Алексей Трубин
Для начала определимся с пониманием понятия «сетевой проект». Основные признаки, отличающие эту форму от других:
· единый формат проведения для всех участников;
· множественность площадок реализации проекта;
· координация проекта из центрального штаба (оргкомитета);
· объединение данных о проведении проекта со всех площадок на одном информационном ресурсе (интернет-сайте).
Формат сетевого проекта подходит для крупных городских организаций, а в первую очередь – движений, поскольку позволяет объединить большое количество активистов без общего сбора и больших ресурсных затрат.
Какие же этапы необходимо пройти, чтобы организовать сетевой проект? Рассмотрим на конкретном примере.
Задача: разработать и реализовать сетевой проект в честь Дня города Москвы. Такой пример выбран, так как хорошо демонстрирует условия ограниченности времени. Ребята только возвращаются с летнего отдыха, а праздник уже в начале сентября. На подготовку проекта – не больше полутора недель.
Шаг первый. В сети интернет (на сайте, в социальной сети) или по телефону распространяется информация о том, что на определённый день назначен мозговой штурм по разработке сетевого социального проекта, посвящённого Дню Города.
Шаг второй. Активисты, заинтересованные в объявленной теме и имеющие свои идеи, собираются в штабе организации на мозговой штурм. Ведущий (руководитель организации, председатель детского органа соуправления) объявляет собравшимся задачу: разработать проект, соответствующий понятию «сетевой», посвящённый к Дню города.
Первым этапом обсуждения должно стать формулирование проблемы, которую мы хотим затронуть (конечно не решить, поскольку решение проблемы – процесс долгосрочный) в нашем проекте. Начинается генерация идей, которые записываются на доске. Из них общим мнением предстоит выбрать наиболее актуальные (1-2 проблемы). Для мегаполиса таковой является разобщённость жителей, негативный эмоциональный фон. Именно эту проблему берём за основу.
Второй этап мозгового штурма – выявление способов локального решения выбранной проблемы. Условно – что мы вообще можем сделать, чтобы приблизиться к решению проблемы? Для выбранной нами – это создание связей между жителями города, эмоционального единства в честь общего праздника.
Третий этап штурма – генерация идей конкретных действий, соответствующих выбранной проблеме и способу её решения. Здесь, как правило, идей больше всего. Это самый сложный из этапов. Ведущий собрания должен напомнить задачу: создать «сетевой» проект, исходя из ресурсов, которыми располагает организация и активисты (а они, как правило, невелики). Идеи записываются подряд на доске. Очень важно на третьем этапе ограничить любую критику идей. Если кто-то из собравшихся начинает критиковать других, стоит предложить ему высказать собственную идею. Это возвращает всех в рабочее русло. Из опыта работы могу сказать, что большинство предложенных активистами идей будут либо абсурдными, либо малореализуемыми в условиях ограниченности времени и ресурсов. Так было и всегда будет. Ребёнок защищается от ответственности и организационных нагрузок, предлагая заведомо «взрослые» проекты (которые взрослые сделают, а дети в них просто поучаствуют). При обсуждении проекта ко Дню города предлагают устроить большие праздники в каждом дворе с музыкой, организовать большой велопробег по паркам столицы, провести концерт и многое другое. Всё это, конечно, можно организовать, но к формату «сетевого», а уж тем более «детского» проекта они не подходят.
Для того чтобы подвести итоги и начать работу, существуют последние два этапа собрания активистов.
Четвёртый этап – формулирование сути проекта и формата его проведения. Из потока идей, записанных на доске, общим голосованием (или обсуждением) выбирается одна, которая и ляжет в основу проекта. Что же выбрали ребята для акции ко Дню города? Поздравления от жителей города друг другу. По задумке активистов, жители города на улицах напишут слова поздравлений другим москвичам, а ребята в ответ передадут им поздравление, написанное ранее кем-то ещё. Таким образом произойдёт обмен праздничными эмоциями и жители станут чуть ближе друг к другу. Интересно? На мой взгляд, вполне. Реализуемо? Безусловно.
Пятый этап собрания – самый важный, ведь он является фактическим началом реализации «сетевого» проекта. В ходе него определяется название, требуемые для акции ресурсы, назначаются активисты-организаторы и взрослые-кураторы. Для придуманной акции ко Дню города, предположим, было выбрано название «Мы шагаем по Москве», а самые активные ребята вызвались организовывать её. Теперь определим, какие ресурсы нам необходимы. У всех активистов, которые выйдут на улицы города, должны быть:
· какой-либо единый элемент одежды с логотипом организации (это не обязательно, но, безусловно, будет эффектнее);
· бланки поздравлений с логотипом акции и праздничным оформлением установленной организаторами формы (единой для всех);
· ручки для написания поздравлений;
· фотоаппараты для фиксации процесса проведения акции.
Также должен быть открыт центральный штаб, который в реальном времени будет контролировать процесс проведения акции и обновлять информацию на сайте организации, а значит на сайте должен быть создан специальный портал (страница). Это тоже относим к требуемым ресурсам. Всё. Пора за работу.
Шаг третий. До акции остаётся 7-10 дней. Нам нужно набрать организаторов акции на местах – тех, кто в День города будет перемещаться по улицам, принимая и передавая поздравления. Активисты-организаторы начинают распространение информации. Здесь хороши все средства. Рассмотрим основные:
· социальные сети (каждый из активистов движения размещает у себя на странице краткую информацию об акции, подготовленную в штабе, и отсылает её своим друзьям);
· размещение в «группах» социальных сетей (создаётся группа участников акции со всей информацией, куда приглашаются все активисты движения);
· размещение на официальном сайте организации (создаётся страница акции, на которую ведёт красивая картинка с главной страницы);
· рассылка электронных сообщений (заготовленный в штабе текст рассылается по всем адресам активистов и организаций, ранее принимавших участие в деятельности движения).
Обязательным элементом этого этапа работы является регистрация всех активистов проекта на местах. Для этого организуется приём заявок (ФИО, район Москвы, контактный телефон и e-mail) на электронную почту движения (или форма регистрации размещается непосредственно на сайте движения). Регистрация необходима для координации и контроля за проведением проекта на местах.
Шаг четвёртый. Активисты набраны. Информация об их количестве и территориальном присутствии размещается на сайте. Теперь нужно их подготовить. Для этого дети-организаторы акции совместно со взрослыми координаторами разрабатывают инструкцию по её проведению на местах, а также макеты всех необходимых полиграфических материалов (в нашем случае это бланк поздравления).
Подготовленные в штабе материалы рассылаются активистам. Они своими силами распечатывают требуемое количество бланков поздравлений и внимательно знакомятся с инструкцией. При наличии таковой, они получают в штабе символику движения для ношения во время акции.
Организаторы составляют примерный график выхода активистов на улицы и места их базирования. Эта информация нужна для координации акции штабом. Также каждой группе сообщается о желательности фотографирования процесса проведения проекта.
Итак – всё готово. Можно начинать.
Шаг пятый. Собственно акция. Активисты выходят на улицы. Всё происходит по плану, в штабе обновляют новостной блок сайта, при наличии возможности активисты высылают в штаб первые фотографии, которые также незамедлительно размещаются на сайте.
Шаг шестой. Подведение итогов. К вечеру дня проведения акции, активисты высылают на электронный адрес штаба все фотографии и данные о количестве переданных и принятых поздравлений. Все мы любим хвастаться и отчитываться большими итоговыми цифрами. Создадим себе такую возможность. Оперативно размещаем информацию и фотоматериалы на сайте. Новость о прошедшей акции можно отправить в газеты и другие информационные порталы.
Вот так – быстро, незатратно и очень интересно – можно организовать «сетевой» проект. Он, в любом случае, получится масштабнее, чем одна локальная акция, и поможет не только привлечь внимание к выбранной активистами проблеме, но и поднять авторитет общественного движения в городе.
Успехов всем в добрых делах!