Вопрос №2. Сущность живого и проблема его происхождения




Занятие по ИФН 12.05.21

ТЕМА: ФИЛОСОВСКИЕ ПРОБЛЕМЫНАУК О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ

Вопрос №2. Сущность живого и проблема его происхождения

Проблема жизни относится к тем научным проблемам, которые имеют несомненный философский смысл и значение. В этой проблеме два основных аспекта, тесно взаимосвязанных между собой:

1. Вопрос о взаимоотношении живого и неживого, т.е. вопрос о сущности жизни;

2. Вопрос о происхождении или вечности жизни.

О философском значении этих вопросов свидетельствует многовековая история познания и те концепции, которые возникали в истории при попытках решить эти вопросы.

Другим свидетельством философского смыла названной проблемы служить ее глубокая связь с проблемами сознания и познания, с вопросами о природе чувственного и логического восприятия, об устойчивости и изменчивости в живой природе, об иерархичности, целостности и целесообразности строения и поведения живых систем.

На протяжение многих веков понимание жизни и смерти, отношение живого и неживого, возникновения и развития организмов становились полем метафизических спекуляций и натурфилософских построений. Вплоть до середины XIX в. проблема жизни не была даже серьезно поставлена. Отдельные гениальные догадки не меняли сути дела: жизнь либо отожествлялась с другими (неорганическими) формами движения, либо объявлялась особым феноменом, проявлением действия особого рода субстанции – жизненной силы.

Различные аспекты этой проблемы обсуждаются естествоиспытателями, философами, биологами, геологами, и другими учеными. История этой проблемы пронизана борьбой двух основных направлений: витализма и механицизма.

Витализм – идеалистическое течение в биологии, историко-философские корни которого уходят к идеям Платона о бессмертной душе и представлениям Аристотеля о форме как особой творческой силе, имеющую цель в себе (энтелехии).

На протяжении многих столетий витализм противостоял различным историческим формам материализма в биологии. Отстаивая качественную специфику жизненных процессов и их целостность, несводимость структур и функций живых систем к их механическим, физическим, химическим, кибернетическим и не органическим аналогам, витализм стимулировал развитие и углубление исследований живого с позиции механики, физики и химии, возникновение физико-химических исследований живого, биокибернетики, бионики, концепции самоорганизации.

По мере прогресса науки, развития методологии и конкретных методов исследования живого происходило изменение форм витализма. Н смену первоначальному анимизму (идеи о всеобщей одушевленности всех тел природы), ярко проявившемуся в представлениях Платона и Аристотеля, последовательно приходит механистический (машинный) витализм и физикалистский (энергетический), химический, кибернетический витализм.

Переход от одной формы витализма к другой был тесно связан со сменой господствующий в естествознании парадигм и изменением научной картины мира (на смену механистической картины мира приходит физическая, химическая, биологическая). Ожесточенная полемика виталистов и механицистов (механистических материалистов) способствовала взаимному уточнению концепций тех и других.

Виталистические концепции отразились не только в толковании сущности жизни, но и в понимании многих ее феноменов (физиологических процессов в организме, онто - и филогенеза, развития жизни как планетарного явления). Будучи специфическим преломлением идеализма в биологии, витализм оказал определенное воздействие на развитие философии. Такое влияние можно проследить в работах Дж. Лока (учение о первичных и вторичных качествах), Г. Лейбница (монадология), А. Бергсона (творческая эволюция) и др.

В современных концепциях витализм проявляется в дуалистических представлениях о живом, о соотношении души и тела, в дуалистических истолкованиях антропосоциогенеза.

В процессе исторического развития науки существенным образом менялось представление о жизни как качественно особом феномене. Первоначальные представления о жизни, свойственные эпохе древности, наделяли ею все сущее, отождествляя жизнь и движение. Явление смерти на первых парах воспринималось не как окончание жизни, а переход к ее иной форме. Механистическим трактовкам жизни противостояли и дополняли их виталистические концепции, согласно которым организм отличается от механизма наличием в нем жизненной силы или души. Противостояние механицизма и витализма в трактовке явлений жизни пронизывают всю биологию от Аристотеля до сегодняшних дней. Долгое время качественные особенности живых существ связывали с особенностями их существенного состава, со спецификой образующих их веществ (разделение химии на органическую и неорганическую) и процессов, протекающих в них. В биологии вплоть до конца XIX в. предпринимаются многочисленные попытки дать субстратные или функциональные определения жизни. Попыткой преодолеть их противостояние в XIX в. стало известное определение сущности жизни Ф. Энгельса «формы существования белковых тел, существенным моментом которого является обмен веществ». В XX в. возникает молекулярная биология, в ходе развития которой уточняется вещественный состав и физико-химические процессы, присуще живым существа.

Во всех перечисленных случаях, фактически, происходит невольная подмена определяемого – жизни – определением одной из основных форм ее бытия (организмом). Открытие простейших организмов, особенно вирусов, сильно поколебало традиционные представления и сущности жизни. До сих пор нет единого мнения о том, можно ли считать живыми вирусы, которые вне клетки организма хозяина не обладают ни одним атрибутом живого: отсутствие метаболических процессов, не способность размножаться и т.д.. Как субстратные так и функциональные определения сущности жизни, рассматривая ее как существенное свойство (атрибут) отдельных живых существ (индивидов), упускали из виду планетарную и космическую функции жизни. В свете учения В.И. Вернадского о биосфере, жизнь относиться не к отдельным организмам, а ко всейсовокупности живых существ, связанных определенными взаимоотношениями. Глубокое понимание жизни требует анализа ее содержания и орагнизации не только на организмненном уровне и суборганизменом (молекулярном, клеточном и др.), но и в более сложных по сравнению с организмом системах.

Решение проблемы происхождения жизни связанно с дальнейшим развитием идеи глобального эволюционизма, развитием космологии и космогонии, с уточнением наших знаний о молекулярных и надмолекулярных процессах живого.

В середине второй половины XIX в. проблема жизни в ее преломлении к существованию человека привлекла внимание и философов гуманитарного склада, что выразилось в появлении различного рода «философии жизни» (экзенциализм, ницшеанство, русский экзинциализм), абсолютизирующих отдельные стороны духовной жизни и психической деятельности человека.

Использованная литература:

1. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов, под ред. А.С. Мамзина. – Спб.:Питер, 2008. – 304 с.

2. История и философия науки для аспирантов: кандидатский экзамен: учебное пособие / В.Е. Золотухин. – Ростов н/д: Фенкс, 214. – 75с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: