К 90-летию Лазаря Тарлера




 

Центр Петрозаводска. Фото С. Майстермана

Деятельность архитектора в городе подчинена генеральному плану, которым обусловлено положение всех основных площадей и магистралей, характер и масштаб застройки улиц – главных и второстепенных. Казалось бы, места для творческого маневра практически не остается, когда заранее обозначены даже высота зданий и их габариты в плане. Тем не менее, у архитекторов первого послевоенного десятилетия была в руках еще одна волшебная палочка – освоение классического наследия, призывавшего проектировать и строить, «принимая во внимание прочность, пользу и красоту».

Раскрывая понятие красоты в архитектуре, знаменитый римлянин Витрувий писал в своем трактате «Десять книг об архитектуре» так: «Красота достигается приятным и нарядным видом сооружения и тем, что соотношения его членов соответствуют должным правилам соразмерности».

Красота города и красота отдельных зданий была потребностью тогда, сразу после войны. Почти жизненной потребностью.

Петрозаводск, 1941 год. Фото с сайта SA-Kuva Улица Дзержинского. Фото с сайта SA-Kuva

Петрозаводск, сильно разрушенный и сожженный в годы Великой Отечественной войны, сразу после освобождения в 1944 году начал активно застраиваться. Кроме строительных специальностей, остро необходимых в то время, потребовалось много специалистов-проектировщиков.

Республиканская проектная контора, которая с 1934 года вела основное проектирование в Петрозаводске и республике, растеряла за годы войны большую часть своего состава. Однако образованное при Совнаркоме Карело-Финской ССР в 1944 году Управление по делам Архитектуры поставило одной из первейших задач укрепление кадрами своей подведомственной проектной организации. Быстрое увеличение штата происходило в основном за счет приглашаемых в Карелию выпускников строительных вузов.

В конце 1940-х – начале 1950-х в Петрозаводске работала большая группа архитекторов, приехавших в наш город из Москвы и Ленинграда. Нина и Ростислав Корневы, Эмилия Тентюкова, Нина Алферова, Галина Воронова, Ляля Мунасыпова, Марина Старченко, Фарид Рехмуков, Виль Шелухин, Лазарь Тарлер и другие придумали и нарисовали практически на пустом месте новый Петрозаводск, ставший родным для его жителей.

Ответственность перед петрозаводчанами, потерявшими в войне свой город, умение создать уютную и гармоничную среду, ансамблевое мышление, проявляющееся даже при проектировании небольших зданий – всё это выдает высокий профессионализм молодых архитекторов, понимавших специфику своего ремесла совсем не только как возможность показать себя. Архитектура – самое социальное из всех искусств, в фокусе которого всегда человек, горожанин. Так издавна воспитывали архитекторов. И благодаря этому центр Петрозаводска, возведенный в первые послевоенные годы, до сих пор являет собой самую любимую всеми часть города – таланты и способности разных зодчих в совокупности дали слаженную картину, соответствующую «должным правилам соразмерности».

Следование правилам и законам классического наследия требовало от архитекторов больших умений, особенно по части рисования и художественной подготовки. Это всегда давалось и до сих пор дается в архитектурных вузах, но способности у всех разные, и кто-то, что вполне естественно, в работе достигает большего успеха.

Архитектор Лазарь Тарлер

Одним из замечательных архитекторов первого послевоенного десятилетия, работавшим в Петрозаводске, является Лазарь Юделевич Тарлер, отмечающий 26 марта свой 90-летний юбилей.

Он работал у нас сравнительно недолго, уехал в 1956 году. За те шесть лет, что проектировал Лазарь Тарлер в Петрозаводске, он успел построить столько, сколько иным не удается за всю творческую жизнь. Конечно, можно ссылаться на строительный бум, что наступил в период восстановления города, однако это нисколько не умаляет профессиональных достоинств молодого архитектора.

Л. Тарлер, с малых лет живший в Ленинграде, в марте 1950-го по собственному желанию распределился в Петрозаводск, чтобы проектировать и строить, проверяя себя на профпригодность в сложных послевоенных условиях в чужом городе.

48-квартирный дом на углу улиц Кирова — М. Подгорная

 

Первой работой вчерашнего выпускника архитектурного факультета Ленинградского инженерно-строительного института Лазаря Тарлера стал 48-квартирный жилой дом с магазинами на углу улиц Кирова и Малой Подгорной (ныне – Титова).

Обсуждение проекта Тарлера в Союзе архитекторов. 1950 год

Для упрощения проектирования молодому архитектору было предложено использовать типовые планировки квартир. «Однако по принятой секции запроектировано только 8 квартир. 9 квартир являются удачным видоизменением типовой секции автором проекта. Остальные 31 квартира решены автором для данного дома заново», — замечает московский архитектор, выполнявший экспертизу проекта, и добавляет в конце своего обширного заключения: «В целом проект следует признать добросовестно и со вкусом выполненным».

 

48-квартирный дом Тарлера. Деталь карниза

Несмотря на угловое положение здания, в данной конкретной ситуации дом не должен был никак выделяться среди застройки улицы Малой Подгорной, так как рядом располагались такие значимые объекты, как Госбанк и Центральный Комитет КП (б) КФССР. В связи с этим архитектура фасадов 48-квартирного дома решалась спокойной плоскостью стены с выделением первого этажа арочными проемами, подчеркивающими его общественно-торговое назначение. Небольшая деталь – хорошо прорисованный венчающий карниз здания – выдает руку мастера.

 

Дом 12 по пр. Карла Маркса

 

Очень важной для архитектора стала в 1951-1952 годах работа над 87-квартирным домом на углу улицы Куйбышева и проспектом Карла Маркса. Задача – возвести здание на месте бывшего Гостиного двора, являвшегося одним из главных элементов объемно-планировочной структуры центра Петрозаводска, казалось бы, непосильная при строительстве обычного жилого дома, пусть и с магазинами по первому этажу.

Автору удалось с помощью архитектурных приемов придать этому зданию образ устойчивости и основательности, своего рода форпоста на выходе застройки проспекта к пространству площади Кирова. Наружные стены первого этажа, имеющего б о льшую высоту в связи с его общественным назначением, выделены не только цветом, но и глубоким штукатурным рустом, отделенным от основного поля стены профилированной тягой междуэтажного карниза. Переломы корпуса на повороте оформлены восьмигранными полубашнями, выходящими над уровнем карниза аттиками-балюстрадами. Появление башен позволило увеличить ширину главного фасада, решенного путем среза острого угла, продиктованного пересечением улиц.

 

Дом 12. Фрагмент. Фото Андрея Барабанова

 

Масштаб и характер, градостроительная значимость объекта на переходе от проспекта к огромной площади Кирова – всё сложилось и гармонично слилось в этом красивейшем здании Петрозаводска, построенном в 1956 году. Дом с двумя гранеными башнями по углам главного фасада словно раскинул два крыла по улицам, объединяя их, обозначая важность каждой из них, задавая направления композиционного развития: по проспекту Карла Маркса к площади Ленина, по улице Куйбышева – к строящемуся зданию ЦК КП(б) КФССР (архитекторы Ф. Рехмуков и К. Гутин) на Малой Подгорной.

 

Ансамбль улицы Куйбышева. Проект архитектора Эмилии Тентюковой

 

Проектирующийся в начале 1950-х ансамбль «дом Тарлера – здание ЦК» на отрезке улицы Куйбышева, выходящей к площади Кирова, поражает своей цельностью и классичностью ленинградской архитектурной школы. Этот ансамбль создавали несколько архитекторов, и их совместная работа – улучшить и выявить достоинства каждого объекта – действительно напоминает игру хорошего оркестра. Такие взаимоотношения в архитектурной среде были хорошим тоном и давали в результате ощутимую гармонию городской среды.

 

Дома Тарлера на плане центральной части города

 

Архитектором Тарлером были запроектированы все дома, располагающиеся в квартале между проспектом Карла Маркса, улицами Кирова, Титова и Куйбышева, кроме здания универмага «Карелия». Жилые дома №№ 12 и 14 по Карла Маркса, №№7 и 9 по ул. Титова построены в одном стиле, декорированы достаточно большим количеством хорошо прорисованных деталей, характерных для творчества архитектора и художника Лазаря Тарлера. Пилястры, лепные гирлянды, вазы, розетки, медальоны, всяческие архитектурные подробности с цветочными и растительными мотивами, а также орнаментикой, соответствующей своему времени: серпы и молоты с пятиконечными звездами. Разглядывать можно очень долго!

 

Дом Тарлера. Фрагмент Дом 7 по ул. Титова. Сандрик с пилястрами Дом Тарлера. Фрагмент. Фото Игоря Подгорного

В уровне 2-3-го этажей на стенах домов ритмично расположены декоративные обрамления окон в виде полуциркульных сандриков с пилястрами. Венчающие карнизы зданий имеют довольно большой вынос, поддерживаемый лепными кронштейнами. Декорирование остальных трех домов в квартале, конечно, уступает дому №12 в изобильности и богатстве, но решено автором не менее изысканно.

К сожалению, отсутствие ремонтов – очистки фасадов, побелки деталей и покраски – снижает эстетические качества архитектурных затей, которые в настоящее время не применяются в новом строительстве. В удовлетворительном состоянии находятся лишь уличные фасады домов на Карла Маркса и Куйбышева. Винтаж уже давно в моде. Отчего же на наших «винтажных» домах пропадает такая красота?

 

Закономерным в развитии творчества архитектора Тарлера стала очередная масштабная работа, выполненная им в 1954 году, – «Эскизный проект застройки проспекта Ленина». Этот проект представлял собой, кроме обязательных планов, две развертки – четная и нечетная стороны проспекта с детальной прорисовкой всех существующих и проектируемых зданий. Развитие университета с общежитием на углу, ансамбль новой привокзальной площади, положение и габариты 119-квартирного дома, выход проспекта к озеру и многие другие градостроительные узлы главной городской магистрали решались в этой работе, давшей направление к комплексной ансамблевой застройке и в большой степени реализовавшейся.

Главный проспект столицы союзной Карело-Финской ССР в этом проекте выглядел очень достойно и репрезентативно. Тонко и с любовью прорисованные детали маленьких домиков на ватмане стали той канвой, по которой впоследствии застраивался наш проспект. Правда, многие красивые дома с башнями и бельведерами на рубеже 1950-60-х годов были построены в сильно упрощенном виде. Или попросту заменены типовыми.

 

Все коллеги отмечали у Лазаря Тарлера большой талант рисовальщика. Шаржи, портреты, легкие наброски, стенгазеты – это, так сказать, побочные занятия. В 1957 году в издательстве Карельской АССР вышел путеводитель «Кижский погост», авторами которого были Вячеслав Орфинский и Лазарь Тарлер. Художественное оформление и иллюстрации – архитектора Лазаря Тарлера.

Кажется, главное, в чем воплотился художественный талант Тарлера, – это те самые «излишества» на фасадах его зданий, которыми можно любоваться до сих пор.

 

Дом на Ал. Невского, 31. 1980 год. Фото Б. Бойцова Дом на Ал. Невского, 31. 1980 год. Фото Б. Бойцова

 

Дом «Кустпромшвея» с пошивочным ателье в первом этаже на пр. Урицкого (ныне Александра Невского), 31 как будто построен только для того, чтобы стать основой для сочного барельефа – богатое обрамление входа словно обещает посетителю что-то непревзойденное по мастерству закройщиков-швейников. Обидно, что расстекловка витрин этого дома изменилась и тем самым внесла диссонанс в образ стильного здания. А одна из витрин вообще превратилась в дверь. Жаль. Архитектура здания ясно показывает, где здесь должен быть вход, и он должен быть единственным на главном фасаде.

 

Дом на Ал. Невского, 31 Обрамление портала Обрамление портала

Архитектор Тарлер очень ревниво и придирчиво относился к переносу в натуру своих проектов. Из поколения в поколение проектировщиков «Карелпроекта» передается история о том, как Тарлер на строительстве своего 87-квартирного дома срубил топором плохо выполненные детали на фасаде, потому что строители не хотели их переделывать, дескать, высоко – никто не разглядит. Этот поступок – не хулиганство, а отношение архитектора к своей профессии, работе своей и всех причастных к ней.

 

Так получилось, что центр Петрозаводска сохранил свою планировочную структуру – сетку улиц, разбитую в конце XVIII века по утвержденному Екатериной II плану города, только благодаря тому, что при воссоздании после войны ей не дали пропасть проектировщики нового генплана – архитекторы ЛенГИПРОГОРа.

Большинство деревянных домов было уничтожено, впрочем, как и каменных. Инженерных сетей практически не существовало в той степени, чтобы сохранять улицы на своем месте. Город не только возрождался, он рождался буквально с чистого листа.

Классицистическая сетка улиц Петрозаводска могла исчезнуть, но неоклассический послевоенный город в полной мере использовал этот чудесный исторический подарок – конфирмованный план Екатерины 1785 года. Вдоль улиц этого плана встали новые дома, наполнив собой сожженный войной город.

Неоклассицизму первого послевоенного десятилетия как нельзя лучше подошел классицистический план екатерининского времени! И еще – те архитекторы, которые работали в Петрозаводске, стремясь своим трудом сделать его самым лучшим.

 

Лазарь Тарлер. Нью-Йорк. 2012 год. Архив А. Мунасыповой

 

Вместо эпилога. Архитектор Тарлер после отъезда из Петрозаводска работал в Ленинграде с 1957-го по 1992 год, из этого времени более 30 лет в славном ЛенГИПРОГОРе, выполняя генеральные планы многих городов СССР, в том числе Хабаровска, Якутска, Йошкар-Олы и других. Преподавал архитектурное проектирование в Ленинградском инженерно-строительном институте. С 1992 года живет и работает в Нью-Йорке. Работает по своей профессии – архитектором и художником.

Творческого долголетия Вам, Лазарь Юделевич! Удачи и здоровья!

Хочу сообщить, что Ваши дома №12 и №14 по пр. Карла Маркса в 2014 году включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.

 

Заинтересовал материал? Поделитесь в социальных сетях и оставьте комментарий ниже:

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: