересных собеседников и единомышленников, возможности наиболее полного проявления творческой и социальной активности, поддержка в трудных жизненных ситуациях.
Программа «Радуйтесь миру со мной!»: программа творческого развития и общения жителей города для знакомства с талантливыми людьми города, для поддержки их в самореализации и творчестве, для знакомства с их творчеством широкого круга горожан и для включения горожан в атмосферу творческого общения и развития
Программа развития студии эстетического и творческого развития «Остров радости», цель которой - формирование познавательно-творческой среды, способствующей открытию прекрасного, личностному развитию, творческому самовыражению и развитию талантов
2. Историко-краеведческая деятельность. На 2012 год муниципальным бюджетным учреждением культуры «Сланцевская центральная городская библиотека» заявлена программа «Земля Сланцевская в истории России». Цель этой программы - создание системы постоянной трансляции и популяризации краеведческих знаний, раскрытие богатейшей истории края и его культурного наследия для его жителей. Программа имеет расширение в сторону межрегионального и международного сотрудничества, включая в себя сотрудничество с партнерами из Псковской области и с Эстонии. Органичной составляющей программы является деятельность творческого союза «Ковчег».
3. Содействие развитию культуры региона - участие в культурных программах. Проект муниципального бюджетного учреждения «Сланцевская центральная городская библиотека» «Солнечные встречи в Сланцах» участвует в Долгосрочной целевой программе «Культура Ленинградской области».
Проект муниципального бюджетного учреждения «Сланцевская центральная городская библиотека» «Школа для заботливых родителей «Зернышко» участвует в Долгосрочной целевой программе «Демографическое развитие Ленинградской области».
Проект муниципального бюджетного учреждения «Сланцевская центральная городская библиотека» «Открытая Школа волонтеров» участвует в Долгосрочной целевой программе «Молодежь Ленинградской области».
Отдельно необходимо сказать о проектах, финансирование которых происходит в результате конкурсов - международных, российских. В 2012 году мы планируем традиционно участвовать в конкурсах на Грант Президента РФ, а также в конкурсах, которые проводят российские и международные фонды, среди приоритетов которых объявлены культурные, социальные приоритеты.
Отзыв
руководителя практики от организации
Ф.И.О. Студента | Щугорева Юлия Борисовна |
Место прохождения практики | Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Сланцевская центральная городская библиотека» (МБУК СЦГБ) |
Дата начала прохождения практики | |
Дата окончания прохождения практики |
Оценка деловой активности и производственной дисциплины практиканта
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка выполнения программы практики
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общая оценка работы практиканта («отлично», «хорошо», «удовлетварительно», «неудовлетварительно»)
М.П. руководитель практики
от организации _______________________/_________________________